Татьяна Потапова
Особенности проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста – основа их физкультурного образования, предусматривающее успешную реализацию таких направлений, как формирование двигательной деятельности детей дошкольного возраста, вооружение их элементарными знаниями о строении собственного организма, способах ухода за ним и о пользе физических упражнений для его укрепления, а также знакомство с основами безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Особенности проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Специфика деятельности дошкольного образовательного учреждения заключается в том, что процесс физического воспитания включает не только обучение, но и специально организованную взрослым деятельность детей, а также создание условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.
Это диктует необходимость реализации индивидуально – дифференцированного подхода как в содержании, организации, подборе технологий и методик физкультурно-оздоровительной работы с детьми, так и в создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Одним из направлений реализации индивидуально - дифференцированного подхода является половая дифференциация дошкольников.
Половая дифференциация заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия, а так же социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т. е, подходе по признаку пола.
Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочек, мужчины или женщины.
Так, по данным исследователей Н. В. Алябьева, В. Н. Шебеко, мальчики быстрее овладевают бегом, прыжками, метанием, а девочкам лучше даются упражнения на гибкость, равновесие. По-разному происходит и формирование скоростно-силовых и координационных способностей мальчиков и девочек. Двигательные предпочтения и темпы овладения отдельными видами физических упражнений также отличаются у дошкольников разного пола. Такие упражнения, как вращение обруча, прыжки через скакалку, сложно – координированные. Общеразвивающие упражнения с предметами быстрее осваиваются девочками старшего дошкольного возраста, нежели мальчиками. Кроме того девочки проявляют творческие способности, создают варианты этих упражнений. В то же время определенные затруднения у девочек вызывают такие физические упражнения как метание на дальность, ползание по скамейке, лазание по гимнастической лестнице. Мальчики более активны в самостоятельной двигательной деятельности, поэтому нуждаются лишь в создании условий, направляющих их активность в позитивное русло. Девочкам необходима дополнительная мотивация к использованию физкультурных пособий и оборудования центра развития движений в группе.
Можно сделать вывод, что в работе по формированию двигательной деятельности детей необходимо учитывать их половые физиологические особенности, а также принимать во внимание двигательные предпочтения и специфику освоения физических упражнений мальчиками и девочками. Основными направлениями дифференциации по половому признаку могут стать:
• дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек
• подбор подвижных и спортивных игр в зависимости от физиологических особенностей пола
• учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек
• использование снарядов, физкультурных пособий и оборудования, отвечающих полоролевым предпочтениям детей
• учет психологических особенностей мальчиков и девочек.
Для мальчиков это игры, в которые включаются такие упражнения, как отжимания, ходьба на руках в паре; ходьба на руках в паре; перекаты; ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук, метание на дальность и в цель, подвижные игры со сложно-координированными движениями, бегом и ходьбой с заданиями. Спортивные игры - баскетбол, футбол, хоккей.
Для девочек – игры с элементами художественной гимнастики. Подвижные игры с лазанием, c подлезанием, с исключением длительного статического положения.
Образовательный процесс дошкольного учреждения предполагает реализацию физического воспитания и обучение детей движениям в разных организационных формах.
• Занятия по физкультуре
• Утренняя гимнастика
• Гимнастика после сна
• Спортивные досуги, праздники и развлечения
• Организованная взрослым двигательная активность детей на прогулке
• Спортивные кружки и секции
Здесь может иметь место как внешняя, так и внутренняя дифференциация. Как вариант внешней дифференциации - деление детей на подгруппы по разным основаниям.
Внешняя и внутренняя дифференциации по полоролевым особенностям предполагают различия: в содержании игр, дозировке по времени, в подборе оборудования, в обучении сложным двигательным движениям, распределении ролей в подвижных играх, в требованиях к качеству выполнения заданий, расстановке и уборке снарядов, различия в оценке деятельности.
Организовывая игры с детьми, мы имеем возможность осуществлять дифференцированный подход по трем направлениям (состояние здоровья, физическая подготовленность, двигательная активность).
Вывод: проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации позволяет педагогу, организующему двигательную деятельность детей, добиваться высоких результатов, как в физическом развитии, так и в формировании личности, заложенной природой. Совместные занятия детей разного пола дают большую возможность для построения правильных взаимоотношений между мальчиками и девочками.