Папки-передвижки

Открытое занятие в 4 классе «Традиции и обычаи народов мира»

Светлана Егорова
Открытое занятие в 4 классе «Традиции и обычаи народов мира»
▼ Скачать

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Методическая разработка открытого занятия

«Мы по миру ходим-бродим,

что-то новое находим:

традиции и обычаи народов мира»

Составитель: Егорова Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования

Предмет: народная традиционная культура

Златоуст

2021

Конспект открытого занятия

Публикация «Открытое занятие в 4 классе „Традиции и обычаи народов мира“» размещена в разделах

Предмет: народная традиционная культура

Тема: «Мы по миру ходим-бродим, что-то новое находим: традиции и обычаи народов мира»

Цель занятия : научить уважать традиции и обычаи других народов и со-хранять традиции своего народа

Задачи: 1) познакомить обучающихся с традициями празднич-ной культуры Таджикистана, Греции, Германии;

2) развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, делать выводы; активизировать познавательный процесс;

3) воспитывать толерантное отношение к культуре дру-гих народов.

Возраст

обучающих-ся: 4 класс

Оборудова-ние: бумажные цветы «Подснежник» - 24 штук, корзинка – 1 шт., бумажные цветы - 24, «дерево» - 1 шт., «сковородка» - 4 шт., «блин» - 24 шт., тарелка – 2 шт., бумажная фигурка «Щелкунчик» - 30 шт.

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, экран, пре-зентация по теме занятия, аудиозаписи музыкального ма-териала по тематике занятия

Литература и интернет ис-точники: 1. Лазарева Л. Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти [Текст] / Л. Н. Лазарева. – Ч. : ЧГАКИ, 2015 – 245 с.

2. 2. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. Кн. 1 [Текст] / Н. В. Чудакова. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 528 с. 3.

4. https://ich.uz/ru/ich-of-uzbekistan/national-list/domain-3/373-boychechak

7. https://www.studygerman.ru/support/lib/rozhdestvo-v-germanii.html

8. https://www.neustadt.ru/763/

Словарь: традиция, обычай, Бойчечак, «Оши бойчечак», кекс «Што-лен».

Ход занятия:

I. Организа-ционный этап Слайд № 1.

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте все, кто присутствует на нашем занятии. Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы только что с вами проделали? (Поздоровались)

- Верно, мы поприветствовали друг друга, пожелали друг другу здоровья. А как иначе можно назвать этот момент приветствия? Он же происходит с нами постоянно, когда мы встречаем кого-нибудь (Обычай)

- Верно, это обычай, потому что обычно мы всегда желаем здоровья друг другу при встрече. Есть и другой обучай: при встрече с незнакомыми людьми нужно представиться. Меня зовут Светлана Васильевна. - Вы, наверное, обрати-ли внимание на то, что я необычно одета. Дело в том, что я люблю изучать культуру разных стран и много путеше-ствую. И из путешествий привожу вещицы, которые явля-ются символами чего-либо. Например, этот галстук – сим-вол бойскаутов из Америки, а эта пилотка - подарок от ис-панцев. А этот цветок, впрочем, давайте всё по порядку.

II. Этап усво-ения новых знаний

Игра «Найди подснежник»

Игра «Зага-дай желание»

Игра «Забег с блинами» - Сегодня я познакомлю вас с традициями и обычаями праздников в некоторых странах. А поможет нам в этом одно волшебное приспособление.

Слайд № 2.

Две девицы под окном

Спорили раз вечерком.

Говорит одна девица:

- А у нас полно традиций

Русских, добрых и прекрасных.

Знаешь их? Аль не согласна?

Отвечает ей вторая:

- Я про них, конечно, знаю.

Интересно мне, девице,

Да по миру прокатиться

Да по странам, да по разным,

И как было бы прекрасно

Их традиции узнать,

Детям нашим рассказать.

Отвечает ей другая:

- Способ я отличный знаю,

Прямо сказочный – точь-в-точь,

Сможет нам с тобой помочь.

Слайд № 3.

Яблочко да наливное,

Золотое-золотое,

Ты по блюдцу покатись,

Таджикистан, нам покажись!

(Входит ассистент в таджикском национальном костюме и приветствует присутствующих по-таджикски)

Слайд № 4.

- Таджикистан – горная страна. Укутанные за зиму тол-стым слоем снега, горы долго не сбрасывают с себя бело-снежный покров, и лишь первые лучи весеннего солнца способны растопить его, обнажая… маленькое чудо: кро-хотные головки подснежников на тонких стебельках. Это доказательство прихода долгожданной весны испокон ве-ков было для таджиков поводом для большого праздника – праздника Подснежников - Бойчечак.

Слайд № 5.

По обычаю, праздник начинается рано утром. Главные участники праздника - дети. Они с утра отправляются на склон гор в поисках цветов. Считается, что первому, кто найдет подснежник, придёт большая удача. Набрав под-снежники, дети обходят дома соседей, родственников. Сту-чась в каждый дом, они поют старую народную песню и протягивают хозяину или хозяйке дома подснежник, а те в свою очередь подносят цветок к глазам, тем самым благо-дарят бога за то, что дожили до весны. Взамен детям дают сладости, выпечку, фрукты, деньги. Все собранные сладо-сти и фрукты делят поровну. В этот день готовится особен-ное национальное блюдо – плов, который называется в честь праздника «Оши бойчечак».

- Не напоминает ли вам этот обычай о подобных других, например, в нашей стране? (колядки).

Несмотря на то, что сейчас за окнами зима, мы пред-лагаем вам попробовать отыскать в нашем зале, как в сказ-ке «Двенадцать месяцев», подснежники и принести их нашим гостям.

Детям предлагается отыскать заранее спрятанные в классе бумажные цветы-подснежники и подарить их при-сутствующим в зале взрослым. Те, в свою очередь проделы-вают положенные действия – проводят цветком по гла-зам.

Слайд № 6.

Таджикистан - прекрасная страна,

Но отправляться в путь уже пора.

Яблочко наливное,

Золотое-золотое,

Ты по блюдцу покатись,

Греция, нам покажись!

(Входит ассистент в греческом национальном костюме и приветствует присутствующих по-гречески)

Слайд № 7.

- Далеко-далеко, на побережье великолепного Средиземно-го и на островах Эгейского моря, среди уютных долин, оливковых рощ и невысоких гор Балканского полуостро-ва под удивительно голубым небом, великая колыбель ев-ропейской культуры – Греция. Греки считают, что именно Первого мая весеннее солнышко начинает пригревать по-чти по-летнему, и лето окончательно побеждает зиму. Кроме того, древние греки являлись страстными любите-лями природы, и Первое мая они отмечали как праздник торжества весны и цветения. Именно с тех давних времен цветок в Греции считается символом Мая.

Когда-то в Греции существовала легенда, что Перво-го мая воскрес Бог Дионис, от пролитой крови которого зародилась и зацвела виноградная лоза. Согласно этой ле-генде греки начинали празднование с театрализованного представления. Диониса изображал подросток. Он ложил-ся на землю, его украшали различными цветами, а девуш-ки вокруг него водили хороводы и пели песни до тех пор, пока Бог не воскресал.

Слайд № 8.

С тех пор прошло много времени и уже легенду никто не помнит и представления в честь Бога Диониса не устраива-ет, но праздничные гуляния сохранились. В этот день во всех городах Греции проходит фестиваль цветов, провоз-глашаются король или королева Мая. В этот день обяза-тельно деревья обвязываются цветами, и люди, взявшись за ленточки, водят хороводы вокруг них.

- А нет ли и в нашей культуре подобного обычая? (это зе-лёные святки на Троицу).

- Несмотря на то, что сейчас далеко не 1 Мая, мы с вами немного коснемся обычая отмечать этот чудесный цветоч-ный праздник.

Детям предлагается взять из корзинки цветок, напи-сать на нем свое имя и короткое пожелание (одним сло-вом) и привязать на дерево. А чтобы все пожелания ис-полнились, необходимо завести хоровод. По окончании этого эпизода педагог продолжает путешествие.

Слайд № 9.

Яблочко наливное,

Золотое-золотое,

Ты по блюдцу покатись,

Германия, нам покажись.

(Входит ассистент в таджикском национальном костю-ме)

Слайд № 10.

- Ребята, в Германии здороваются на немецком языке. Кто знает, как? (Guten Tag)

- В этой чудесной стране мы с вами познакомимся с обыча-ями, которые предшествуют празднованию Рождества, са-мого любимого и красивого из праздников.

- Вы помните, когда в нашей стране празднуется Рожде-ство? (7 января).

- В европейских странах его отмечают 25 декабря, но под-готовка к нему начинается заранее, и по древней традиции, 11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут в Германии насту-пает сезон рождественских ярмарок, получивший название «пятого времени года». Рождественские ярмарки в Герма-нии - яркое и уникальное явление. Это настоящее шоу, здесь устанавливаются карусели и аттракционы, проводят-ся конкурсы и розыгрыши, в палатках предлагаются вкус-нейшие рождественские блюда.

Слайд № 11.

- В каждом немецком городе свои обычаи предрожде-ственских празднований. В Дрездене на рождественской ярмарке, каждый год устанавливается самая большая ёлка, возле которой можно увидеть немецкие символы христиан-ского праздника: щелкунчика, снеговика, рудокопа и сли-вового человечка. Последний - это детское лакомство в ви-де трубочиста, изготовленное из слив, впервые появившее-ся именно на дрезденской ярмарке.

- Один их самых главных символов «Рождества» в Герма-нии - это традиционный кекс «Штолен».

- Кому посчастливится побывать в германском городе Шитце, те смогут увидеть самую большую рождественскую свечу. Красавица высотой 36 метров внесена в Книгу ре-кордов Гиннесса. Она представляет собой каменную баш-ню. На её вершине из ста сорока разноцветных лампочек смонтировано шестиметровое "пламя".

Слайд № 12.

- Символом одного из наших праздников является всеми любимое блюдо, похожее на солнышко. Что это за празд-ник и о каком блюде речь? (Масленица с блинами).

- Оказывается, блины любят не только в России. В Берлине празднование Нового года начинается днем 31 декабря с традиционного «блинного забега». Принимают в нём уча-стие все желающие, а главный символ этого забега – кар-тофельные блины с яблочным муссом.

- Вы обратили внимание, что у нас с вами на занятии тоже начала складываться традиция : мы стараемся прикоснуться к обычаям отмечать тот праздник, о котором говорим. И сейчас мы попробуем свои силы в знаменитом новогоднем «блинном забеге».

Дети делятся на две команды. Крайние участники команд назначаются «Раздатчиками блинов». Далее каж-дому «Раздатчику блинов» и одному из членов каждой ко-манды выдаются «сковороды». Задача: «раздатчик бли-нов» передает блин, находящийся у него на сковороде под-бегающему к нему участнику команды. Тот, после того как принял блин, должен донести его в своей сковороде до Ве-дущего и выложить его на тарелку, а сковороду передать следующему члену команды. Игра продолжается, пока вся команда не перенесет блины.

III. Этап за-крепления нового мате-риала Слайд № 13.

В разных странах мы побывали,

Их традиции и обычаи узнали.

Было всем вам интересно? (да)

А не скучно? (нет) А полезно? (да)

- Напомните, в каких странах мы сегодня побывали?

- С какими их обычаями познакомились?

- Некоторые их обычаи напомнили обычаи нашей страны. Какие именно?

- Как вы поняли, что такое традиция и обычай? (правила, порядок)

IV. Подведение итогов занятия Слайд № 14.

- Приближается Новый год, когда по обычаю все дарят друг другу подарки. В Германии символ немецкого нового года - «Щелкунчик», забавный сказочный человечек, фи-гурку которого принято дарить друг другу как символ бо-гатства и благополучия. И я сегодня хочу вам подарить Щелкунчика на память о нашей встрече и как символ пред-стоящего Нового года и Рождества.

Слайд № 15.

- Сегодня мы с вами познакомились с традициями и обы-чаями праздников разных стран. На свете существует мно-го стран и народов, есть известные всем традиционные праздники, но обычаи их празднования отличаются друг от друга в разных странах у разных народов и даже в раз-ных городах и семьях. У всех есть свои правила, которые называются традициями и обычаями. Каждый народ чтит свои традиции и обычаи, передаёт их из поколения в поко-ление.

Традиции свои вы свято соблюдайте,

Традиции чужие – цените, уважайте.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Картотека детских подвижных игр народов мира ко Дню игр народов мира на МAAMКартотека детских подвижных игр народов мира ко Дню игр народов мира на МAAM Подвижные игры — один из способов физического развития ребёнка. Они позволяют достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности.

Консультация  «Рождественские обычаи и традиции в России» Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традицииНародный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

Открытое внеурочное занятие в 3 классе «Страна Этикета. Сервировка чайного стола»Открытое внеурочное занятие в 3 классе «Страна Этикета. Сервировка чайного стола» Цель:научить детей приёмам заваривания чая, сервировке чайного стола, чайному этикету. Задачи:познакомить с историей чая; познакомить с.

Открытое занятие «Летит вперёд железная дорога нам открывая мира красоту» «Летит вперёд железная дорога,нам открывая мира красоту». Цель : пополнять и закреплять знания детей о железной дороге. Образовательные.

Праздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметыПраздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметы Крещение – является одним из главных христианских праздников. Он начинается вечером 18 января, в это время все православные отмечают Крещенский.

Праздник «Старый Новый год». Традиции, обычаи, приметыПраздник «Старый Новый год». Традиции, обычаи, приметы Тихо сыплется снежок, Замело уж весь порог. Мы пришли пощедровать – С Новым годом поздравлять! Щедровки Считается, что как встретишь.

Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традицииПраздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в 4 классе «Традиции и обычаи народов мира»
Опубликовано: 24 мая 2023 в 09:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие в 4 классе «Традиции и обычаи народов мира»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД