Лучший педагог года

Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»

Борзыкина Наталья
Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности работы по краеведению в детском саду

Мне хочется рассказать детям о своем любимом городе, где я родилась и выросла, где живут все мои родные люди. Мой город – Новозыбков.

Он находится в получасе езды до границы трех государств: России, Беларуси и Украины - это город на юго-западе Брянской области.

Основан он как слобода Зыбкая в 1701 году.

Публикация «Методическая разработка „Особенности работы по краеведению в детском саду“» размещена в разделах

С 1781 по 1808 годы слобода была частью Новоместского уезда, входившего в эти годы в состав Новгород-Северского наместничества Малороссийской и Черниговской губерний. В 1808 году вместо Новоместского уезда был создан Новозыбковский уезд. В 1809 году слобода Зыбкая стала уездным городом Новозыбковом.

Преобразование слободы в город положительно сказалось на развитии поселения. Город превратился в крупный центр ремесла и торговли, возникли спичечные фабрики. Были открыты аптека, больница, банк, учебные заведения; женская гимназия, сельскохозяйственное техническое училище.

Сразу же после Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В настоящее время в городе имеются высшие учебные заведения, средние учебные заведения, дома культуры, библиотеки, краеведческий музей, детская музыкальная и художественная школы, спортивные школы, кинотеатр «Октябрь», Парк культуры и отдыха им. А. В. Луначарского, народный театр.

Вот такая богатая история становления и развития города, и я хочу, чтобы дети, начиная с дошкольного возраста, знали историю нашего города, нашего родного Брянского края.

И красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания программы "От рождения до школы»" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине.

Любовь и интерес к родному городу, уважение к людям, живущим в родном городе, который является гордостью Брянской области, мы прививаем своим воспитанникам и маленьким гражданам Новозыбкова через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии, целевые прогулки, беседы, фольклорные праздники. Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории, развитию интереса к культурному наследию Брянской области.

Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна полноценная краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, доступными к возрасту дошкольника сведениями о родном городе. Такие сведения ребенок получает изначально в семье, через просмотр книг, альбомов, прогулок с родителями, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведению, делая ее систематичной и последовательной.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений.

Город, как живой организм, для дошкольника начинается с «совсем малой родины» : дома, в котором он родился и растет, детского сада, который он посещает, магазинов и кафе, в которые он ходит вместе с мамой и папой, с домом, где живут его друзья. От того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции.

Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и продуманную работу. Существует много методов и приемов работы, которые позволяют решать поставленные задачи: это и разные виды занятий, и игры, и чтение литературы, и экскурсии, и совместная деятельность детей и взрослых. Но следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учетом особенностей развития современных детей.

Девизом работы с детьми по краеведению для нас являются слова из стихотворения поэта К. Симонова “Родина” :

“ Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Работая в этом направлении уже несколько лет, мы накопили интересный опыт реализации задач патриотического воспитания, в том числе и на материале регионального значения.

Работу по данной теме мы строим по следующим блокам:

1. История города Новозыбкова.

2. Природа моей «маленькой Родины».

3. Достопримечательности родного города.

4. Народные промыслы Брянской области.

Работа по краеведению предполагает поэтапную организацию различных форм деятельности педагогов:

• Отбор материала для ознакомления дошкольников с наиболее близким для них окружением, систематизация отобранного материала и перспективное планирование;

• Определение последовательности работы по ознакомлению с местным материалом;

• Подготовка наглядных пособий для проведения занятий, игр, совместной деятельности;

• Изучение теоретических вопросов по ознакомлению с особенностями творчества художников, мастеров народно – прикладного искусства, исторического прошлого;

• Оптимальный выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков в разных видах и формах детской деятельности.

Первым этапом работы было знакомство детей с детским садом. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в детском саду, «Кому что нужно для работы, дидактические игры: «Кто что делает?». Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены разнообразные фотографии.

Работа на втором этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, с флорой и фауной родного города.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Кузминки», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию города и Брянской области.

Со старшими дошкольниками педагоги проводили организованную образовательную деятельность с детьми познавательного цикла, целевые экскурсии к памятным местам, экологические прогулки на озеро, в парк, мини-зоопарк, выставки детских рисунков, на которых представлены достопримечательности, любимые места отдыха горожан, природа Новозыбкова. Дети с удовольствием участвовали в подобных выставках, проявляя при этом творчество и фантазию.

Уже с первого этапа работы по краеведению у нас сложились тесные взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования: краеведческим музеем, детской художественной и музыкальной школами. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат.

У многих воспитателей в процессе работы появился неподдельный, творческий интерес к краеведению. Они смогли увлечь за собой не только детей, но и коллег, родителей. Из фотографий, иллюстраций, открыток, газетных материалов были оформлены уголки краеведения в группах, а затем собран красочный фотоальбом «Наш город Новозыбков».

Работу в этом направлении мы продолжили благоустройством территории детского сада. Сюда дети и родители приходят каждый день, любуясь его красотой. И, действительно, это так: наш детский сад такой красивый, чистый и уютный, словно сказочный, воодушевляет всех на добрые, интересные и творческие дела.

В конце прошлого учебного года у нас в детском саду прошел конкурс «На лучшее оформление участка», целью которого было создание комфортных условий пребывания на игровых площадках, объединения усилий коллектива и родителей по благоустройству. Каждый участок преобразился по-своему: расцвели красивые цветы, поселились сказочные персонажи, появились мини-клумбы и мини-водоёмы, а на клумбах, среди бархатцев и гортензий выросли пальмы. Участки стали яркими, привлекательными и показали, как из бросового материала можно сделать сказку. Эта работа увлекла и родителей, и педагогов и показала, как из бросового материала можно своими руками сотворить красоту.

Знакомство дошкольников с родным городом, родной страной, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Положительного результата можно достичь только систематической работой, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать Новозыбков и свой детский сад. Он останется навсегда в сердцах наших детей, как самый лучший и любимый город!

Борзыкина Наталья Михайловна

Методист МБДОУ «Детский сад № 21 общеразвивающего вида г. Новозыбкова»

Публикации по теме:

Методическая разработка конспекта родительского собрания «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Возрастные особенности детей 6-7 лет. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки.

Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду» Музыкально-ритмические движения в детском саду «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное.

Методическая разработка на тему «Методика проведения занятий в детском хореографическом коллективе» Воспитание и развитие одаренных, талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим.

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родителями Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родителями. Подготовила: воспитатель I квалификационной категории.

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью Берегите семью: в семье – опора народа и государства… Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний.

Методическая разработка «Прогулка по Летнему саду» .

Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду»Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду» Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду.» Корень О. Г. Зима – время волшебства. Оглянитесь вокруг: деревья.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 18:30
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Борзыкина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД