Калиева Мая Шенгеловна
Конспект открытого занятия «Путешествие в мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка открытого занятия
Путешествие в мир растений
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Разминка.
3. Изучение нового материала.
1. Теоретическая часть.
2. Физкультминутка.
3. Практическая работа.
4. Заключение.
5. Литература.
6. Приложение.
Цель: формирование интереса и позитивного отношения к изучению растительного мира.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в мир растений“» размещена в разделах
1. активизировать познавательную деятельность;
2. ознакомить детей с разнообразием комнатных растений, на примере растений пустынь, полупустынь, тропиков и субтропиков.
Развивающие:
1. развивать интерес к экологическим проблемам;
2. развивать творческую фантазию, мышление, внимание, память, наблюдательность.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное, ответственное отношение к природе;
2. воспитывать любовь к растениям.
Оборудование и наглядность: мультимедийный проектор, диск с фотографиями, комнатные растения, географическая карта, инструктивные карточки, географические атласы, цветные карандаши, бумажные фигурки (цветочки, сигнальные карточки, мячик, жетоны с буквами, цветочные горшки, дренаж, земля, лейка с водой, черенки комнатных растений, перчатки, клеенка.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня вы пришли на первое занятие в творческое объединение «Цветоводство». Проводить это занятие буду я, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центра внешкольной работы» города Арзамаса, Зайцева Н. А. Структурное подразделение «Юные натуралисты» МБУ ДО ЦВР размещается в двухэтажном помещении с четырьмя учебными кабинетами: цветоводство, садоводство, овощеводство, юный натуралист. Практическая часть занятий осуществляется на учебно-опытном участке, площадью 0,5 га, который имеет три отдела: цветоводство, садоводство, овощеводство. Прежде чем приступить к занятию, мне бы хотелось с вами познакомиться. Вам предлагается написать свое имя на листочке, вставить листочек в бейджик и закрепить бейджик так, что бы я видела ваше имя на протяжении всего занятия. Сегодня на занятии мы познакомимся с миром комнатных растений.
Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, будит мысль, тревожит и успокаивает. Природа России прекрасна, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди свой край. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в русской природе источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» - писал Л. Н. Толстой. Занятия нашего кружка посвящены лишь небольшой ее части – цветам.
Великий сказочник Х. К. Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, радуют на празднествах. И дома и в школе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью они всегда желанны.
Разминка.
Но прежде чем приступить к работе на занятии, мы проведем небольшую разминку. Я каждому из вас даю по три жетона с буквами. Вы должны будете вспомнить и назвать на эти буквы по одному цветку. На это задание вам дается 2 минуты.
Изучение нового материала.
Иногда знакомство с комнатными растениями сравнивают с путешествием в далекие и малоизвестные тропические и субтропические страны.
Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, давайте подумаем и ответим на такой вопрос? Какое значение в нашей жизни имеют комнатные растения? Я кидаю мячик, вы его ловите и отвечаете?
Дети предлагают варианты ответов, вместе обобщаем и делаем вывод.
Значение комнатных растений.
• растения улучшают микроклимат: очищают воздух от пыли, повышают влажность воздуха;
• способствуют защите от действия электромагнитных полей, создаваемых компьютерами и бытовыми электрическими приборами;
• выделяют летучие вещества – фитонциды, которые пагубно влияют на болезнетворные микроорганизмы;
• это мир верных домашних докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно иногда только одним лишь своим присутствием;
• создают психологически благоприятную атмосферу;
• положительно влияют на настроение людей;
• придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт.
А сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Растения, о которых будет идти речь, являются основными представителями пустынь, полупустынь, тропиков, субтропиков. И первая остановка у нас будет в пустыни Америки (работа детей с географическими картами). Здесь нас встречают интересные растения в виде колючих палок и шаров. Это кактусы.
Есть про кактусы очень интересная сказка, давайте ее послушаем.
«Однажды, - говорится в одной красивой сказке, - в неведомой стране, в неизвестном мире собралось много-много цветов. Королева этого царства –была, как всегда в центре внимания. Оттесненный и зажатый в угол безмолвно восхищался ею невзрачный змеевидный колючий кактус. Он был некрасив, и это не оставалось незамеченным среди стройных и горделивых растений. Как ядовитые стрелы, в его сторону направлялись едкие насмешки и остроты. Кактус безропотно сносил их: высшим наслаждением для него было любоваться красотой своей королевы. Смеркалось, близилась ночь, и вдруг в темном углу, где до сих пор виднелся только силуэт причудливо переплетенных, колючих ветвей, появилось маленькое светлое пятнышко. Увеличиваясь в размерах, оно излучало нежный, прозрачно-зеленоватый, таинственный свет. Все цветы повернулись в его сторону. Перед ними медленно раскрылся цветок неописуемой красоты. Это была симфония цвета и красок. В немом восхищении застыли они, когда розетка цветка развернулась полностью и стала величиной с большую тарелку.
До самого рассвета, молча, словно зачарованные, созерцали цветы эту чудо-красоту.
Но вот забрезжил рассвет, и там, где только что был прекрасный цветок, луч солнца снова осветил худощавое тело безмолвно и скромно приютившегося в углу кактуса. Гул пробежал по рядам цветов. Откуда могло явиться виденное ими чудо? Кактус? Нет, конечно, не он был тому причиной.
- И все-таки - это он! – воскликнула очарованная роза.
Сконфуженный стоял кактус перед изумленными взорами цветов.
По его телу, которое уже никому не казалось безобразным, скатилось несколько прозрачных как слеза росинок. Он не мог сдержать их, испытывая чувство глубокой признательности королеве цветов. Ведь никто другой, а сама королева поверила и подтвердила всем, что это он, кактус, был так прекрасен…»
Вот и кончилась сказка.
Но кактус, о котором шла в ней речь, существует на самом деле. На всех языках мира его называют царицей ночи.
Характерной особенностью всех кактусов является способность накапливать в себе во время дождей и длительное время сохранять большое количество воды, за счет которой они переносят продолжительную засуху. У большинства кактусов нет листьев, листья у них превратились в колючки. Во время жары кактусы нагреваются до 52 градусов, но почти совсем не тратят – не испаряют воду.
В России кактусы появились в 18 веке и до сих пор украшают наши комнаты. Кактусы требуют особенного ухода, но об этом мы узнаем в ходе наших дальнейших занятий. Закончить я хочу рассказ об этом удивительном растении стихотворением.