Приложение МААМ

Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми

вера васильченко
Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

1. Возрастная группа воспитанников

Дети старшего дошкольного возраста (с 5-7 лет)

2. Особенности детей, влияющие на подбор содержания центра познавательного развития

Характеристика детей с ФНР

Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски - вот что характерно для этого диагноза. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов

Публикация «Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми» размещена в разделах

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).

Характеристика речевого развития детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи

У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершён.

Характеристика гиперактивного ребенка

Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся, избыточная моторная активность часто не соответствует требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, с трудом ожидает своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.

Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Характеристика агрессивного ребенка

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям.

Пять видов агрессии:

• физическая (физические действия против кого-либо);

• вербальная (угрозы, крики, ругань);

• косвенная

• раздражение (вспыльчивость, грубость);

• негативизм (оппозиционная манера поведения).

Характеристика тревожного ребенка

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Психологические (поведенческие признаки) тревожности:

• ребенок грызет ногти;

• качается на стуле;

• барабанит пальцами;

• теребит волосы (не путать с кокетством);

• раскачивает ногой и пр.

3. Значение центра в развивающей среде кабинета

Сенсорный центр предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного, эмоционального фона, работоспособности ребёнка;

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Поэтому центр сенсорного развития входит в структуру в развивающей предметно-пространственной среды кабинетов.

При организации сенсорного уголка в первую очередь мы руководствовалась необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий с педагогом и самостоятельно создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным и влияют на развитие речевых навыков и психических процессов.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и платформой для коррекционной работы.

4. Планируемые результаты и показатели познавательного развития детей

у ребенка сформированы полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

развиты мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование, а также стимулирование развития всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др. ,

сформировано правильное восприятие пространства, целостное восприятие предмета,

развита мелкая моторики рук и зрительно-двигательная координация для подготовки к овладению навыками письма;

развита любознательность, воображение;

расширен запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Содержание центра сенсорного развития

1. Оснащенность центра сенсорного развития детей

Для полноценного сенсорного развития детей, нуждающихся в коррекции речи и коррекции психоэмоционального развития логопедический пункт и кабинет педагога-психолога оснащен различным стимульным материалом, направленным на развитие различных анализаторов — визуального, слухового, осязательного, кинестетического; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорного центра можно подразделить на следующие группы:

1. Тактильные ощущения. Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма.

Материалы для развития мелкой моторики;

- чудесный мешочек с набором объёмных тел (6-8 элементов)

- световой модуль для рисования песком «Радуга»

- чемоданчик с набором мелких игрушек для игр с песком и т. д.

- кинетический песок 5 цветов,

- различные виды шнуровок,

- бусины разных размеров,

- пуговицы,

- игры с прищепками,

- счётные палочки, схемы для работы с ними.

- цветная галька (3 цвета, 2 фракции)

- камушки марблс

- тактильные диски из разнообразных материалов

(кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги т. д)

- шарики пенопласта;

- пособия с различными видами застёжек (ёжик, божья коровка, павлин,

лягушка);

- массажные мячики;

- контейнеры с разноцветным песком (8 шт) и различными крупами;

декоративными камешками.

- театры: настольные (3 шт); на пальчик (3шт); теневые (7шт);

- сенсорные коробочки: лето, зима, аквариум;

- игра рыбалка 2 шт. ;

- игрушки – прыгуны 3шт. ;

- капитошка 2 шт. ;

- эспандер ручной 2 шт. ;

- конструкторы: магнитный, палочки – колечки, лего «Космос»;

- тренажер «Болты и гайки»

- пинцет;

- пипетки;

- тактильная пирамидка;

- сухой душ;

- массажные коврики;

- перья разноцветные;

- плюшевая проволока;

- разноцветные помпоны;

- сенсорное облако

2. Зрительные ощущения. Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма.

- полупрозрачные ткани различных цветов и оттенков;

- разноцветные ленты;

- калейдоскопы;

- зеркала;

- разноцветная гирлянда;

- наглядный материал и компьютерные презентации по лексическим темам;

- тренажер В. Ф. Базарного;

- изографы;

- песочные часы разного цвета (5 шт);

- сенсорная колба;

- водопад;

- градусник настроения;

- разноцветные ленточки

3. Звуковые ощущения. Сильный и громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях, вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает, таким образом, можно добиться полностью противоположных эффектов.

- фонотека на компьютере с различными звуками живой и неживой природы,

- мелодиями, песнями;

- музыкальные инструменты (бубен, дудочки, колокольчики, барабан, маракасы;

- звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.

- Д/И «Найди пару»;

4. Обонятельные ощущения. Для стимулирования через органы обоняния чаще всего используются эфирные масла. Вообще благотворное влияние различных запахов на организм человека известно еще с древних времен.

- флакончики с запахами;

- пакетики со специями;

- мешочки с ароматными травами;

- ароматические масла, палочки корицы и т. п.

2. Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в центре

Для коррекционной работы с детьми образовательное пространство центров сенсорики предоставляет необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Центры сенсорного развития кабинета педагога-психолога и логопункта содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные.

1) Способы обеспечивающие насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию коррекционных программ:

• наполнение и оснащение средствами обучения и воспитания (в том числе техническими – сенсорное облако, сенсорная колба, звучащий водопад, звездное небо и др., соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, инвентарем (в соответствии со спецификой коррекционной работы) Наполнение развивающих центров в кабинетах специалистов соответствует изучаемой и только что пройденной лексической теме (в логопункте, тематики недели в кабинете психолога, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

2) Способы обеспечивающие трансформируемость:

• изменение наполняемости и конфигурации центра в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (например, переносные конструкции макетов, мольберта, мягких модулей, подушек которые дают возможность учителю – логопеду и педагогу-психологу создавать пространство для игры – занятия в удобном месте кабинета; легкие лотки, короба для хранения материала и для удобства использования детьми).

3) Способы обеспечивающие полифункциональность:

• наличие в центре полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов (крышки от бутылок, бутылочки, коробочки, семена, разноцветные камешки, в том числе бросовых и природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в дидактических играх);

• возможность каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности

4) Способы обеспечивающие вариативность:

• наличие в разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих работу по развитию разных вариантов деятельности с ними;

• периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную (моторную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Способы обеспечивающие доступность:

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (открытые полки в шкафах);

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Способы обеспечивающие безопасность:

соответствие пособий требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (есть дети с нарушением речи - моторно неловкие, плохо координированные, есть дети гиперактитивные поэтому уделено особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Кабинеты не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, острые углы и кромки мебели закруглены.

3.3 Описание организации деятельности дошкольников в центре сенсорного развития

Совместная деятельность в сенсорном центре осуществляется в первой и во второй половине дня во время коррекционной образовательной деятельности в соответствии с расписанием занятий, организуется в подгрупповой и индивидуальной форме. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями и нарушениями психоэмоциональной сферы. Как правило, такая подгруппа состоит из трёх-четырёх детей. На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название, то есть, развивается познавательно-исследовательскую деятельность.

На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.

Педагог реализует партнерскую позицию, находится рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидит в кругу с детьми за общим столом).

При организации самостоятельной деятельности детей в центре познавательного развития основной целью является создание условий для полноценного интеллектуального развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы. Самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность детей подразумевает применение освоенных видов деятельности в стандартной и новой ситуации. Педагог здесь выступает в роли консультанта и наблюдателя.

При осуществлении взаимодействия с родителями в центре познавательного развития ребенка главная цель – совместное освоение детьми и родителями различных видов деятельности, предпочтительных в домашнем образовании и обеспечивающих познавательное развитие детей.

3.4 Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ и одаренных и др.

Индивидуализация образования - каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности психофизического развития. В ходе коррекционной работы с детьми логопатами, с детьми с отклонениями в психоэмоциональном развитии, с одаренными детьми в центрах сенсорики мы используем следующие способы.

• Разделение детей при организации коррекционной работы в центре подгруппами и индивидуально (с учетом индивидуального развития детей);

• Подбор игрового материала в соответствии с потребностями и возможностями детей, его педагогически целесообразное размещение, свобода выбора;

• Создание благоприятного эмоционального климата во время игр как условие для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят

• Субъективная оценка и поощрение ребенка за результаты и успехи

• дифференцированную помощь детям: одному – даю схему, другого – подбодряю, третьему – оказываю конкретную практическую помощь.

Мы выделяем следующие категории детей, которые нуждаются в особом способе организации деятельности.

1. Дети, не посещающие регулярно детский сад, дети с низкой работоспособностью, медлительные. Для данных детей готовятся вспомогательные технологические карточки, наглядные подсказки. Могут быть предложены задания укороченные, облегченные.

2. Дети расторможенные и гиперактивные. Задания для них дозированные. Предложение выполнить индивидуальные поручения. Особое внимание к организации безопасности во время занятий.

3. Дети замкнутые и дети с недоразвитием речи. Им оказывается помощь (дополнительные вопросы) в составлении речевого высказывания во время презентации результата.

4. Дети одаренные. Заранее готовятся задания повышенной сложности. При подгрупповых работах предлагается роль «руководителя».

Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности, социальную ситуацию и особенности развития ребенка.

3.5. Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы.

Старшая группа (5-6 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение с взрослыми и сверстниками во время игры в центре сенсорики, а также информационно познавательная инициатива.

создание положительного психологического микроклимата, в равной мере проявление любви и заботы ко всем детям: выражение радости, использование ласки и теплого слова для выражения своего отношения к ребенку;

уважение к индивидуальным вкусам и привычкам детей;

поощрение желания создавать что- либо по собственному замыслу; обращение внимания детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

при необходимости помощь детям в решении проблем организации и ходе игры;

создание условий и выделение время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам в центре.

Подготовительная к школе группа (6-8 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности основанной на развитии мелкой моторики, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы:

вводим адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

спокойно реагируем на неуспех ребенка и предлагаем несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказываем детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

создаём ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

обращаемся к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поддерживаем чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

создаем условия для самостоятельной различной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставляем детям на данный вид деятельности определенное время;

при необходимости помогаем детям решать проблемы при организации игры;

стараемся реализовывать их пожелания и предложения;

презентуем продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

В поддержке детской инициативы в работе педагога-психолога помогает сказкотерапия. Вместе со сказочными героями интересней пройти игру или выполнить задание. Методы арт-терапии повышает творческую активность ребенка, позволяя по-новому взглянуть на известные вещи, будоража его фантазию и провоцируя ребенка на смелость в своих проявлениях.

В развитии детской инициативы возможны следующие педагогические приемы:

- игра «Копилка вопросов», в ходе которой уточняется круг интересов и тем, значимых для детей, формируется умение выбрать тему и задать вопрос;

- освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий;

- освоение алгоритмов, показывающих последовательность действий от постановки цели к результату (соблюдение правил игры).

3.6. Новизна и авторский подход к структуре и содержанию центра познавательного развития:

Новизна в создании сенсорного центра при логопункте и кабинете психолога проявилась в подборе материалов наполняющих его. Мы отдаем предпочтение большому количеству природных и бросовых материалов и пособий, выполненных своими руками. Созданные условия, позволяют включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых и психоэмоциональных недостатков посредством использования полифункционального оборудования.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Годовой план работы ДОУ» Годовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада первой категории.

Методическая разработка для нетрадиционного рисования с детьми 2–3 летМетодическая разработка для нетрадиционного рисования с детьми 2–3 лет Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является.

Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку»Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку» Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи у дошкольников и младших школьников с ОНР Игра – ходилка «Помоги.

Методическая разработка «Арт-терапия с детьми дошкольного возраста» Актуальность темы: Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является.

Методическая разработка. План работы с родителями детей План работы с родителями детей 2 мл. группа Сентябрь 1. Совместные обсуждения с родителями плана взаимодействия на год. Цель: формирование.

Методическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольниковМетодическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольников Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности.

Методическая разработка по теме «Средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми» Подвижные игры с тревожными детьми. Упражнения на релаксацию и дыхание. «ДРАКА» Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Методическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторикиМетодическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым,.

Методическая разработка познавательного занятия с использованием ИКТ «Урок памяти «Подвиг Ленинграда» ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Методическая разработка занятия по теме: «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 6 мая 2019 в 07:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми» (включая файлы) размещена пользователем вера васильченко (УИ 19747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД