Валентина
Открытый урок во 2 классе в школе искусств отделения специального фортепиано «Специальность и чтение с листа»
▼ Скачать +Заказ
ОБОУ ДО «Медвенская детская школа искусств»
Методическая разработка
открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающимся 2 класса отделения специального фортепиано Максимовым Дмитрием преподавателя фортепиано высшей категории Литвиновой Валентины Анатольевны.
Тема урока : «Игровые моменты в работе над развитием технических навыков игры в классе фортепиано»
Публикация «Открытый урок во 2 классе в школе искусств отделения специального фортепиано „Специальность и чтение с листа“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Цель урока : совершенствование музыкально – исполнительских навыков игры закрепление и применение полученных знаний на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений
Вид урока : индивидуальный урок 45 минут
Тип урока : урок закрепления и совершенствования знаний.
Задачи урока : обучающие –
• В интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе обучения на инструменте;
• закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодия, динамика);
• продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato).
развивающие –
• развитие образного мышления, эмоциональной сферы;
• развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
• развитие координации движений.
воспитательные –
• воспитание интереса к музыке, трудолюбия, усидчивости, внимания;
• формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности.
Методы работы:
• словесный
• наглядный
• практический
Оборудование: два фортепиано, два стула, подставки на стул и под ноги,
Дидактический материал: Рисунки, картинки, карточки, нотные пособия, компьютер.
Музыкальный материал:
Упражнения, гамма Ре Мажор
И. Беркович Этюд
Г. Телеман «Гавот»
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая технология
Чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, упражнений, разбор нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки, игровые моменты, физкультминутка (упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса). На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности педагога.
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности. Преподаватель подбирает индивидуальные методы обучения, которые направлены на интересы и возможности ребенка.
Игровая технология
Технология применения игровых моментов на уроке, особенно актуальна на начальном периоде обучения. Игровая деятельность поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызывает положительные эмоции и способствует ненавязчивому освоению материала.
Структурный план урока :
I. Организационный этап (5 мин)
1) приветствие, вступительное слово;
2) сообщение темы урока и цели.
II. Основная часть урока : (35 мин)
1) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии). Игра гаммы, аккордов, арпеджио;
2) Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии);
3) Физкультпауза;
4) Закрепление пройденного материала с использованием игровой технологии («Музыкальная ромашка», игра по карточкам, рисунки, картинки).
III. Заключительный этап: (5мин)
1) итог урока;
2) домашнее задание;
3) рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока, настрой обучающейся.
Знакомство и первые занятия по фортепиано естественным образом сопровождаются игровыми моментами. Задача преподавателя сделать так, чтобы при помощи игровых технологий ребенок включался в живую музыкальную работу: осваивал музыкальный инструмент, навыки фортепианной игры, легкими, доступными для него способами – детскими стишками, попевками, игровыми упражнениями. От преподавателя требуется постоянная работа над поисками новых методических приемов для осуществления поставленных задач.
Детское мышление образно и конкретно. От способа подачи материала зависит насколько заинтересует ребенка данный вид работы. Игровая форма обучения создает эмоциональный настрой, который является основой для непроизвольного детского внимания, развития музыкальной памяти, повышения интереса к занятиям.
II. Основная часть.
Начинаем наш урок с упражнений на постановку рук, развития правильного звукоизвлечения.
Разминка на крышке фортепиано :
1. Упражнение «Кошечка» : пальцы растянуть максимально, затем собрать на подушечки.
2. Зарядка для пальцев: руки собраны в «домик», пальцы все поочередно поднимаются и опускаются на подушечки. Запястье при этом лежит на крышке фортепиано.
3. Упражнение для плавного переноса рук через октавы. мы дали им названия – «Осень» и «Зима».
- Дима, начнем с упражнения «Осень»;
Посмотри на картинку - что на ней изображено?
- Хмурое небо, тучи, ветер срывает листья с деревьев.
- Мы изобразим эту картинку так: левой рукой мы будем играть аккорды – это тучи, а правой играть звуки через октаву - это падающие листья.
Дима выполняет упражнение.
-А теперь мы поменяем роли рук и сыграем упражнение «Зима». Показ картинки. В правой руке - снежные облака, а в левой - пархающие снежинки. Играем так от всех белых клавиш.
Это упражнение развивает координацию движений, гибкость рук (перенос звуков через октавы, глубоко погружаясь в клавиши, крепкие пальцы в аккордах.
4. Гамма Ре Мажор.
- Дима, давай вспомним, как мы должны играть гамму при движении вверх?
- Крещендо.
- Правильно. А спускаясь вниз…
- Диминуэндо.
- Да, мы словно забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз – катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.
Дима исполняет гамму Ре мажор
Для отработки артикуляциии и крепости пальцев поиграем гамму, акцентируя разные звуки. Для этого используем слова, которые придумали с учеником: «Ди-ма» (дуоли, с ударением на первый слог); Весна-красна» (ударение на второй слог); «По-ми-дор» (триоли с ударением на третий слог); «Лас-точ-ка» (триоли с ударением на первый слог) и др. Обучающийся играет гамму, проговаривая слова и выполняя акценты.
При игре гамм часто возникает проблема первого пальца (при его подвороте задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому мы применяем упражнение «Кораблик» - проработать то место, где играет первый палец с соседними звуками несколько раз, следя за правильным положением первого пальца и руки. При исполнении упражнения используем подтекстовку:
Ветер на море играет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Аккорды. На начальном этапе обучения игра аккордов представляет некоторые трудности для ученика.
-Дима, прежде чем играть аккорды, прошу тебя вспомнить упражнения «квинты» и «терции» и слушать, чтобы звуки звучали вместе, одновременно.
Затем ставим задачу – точное взятие всех звуков вместе, свод руки держим ровно, не заваливаясь. Играем весомо, всей рукой от плеча.
Арпеджио – это разложенные аккорды. При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, для этого мы используем подтекстовку «Мамочка милая». Ощущение веса в руке и в каждом пальце помогают добиться певучести, равномерного звучания.
И. Беркович Этюд.
Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает "изучение". В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.
- Дима, посмотри в ноты. Что ты можешь сказать о мелодии? Ее движение поступенное или скачкообразное?
- Ответ.
Чтобы ровно сыграть поступенное движение шестнадцатых, пальцы должны располагаться рядом, не высоко подниматься, но быстро убираться с клавиш. Мы придумали небольшую историю: вначале бежит собачка (шестнадцатые в правой руке, легато, а кошка рядом прыгает (восьмые в левой, стаккато, затем они меняются местами: бежит кошка, а собачка прыгает. Давай покажем, как это происходит. Играем с подтекстовкой, которую придумали на прошлом уроке.
Дима играет, проговаривая слова: «Догоню собачку, догоню- прыг, прыг, прыг…»
«Догоню я кошку, догоню- прыг, прыг, прыг…»
Затем провели работу над динамикой (пассажи вверх играть на крещендо, вниз –диминуэндо, штрихами (четким цепким кистевым staccato).
Физкультпауза.
На уроках фортепиано физкультпаузы необходимы для переключения внимания обучающегося с одного вида деятельности на другой. Физ. Упражнения расслабляют мышцы опорно-двигательного аппарата: шеи, плеч, спины, способствуют повышению внимания и работоспособности ребенка. Продолжительность 3 минуты. При помощи ноутбука, под музыку выполнение упражнений обучающегося вместе с преподавателем.
Г. Телеман «Гавот».
Гавот – старинный французский народный танец. Отличительные черты - умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2. Гавот вначале был хороводным танцем, Исполняли его легко, грациозно, под народные песни и волынку.
В XVII-XIX вв. гавот стал звучать на балах, с медленными плавными движениями. Написал это произведение немецкий композитор Телеман.
Преподаватель показывает картинку из хрестоматии А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой». Обучающийся описывает картинку: Дама в длинном бальном платье, кавалер в парике и в расшитом пиджаке склонился в поклоне. Они находятся в большом зале на балу.
Преподаватель: Совершенно верно. Это и есть фрагмент бала. Дама в знак уважения делает реверанс, а кавалер грациозно кланяется ей. Все это происходит неторопливо и с достоинством. В соответствии с этим, музыка Гавота отражает в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов и низких приседаний.
П: - Давай окунемся в эпоху XVII века. Послушай, как звучит музыка гавота.
Показ.
В музыке слышны грациозные поклоны на парных лигах. В каждом мотиве имеются ударения (звуки, к которым нужно стремиться).
Следует работа над голосом и аккомпанементом. Парные лиги исполняются весом руки, глубоко погружаясь в первый звук, и мягко кистью снимаясь на второй.
П: - Дима, для того, чтобы лучше услышать и проследить за выразительностью мелодии, предлагаю поступить так: ты играешь партию правой руки, а я левой, затем мы поменяемся.
Выполнение задания.
«Музыкальная ромашка».
Сейчас прозвучат два произведения. После прослушивания тебе нужно выбрать лепестки, на твой взгляд, соответствующие по смыслу этим пьесам.
Звучат: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский, «Болезнь куклы» П. И. Чайковский.
Ученик выбирает карточки, соответствующие, по ее мнению, данному музыкальному произведению.
III. Заключительный этап.
Один из основных принципов обучения - от простого к сложному. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, подобраны преподавателем по тематическим задачам (в начале урока, перед изучением нового материала, в «физкультпаузе», в конце урока при подведении итогов, а также в игровой форме может пройти весь урок). Важно предоставить ребенку полную свободу в творческом процессе. В свою очередь, преподавателю должно быть не менее интересно, чем ученику.
Подведение итогов урока.
Озвучивание домашнего задания.
Рефлексия.
- Дима, тебе понравился наш сегодняшний урок? Над каким произведением тебе понравилась работать? С какими трудностями ты столкнулся? Что для тебя было новым сегодня? С каким настроением ты занимался? Выбери смайлик, который тебе подходит.
- Ответ.
Урок окончен. Оценка- 5.
Список литературы:
1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
2. Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г.
3. И. Мухина, С. Яблокова “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.
4. Е. М. Тимакин "Воспитание пианиста"
5. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"
6. Г. М. Цыпин "Обучение игре на фортепиано»
7. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"
8. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и
теории пианизма. – М., 1980 г.