вера васильченко
Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми
Пояснительная записка
1. Возрастная группа воспитанников
Дети старшего дошкольного возраста (с 5-7 лет)
2. Особенности детей, влияющие на подбор содержания центра познавательного развития
Характеристика детей с ФНР
Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски - вот что характерно для этого диагноза. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов
Публикация «Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.
Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).
Характеристика речевого развития детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершён.
Характеристика гиперактивного ребенка
Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся, избыточная моторная активность часто не соответствует требованиям конкретной обстановки.
Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, с трудом ожидает своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.
Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.
Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.
Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
Характеристика агрессивного ребенка
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям.
Пять видов агрессии:
• физическая (физические действия против кого-либо);
• вербальная (угрозы, крики, ругань);
• косвенная
• раздражение (вспыльчивость, грубость);
• негативизм (оппозиционная манера поведения).
Характеристика тревожного ребенка
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.
Психологические (поведенческие признаки) тревожности:
• ребенок грызет ногти;
• качается на стуле;
• барабанит пальцами;
• теребит волосы (не путать с кокетством);
• раскачивает ногой и пр.
3. Значение центра в развивающей среде кабинета
Сенсорный центр предназначен главным образом:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, релаксации и комфортного самочувствия детей;
Создания положительного, эмоционального фона, работоспособности ребёнка;
Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Поэтому центр сенсорного развития входит в структуру в развивающей предметно-пространственной среды кабинетов.
При организации сенсорного уголка в первую очередь мы руководствовалась необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий с педагогом и самостоятельно создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным и влияют на развитие речевых навыков и психических процессов.
Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и платформой для коррекционной работы.
4. Планируемые результаты и показатели познавательного развития детей
у ребенка сформированы полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
развиты мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование, а также стимулирование развития всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др. ,
сформировано правильное восприятие пространства, целостное восприятие предмета,
развита мелкая моторики рук и зрительно-двигательная координация для подготовки к овладению навыками письма;
развита любознательность, воображение;
расширен запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Содержание центра сенсорного развития
1. Оснащенность центра сенсорного развития детей
Для полноценного сенсорного развития детей, нуждающихся в коррекции речи и коррекции психоэмоционального развития логопедический пункт и кабинет педагога-психолога оснащен различным стимульным материалом, направленным на развитие различных анализаторов — визуального, слухового, осязательного, кинестетического; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорного центра можно подразделить на следующие группы:
1. Тактильные ощущения. Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма.
Материалы для развития мелкой моторики;
- чудесный мешочек с набором объёмных тел (6-8 элементов)
- световой модуль для рисования песком «Радуга»
- чемоданчик с набором мелких игрушек для игр с песком и т. д.
- кинетический песок 5 цветов,
- различные виды шнуровок,
- бусины разных размеров,
- пуговицы,
- игры с прищепками,
- счётные палочки, схемы для работы с ними.
- цветная галька (3 цвета, 2 фракции)
- камушки марблс
- тактильные диски из разнообразных материалов
(кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги т. д)
- шарики пенопласта;
- пособия с различными видами застёжек (ёжик, божья коровка, павлин,
лягушка);
- массажные мячики;
- контейнеры с разноцветным песком (8 шт) и различными крупами;
декоративными камешками.
- театры: настольные (3 шт); на пальчик (3шт); теневые (7шт);
- сенсорные коробочки: лето, зима, аквариум;
- игра рыбалка 2 шт. ;
- игрушки – прыгуны 3шт. ;
- капитошка 2 шт. ;
- эспандер ручной 2 шт. ;
- конструкторы: магнитный, палочки – колечки, лего «Космос»;
- тренажер «Болты и гайки»
- пинцет;
- пипетки;
- тактильная пирамидка;
- сухой душ;
- массажные коврики;
- перья разноцветные;
- плюшевая проволока;
- разноцветные помпоны;
- сенсорное облако
2. Зрительные ощущения. Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма.
- полупрозрачные ткани различных цветов и оттенков;
- разноцветные ленты;
- калейдоскопы;
- зеркала;
- разноцветная гирлянда;
- наглядный материал и компьютерные презентации по лексическим темам;
- тренажер В. Ф. Базарного;
- изографы;
- песочные часы разного цвета (5 шт);
- сенсорная колба;
- водопад;
- градусник настроения;
- разноцветные ленточки
3. Звуковые ощущения. Сильный и громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях, вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает, таким образом, можно добиться полностью противоположных эффектов.
- фонотека на компьютере с различными звуками живой и неживой природы,
- мелодиями, песнями;
- музыкальные инструменты (бубен, дудочки, колокольчики, барабан, маракасы;
- звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
- Д/И «Найди пару»;
4. Обонятельные ощущения. Для стимулирования через органы обоняния чаще всего используются эфирные масла. Вообще благотворное влияние различных запахов на организм человека известно еще с древних времен.
- флакончики с запахами;
- пакетики со специями;
- мешочки с ароматными травами;
- ароматические масла, палочки корицы и т. п.
2. Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в центре
Для коррекционной работы с детьми образовательное пространство центров сенсорики предоставляет необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Центры сенсорного развития кабинета педагога-психолога и логопункта содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные.
1) Способы обеспечивающие насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию коррекционных программ:
• наполнение и оснащение средствами обучения и воспитания (в том числе техническими – сенсорное облако, сенсорная колба, звучащий водопад, звездное небо и др., соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, инвентарем (в соответствии со спецификой коррекционной работы) Наполнение развивающих центров в кабинетах специалистов соответствует изучаемой и только что пройденной лексической теме (в логопункте, тематики недели в кабинете психолога, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
2) Способы обеспечивающие трансформируемость:
• изменение наполняемости и конфигурации центра в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (например, переносные конструкции макетов, мольберта, мягких модулей, подушек которые дают возможность учителю – логопеду и педагогу-психологу создавать пространство для игры – занятия в удобном месте кабинета; легкие лотки, короба для хранения материала и для удобства использования детьми).
3) Способы обеспечивающие полифункциональность:
• наличие в центре полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов (крышки от бутылок, бутылочки, коробочки, семена, разноцветные камешки, в том числе бросовых и природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в дидактических играх);
• возможность каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности
4) Способы обеспечивающие вариативность:
• наличие в разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих работу по развитию разных вариантов деятельности с ними;
• периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную (моторную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Способы обеспечивающие доступность:
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (открытые полки в шкафах);
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Способы обеспечивающие безопасность:
соответствие пособий требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (есть дети с нарушением речи - моторно неловкие, плохо координированные, есть дети гиперактитивные поэтому уделено особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Кабинеты не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, острые углы и кромки мебели закруглены.
3.3 Описание организации деятельности дошкольников в центре сенсорного развития
Совместная деятельность в сенсорном центре осуществляется в первой и во второй половине дня во время коррекционной образовательной деятельности в соответствии с расписанием занятий, организуется в подгрупповой и индивидуальной форме. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями и нарушениями психоэмоциональной сферы. Как правило, такая подгруппа состоит из трёх-четырёх детей. На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название, то есть, развивается познавательно-исследовательскую деятельность.
На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.
Педагог реализует партнерскую позицию, находится рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидит в кругу с детьми за общим столом).
При организации самостоятельной деятельности детей в центре познавательного развития основной целью является создание условий для полноценного интеллектуального развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы. Самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность детей подразумевает применение освоенных видов деятельности в стандартной и новой ситуации. Педагог здесь выступает в роли консультанта и наблюдателя.
При осуществлении взаимодействия с родителями в центре познавательного развития ребенка главная цель – совместное освоение детьми и родителями различных видов деятельности, предпочтительных в домашнем образовании и обеспечивающих познавательное развитие детей.
3.4 Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ и одаренных и др.
Индивидуализация образования - каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности психофизического развития. В ходе коррекционной работы с детьми логопатами, с детьми с отклонениями в психоэмоциональном развитии, с одаренными детьми в центрах сенсорики мы используем следующие способы.
• Разделение детей при организации коррекционной работы в центре подгруппами и индивидуально (с учетом индивидуального развития детей);
• Подбор игрового материала в соответствии с потребностями и возможностями детей, его педагогически целесообразное размещение, свобода выбора;
• Создание благоприятного эмоционального климата во время игр как условие для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят
• Субъективная оценка и поощрение ребенка за результаты и успехи
• дифференцированную помощь детям: одному – даю схему, другого – подбодряю, третьему – оказываю конкретную практическую помощь.
Мы выделяем следующие категории детей, которые нуждаются в особом способе организации деятельности.
1. Дети, не посещающие регулярно детский сад, дети с низкой работоспособностью, медлительные. Для данных детей готовятся вспомогательные технологические карточки, наглядные подсказки. Могут быть предложены задания укороченные, облегченные.
2. Дети расторможенные и гиперактивные. Задания для них дозированные. Предложение выполнить индивидуальные поручения. Особое внимание к организации безопасности во время занятий.
3. Дети замкнутые и дети с недоразвитием речи. Им оказывается помощь (дополнительные вопросы) в составлении речевого высказывания во время презентации результата.
4. Дети одаренные. Заранее готовятся задания повышенной сложности. При подгрупповых работах предлагается роль «руководителя».
Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности, социальную ситуацию и особенности развития ребенка.
3.5. Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы.
Старшая группа (5-6 лет)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение с взрослыми и сверстниками во время игры в центре сенсорики, а также информационно познавательная инициатива.
создание положительного психологического микроклимата, в равной мере проявление любви и заботы ко всем детям: выражение радости, использование ласки и теплого слова для выражения своего отношения к ребенку;
уважение к индивидуальным вкусам и привычкам детей;
поощрение желания создавать что- либо по собственному замыслу; обращение внимания детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
при необходимости помощь детям в решении проблем организации и ходе игры;
создание условий и выделение время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам в центре.
Подготовительная к школе группа (6-8 лет)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности основанной на развитии мелкой моторики, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы:
вводим адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагируем на неуспех ребенка и предлагаем несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказываем детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
создаём ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаемся к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживаем чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
создаем условия для самостоятельной различной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставляем детям на данный вид деятельности определенное время;
при необходимости помогаем детям решать проблемы при организации игры;
стараемся реализовывать их пожелания и предложения;
презентуем продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
В поддержке детской инициативы в работе педагога-психолога помогает сказкотерапия. Вместе со сказочными героями интересней пройти игру или выполнить задание. Методы арт-терапии повышает творческую активность ребенка, позволяя по-новому взглянуть на известные вещи, будоража его фантазию и провоцируя ребенка на смелость в своих проявлениях.
В развитии детской инициативы возможны следующие педагогические приемы:
- игра «Копилка вопросов», в ходе которой уточняется круг интересов и тем, значимых для детей, формируется умение выбрать тему и задать вопрос;
- освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий;
- освоение алгоритмов, показывающих последовательность действий от постановки цели к результату (соблюдение правил игры).
3.6. Новизна и авторский подход к структуре и содержанию центра познавательного развития:
Новизна в создании сенсорного центра при логопункте и кабинете психолога проявилась в подборе материалов наполняющих его. Мы отдаем предпочтение большому количеству природных и бросовых материалов и пособий, выполненных своими руками. Созданные условия, позволяют включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых и психоэмоциональных недостатков посредством использования полифункционального оборудования.