Любовь Сладкова
Конспект открытого занятия «Пальчиковые куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
Раздел «Пальчиковые куклы» изучается в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоделкин» второго года обучения, в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 8-9 лет.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Мелкая моторика
- Открытые занятия. Конспекты
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковый театр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Данная методическая разработка по изготовлению пальчиковой куклы «лиса» является базовой, используя её можно сшить любую пальчиковую куклу для настольного кукольного театра и проводить развивающие занятия с детьми в форме мини – спектакля по сюжетам народных сказок или сочинив свою историю. Выбор будущей куклы для изготовления зависит от фантазии педагога и детей. Приложение №1.
С детства каждого человека окружают игрушки. С помощью игр и кукол ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Простая ткань «оживает», превращаясь в куклу, имеющую свой характер, свою историю и своё предназначение.
Пальчиковая кукла, сделанная своими руками, не только игрушка и забава, но и средство общения. Обыгрывая с помощью куклы ситуацию, дети учатся взаимодействовать друг с другом, возможность решать какие-то свои проблемы, т. е. учатся жить в социуме. Работая в группе, они учатся взаимопониманию, взаимоуважению и взаимопомощи.
В данном занятии используются игровые моменты развивающие не только мелкую моторику рук, но и память, чувство ритма, внимание, речь.
Занятие состоит из нескольких этапов:
- повторение правил техники безопасности (принцип здоровьесбережения);
- закрепление знаний по материаловедению;
- пошаговое изготовление куклы;
- игра с получившимися куклами.
Цель: Создание условий для творческого развития учащихся через изготовление пальчиковой куклы-лиса, повышать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Воспитательные:
. Формировать потребность добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе;
• Воспитывать культуру поведения и общения в коллективе;
. Воспитывать толерантность, сопереживание.
Обучающие:
.Формировать специальные знания по предмету;
. Закрепить умения и навыки,полученные на предыдущих занятиях.
Развивающие:
. Развивать память, внимание, воображение;
• Формировать образное мышление;
• Пробуждать творческую активность, раскрывать индивидуальные способности, сохранить здоровье воспитанников.
Занятие проводится с детьми 8-9 лет по образовательной программе «Самоделкин» - второй год обучения.
Ожидаемый результат:
В результате занятия дети :
- повторят правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами,
-продолжат закреплять специальные знания и умения, полученные на предыдущих занятиях (основы материаловедения, простейшие портновские термины и виды швов,
- сошьют пальчиковую куклу «лиса» из ткани и меха, используя разные виды ручных швов,
-проявят самостоятельность в принятии решений, действуя исходя из предложенных условий,
- в конце занятия поиграют с готовыми куклами.
У них продолжат развиваться личностные качества:
-устойчивая потребность к творчеству,
- уважение к нормам коллективной жизни,
- аккуратность, внимание.
Форма организации занятия : групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, сравнительный, метод практической деятельности. Занятие проходит в тесном сотрудничестве педагога и обучающихся, что позволяет осуществлять педагогическую коррекцию личности ребёнка, способствовать развитию его навыков самоконтроля и самооценки.
В конце занятия педагог подводит итоги, вместе с воспитанниками обсуждают работу детей. Педагогическая, профессиональная эффективность обеспечивает создание положительной психологической атмосферы на занятиях, формировании самостоятельного суждения, мнения.
Структура занятия :
1. Организационный момент.
2. Разминка.
3. Повторение правил техники безопасности.
4. Некоторые сведения по материаловедению.
5. Пошаговое изготовление куклы «лиса».
6. Игра «Чьи глаза»
7. Подведение итогов.
Оборудование и материалы:
• Лоскуты ткани, швейные нитки, кусочки меха желтого цвета;
• Ножницы, швейные иголки, мелки или фломастеры, клей «Момент»;
• Набор картонных выкроек, белый картон (для глаз);
• Образец изделия - пальчиковая кукла лиса; перчаточная кукла – лиса.
• Компьютер.
Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Садитесь на свои места (дети садятся в круг на стулья).
Сегодня на занятии мы продолжим тему «Пальчиковые куклы» - будем шить лису (демонстрация образца изделия).
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним «законы нашего кабинета»(правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами)
Ответы воспитанников:
-ножницы передают той стороной, где находятся кольца,а иголку и булавку тупым концом,
-иголки и булавки,если они не в работе, должны быть в игольнице,
-нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду-это опасно,
-нельзя брать в рот посторонние предметы (иголки, булавки,пуговицы и т. п.)
-рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь своё место,
-руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к лицу,
-не следует откусывать нитку: это портит зубы.
Педагог: А теперь начинаем работу (некоторые сведения по материаловедению).
Педагог: Берём ткань синего цвета….
Ответ детей: нет!
Педагог: Почему?
Ответ детей: лиса рыжая.
Педагог: Хорошо, возьмём ситец оранжевого цвета…
Ответ детей: ситец не подходит,эта ткань не плотная и сыпучая.
Педагог: Какая же ткань подойдёт для нашей работы?
Ответ детей: плотная ткань оранжевого цвета.
Дети выбирают на столе подходящие лоскуты ткани: драп, плотный трикотаж или флок.
Перед каждым ребенком лежат выкройки, кусочки меха желтого цвета, все необходимые материалы и инструменты.
Педагог : Нам необходимо подготовить пальчики к работе (разминка)
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Изготовление куклы.
Обсуждение последовательности технологических операций с воспитанниками проходит в процессе работы. Приложение №2.
1 шаг. Выкраивание деталей из ткани с использованием готовых картонных выкроек, мела или фломастера, ножниц. Приложение №3.
«Правило левого бока»- при выкраивании деталей выкройку переворачиваем то одной, то другой стороной, т. к. ткань не всегда бывает двусторонняя. Складываем детали и выравниваем ножницами. Вырезаем хвост лисы из предложенных кусочков меха.
2 шаг. Сшивание деталей.
Сшивание деталей происходит швом «через край» и закрепительным швом (пришивание хвостика лисы, сшивать начинаем с хвоста.
3 шаг. Оформление куклы. Приложение №3.
Педагог: Посмотрите, как выглядит мордочка лисы.
Какого цвета её нос?
Какой разрез глаз?
Подумайте, какой характер у вашей лисы? (добрая или злая, хитрая или добродушная и т. п.). И в зависимости от выбранного вами образа оформите мордочку куклы.
Дети вышивают нос чёрными нитками, вырезают и приклеивают глаза из белого картона, зрачки рисуют фломастерами, вышивают или рисуют рот.
4 шаг. Демонстрация получившихся кукол. Приложение №4.
Дети надевают получившиеся куклы на пальчики.
Педагог:
По тропинкам я хожу,
Хвост за мною следом.
Путь к курятнику держу…
Петушка проведать.
Я ему скажу: «Ах,Петя,
Лучший ты певец на свете!
Спой да не забудь спуститься!»
Хитрость - лучший друг лисицы.
Педагог: Ребята, а вы знаете сказки о лисе?
Ответы детей: «Колобок», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», …
Подведение итогов занятия.
Педагог: Ребята, как вы считаете, что у вас сегодня получилось сделать хорошо?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, все хорошо поработали, очень старались. Сшили лису и сказки про неё вспомнили. Похвалить воспитанников за аккуратность, внимание и взаимопомощь, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании занятия привести в порядок рабочие места.