Светлана Егорова
Открытое занятие в 4 классе «Традиции и обычаи народов мира»
▼ Скачать
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Методическая разработка открытого занятия
«Мы по миру ходим-бродим,
что-то новое находим:
традиции и обычаи народов мира»
Составитель: Егорова Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
Предмет: народная традиционная культура
Златоуст
2021
Конспект открытого занятия
Публикация «Открытое занятие в 4 классе „Традиции и обычаи народов мира“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Открытые занятия. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предмет: народная традиционная культура
Тема: «Мы по миру ходим-бродим, что-то новое находим: традиции и обычаи народов мира»
Цель занятия : научить уважать традиции и обычаи других народов и со-хранять традиции своего народа
Задачи: 1) познакомить обучающихся с традициями празднич-ной культуры Таджикистана, Греции, Германии;
2) развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, делать выводы; активизировать познавательный процесс;
3) воспитывать толерантное отношение к культуре дру-гих народов.
Возраст
обучающих-ся: 4 класс
Оборудова-ние: бумажные цветы «Подснежник» - 24 штук, корзинка – 1 шт., бумажные цветы - 24, «дерево» - 1 шт., «сковородка» - 4 шт., «блин» - 24 шт., тарелка – 2 шт., бумажная фигурка «Щелкунчик» - 30 шт.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, экран, пре-зентация по теме занятия, аудиозаписи музыкального ма-териала по тематике занятия
Литература и интернет ис-точники: 1. Лазарева Л. Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти [Текст] / Л. Н. Лазарева. – Ч. : ЧГАКИ, 2015 – 245 с.
2. 2. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. Кн. 1 [Текст] / Н. В. Чудакова. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 528 с. 3.
4. https://ich.uz/ru/ich-of-uzbekistan/national-list/domain-3/373-boychechak
7. https://www.studygerman.ru/support/lib/rozhdestvo-v-germanii.html
8. https://www.neustadt.ru/763/
Словарь: традиция, обычай, Бойчечак, «Оши бойчечак», кекс «Што-лен».
Ход занятия:
I. Организа-ционный этап Слайд № 1.
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте все, кто присутствует на нашем занятии. Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы только что с вами проделали? (Поздоровались)
- Верно, мы поприветствовали друг друга, пожелали друг другу здоровья. А как иначе можно назвать этот момент приветствия? Он же происходит с нами постоянно, когда мы встречаем кого-нибудь (Обычай)
- Верно, это обычай, потому что обычно мы всегда желаем здоровья друг другу при встрече. Есть и другой обучай: при встрече с незнакомыми людьми нужно представиться. Меня зовут Светлана Васильевна. - Вы, наверное, обрати-ли внимание на то, что я необычно одета. Дело в том, что я люблю изучать культуру разных стран и много путеше-ствую. И из путешествий привожу вещицы, которые явля-ются символами чего-либо. Например, этот галстук – сим-вол бойскаутов из Америки, а эта пилотка - подарок от ис-панцев. А этот цветок, впрочем, давайте всё по порядку.
II. Этап усво-ения новых знаний
Игра «Найди подснежник»
Игра «Зага-дай желание»
Игра «Забег с блинами» - Сегодня я познакомлю вас с традициями и обычаями праздников в некоторых странах. А поможет нам в этом одно волшебное приспособление.
Слайд № 2.
Две девицы под окном
Спорили раз вечерком.
Говорит одна девица:
- А у нас полно традиций
Русских, добрых и прекрасных.
Знаешь их? Аль не согласна?
Отвечает ей вторая:
- Я про них, конечно, знаю.
Интересно мне, девице,
Да по миру прокатиться
Да по странам, да по разным,
И как было бы прекрасно
Их традиции узнать,
Детям нашим рассказать.
Отвечает ей другая:
- Способ я отличный знаю,
Прямо сказочный – точь-в-точь,
Сможет нам с тобой помочь.
Слайд № 3.
Яблочко да наливное,
Золотое-золотое,
Ты по блюдцу покатись,
Таджикистан, нам покажись!
(Входит ассистент в таджикском национальном костюме и приветствует присутствующих по-таджикски)
Слайд № 4.
- Таджикистан – горная страна. Укутанные за зиму тол-стым слоем снега, горы долго не сбрасывают с себя бело-снежный покров, и лишь первые лучи весеннего солнца способны растопить его, обнажая… маленькое чудо: кро-хотные головки подснежников на тонких стебельках. Это доказательство прихода долгожданной весны испокон ве-ков было для таджиков поводом для большого праздника – праздника Подснежников - Бойчечак.
Слайд № 5.
По обычаю, праздник начинается рано утром. Главные участники праздника - дети. Они с утра отправляются на склон гор в поисках цветов. Считается, что первому, кто найдет подснежник, придёт большая удача. Набрав под-снежники, дети обходят дома соседей, родственников. Сту-чась в каждый дом, они поют старую народную песню и протягивают хозяину или хозяйке дома подснежник, а те в свою очередь подносят цветок к глазам, тем самым благо-дарят бога за то, что дожили до весны. Взамен детям дают сладости, выпечку, фрукты, деньги. Все собранные сладо-сти и фрукты делят поровну. В этот день готовится особен-ное национальное блюдо – плов, который называется в честь праздника «Оши бойчечак».
- Не напоминает ли вам этот обычай о подобных других, например, в нашей стране? (колядки).
Несмотря на то, что сейчас за окнами зима, мы пред-лагаем вам попробовать отыскать в нашем зале, как в сказ-ке «Двенадцать месяцев», подснежники и принести их нашим гостям.
Детям предлагается отыскать заранее спрятанные в классе бумажные цветы-подснежники и подарить их при-сутствующим в зале взрослым. Те, в свою очередь проделы-вают положенные действия – проводят цветком по гла-зам.
Слайд № 6.
Таджикистан - прекрасная страна,
Но отправляться в путь уже пора.
Яблочко наливное,
Золотое-золотое,
Ты по блюдцу покатись,
Греция, нам покажись!
(Входит ассистент в греческом национальном костюме и приветствует присутствующих по-гречески)
Слайд № 7.
- Далеко-далеко, на побережье великолепного Средиземно-го и на островах Эгейского моря, среди уютных долин, оливковых рощ и невысоких гор Балканского полуостро-ва под удивительно голубым небом, великая колыбель ев-ропейской культуры – Греция. Греки считают, что именно Первого мая весеннее солнышко начинает пригревать по-чти по-летнему, и лето окончательно побеждает зиму. Кроме того, древние греки являлись страстными любите-лями природы, и Первое мая они отмечали как праздник торжества весны и цветения. Именно с тех давних времен цветок в Греции считается символом Мая.
Когда-то в Греции существовала легенда, что Перво-го мая воскрес Бог Дионис, от пролитой крови которого зародилась и зацвела виноградная лоза. Согласно этой ле-генде греки начинали празднование с театрализованного представления. Диониса изображал подросток. Он ложил-ся на землю, его украшали различными цветами, а девуш-ки вокруг него водили хороводы и пели песни до тех пор, пока Бог не воскресал.
Слайд № 8.
С тех пор прошло много времени и уже легенду никто не помнит и представления в честь Бога Диониса не устраива-ет, но праздничные гуляния сохранились. В этот день во всех городах Греции проходит фестиваль цветов, провоз-глашаются король или королева Мая. В этот день обяза-тельно деревья обвязываются цветами, и люди, взявшись за ленточки, водят хороводы вокруг них.
- А нет ли и в нашей культуре подобного обычая? (это зе-лёные святки на Троицу).
- Несмотря на то, что сейчас далеко не 1 Мая, мы с вами немного коснемся обычая отмечать этот чудесный цветоч-ный праздник.
Детям предлагается взять из корзинки цветок, напи-сать на нем свое имя и короткое пожелание (одним сло-вом) и привязать на дерево. А чтобы все пожелания ис-полнились, необходимо завести хоровод. По окончании этого эпизода педагог продолжает путешествие.
Слайд № 9.
Яблочко наливное,
Золотое-золотое,
Ты по блюдцу покатись,
Германия, нам покажись.
(Входит ассистент в таджикском национальном костю-ме)
Слайд № 10.
- Ребята, в Германии здороваются на немецком языке. Кто знает, как? (Guten Tag)
- В этой чудесной стране мы с вами познакомимся с обыча-ями, которые предшествуют празднованию Рождества, са-мого любимого и красивого из праздников.
- Вы помните, когда в нашей стране празднуется Рожде-ство? (7 января).
- В европейских странах его отмечают 25 декабря, но под-готовка к нему начинается заранее, и по древней традиции, 11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут в Германии насту-пает сезон рождественских ярмарок, получивший название «пятого времени года». Рождественские ярмарки в Герма-нии - яркое и уникальное явление. Это настоящее шоу, здесь устанавливаются карусели и аттракционы, проводят-ся конкурсы и розыгрыши, в палатках предлагаются вкус-нейшие рождественские блюда.
Слайд № 11.
- В каждом немецком городе свои обычаи предрожде-ственских празднований. В Дрездене на рождественской ярмарке, каждый год устанавливается самая большая ёлка, возле которой можно увидеть немецкие символы христиан-ского праздника: щелкунчика, снеговика, рудокопа и сли-вового человечка. Последний - это детское лакомство в ви-де трубочиста, изготовленное из слив, впервые появившее-ся именно на дрезденской ярмарке.
- Один их самых главных символов «Рождества» в Герма-нии - это традиционный кекс «Штолен».
- Кому посчастливится побывать в германском городе Шитце, те смогут увидеть самую большую рождественскую свечу. Красавица высотой 36 метров внесена в Книгу ре-кордов Гиннесса. Она представляет собой каменную баш-ню. На её вершине из ста сорока разноцветных лампочек смонтировано шестиметровое "пламя".
Слайд № 12.
- Символом одного из наших праздников является всеми любимое блюдо, похожее на солнышко. Что это за празд-ник и о каком блюде речь? (Масленица с блинами).
- Оказывается, блины любят не только в России. В Берлине празднование Нового года начинается днем 31 декабря с традиционного «блинного забега». Принимают в нём уча-стие все желающие, а главный символ этого забега – кар-тофельные блины с яблочным муссом.
- Вы обратили внимание, что у нас с вами на занятии тоже начала складываться традиция : мы стараемся прикоснуться к обычаям отмечать тот праздник, о котором говорим. И сейчас мы попробуем свои силы в знаменитом новогоднем «блинном забеге».
Дети делятся на две команды. Крайние участники команд назначаются «Раздатчиками блинов». Далее каж-дому «Раздатчику блинов» и одному из членов каждой ко-манды выдаются «сковороды». Задача: «раздатчик бли-нов» передает блин, находящийся у него на сковороде под-бегающему к нему участнику команды. Тот, после того как принял блин, должен донести его в своей сковороде до Ве-дущего и выложить его на тарелку, а сковороду передать следующему члену команды. Игра продолжается, пока вся команда не перенесет блины.
III. Этап за-крепления нового мате-риала Слайд № 13.
В разных странах мы побывали,
Их традиции и обычаи узнали.
Было всем вам интересно? (да)
А не скучно? (нет) А полезно? (да)
- Напомните, в каких странах мы сегодня побывали?
- С какими их обычаями познакомились?
- Некоторые их обычаи напомнили обычаи нашей страны. Какие именно?
- Как вы поняли, что такое традиция и обычай? (правила, порядок)
IV. Подведение итогов занятия Слайд № 14.
- Приближается Новый год, когда по обычаю все дарят друг другу подарки. В Германии символ немецкого нового года - «Щелкунчик», забавный сказочный человечек, фи-гурку которого принято дарить друг другу как символ бо-гатства и благополучия. И я сегодня хочу вам подарить Щелкунчика на память о нашей встрече и как символ пред-стоящего Нового года и Рождества.
Слайд № 15.
- Сегодня мы с вами познакомились с традициями и обы-чаями праздников разных стран. На свете существует мно-го стран и народов, есть известные всем традиционные праздники, но обычаи их празднования отличаются друг от друга в разных странах у разных народов и даже в раз-ных городах и семьях. У всех есть свои правила, которые называются традициями и обычаями. Каждый народ чтит свои традиции и обычаи, передаёт их из поколения в поко-ление.
Традиции свои вы свято соблюдайте,
Традиции чужие – цените, уважайте.