Ольга Евстафьева
Конспект организованной образовательной деятельности «Витражные бабочки»
Цель занятия:
Познакомить детей с новым материалом – витражными красками и их изобразительными возможностями.
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Способствовать созданию условий для психологической разрядки детей, учить получать удовольствие от изготовления объектов, повышать само-оценку, создавать ситуацию успеха.
Программное содержание:
Развивающие:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Витражные бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Витраж. Витражное рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художест-венной деятельности;
Развивать пространственное воображение, фантазию, мелкую моторику рук и глазомер.
Продолжать развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ (самостоятельность, художественный вкус, изобрета-тельность).
Поддерживать проявление инициативности, активизировать творческие проявления детей.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познаватель-ные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Обогащать активный словарь ребенка специальными терминами: «кон-турная краска», «витражные краски», прозрачная пленка или «файл».
Образовательные :
Учить наносить разноцветные линии на прозрачную плёнку или файл, равномерно нажимая на тюбик.
Продолжать знакомить детей с новым художественным материалом – витражной краской и приёмами работы с ней, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного приме-нения.
Продолжать обучать смешиванию различных материалов (клей ПВА и гуашевая краска) для создания нового продукта.
Воспитательные:
Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Ресурсное обеспечение:
• мультимедийная установка;
• образцы работ с использованием витражных красок
• Зрительный ряд: слайд-презентация «Волшебные бабочки»
• Мелодия из сказки «Три орешка для золушки», вальс
• Мелодия Раймонда Паулса «Бабочки на снегу»
• Литературный ряд: стихотворение В. Шипуновой «Портрет ба-бочки».
Материалы к занятию:
• трафареты бабочек на бумаге;
• клей ПВА;
• кисти;
• подставки для кисточек;
• контурные краски;
• гуашевая краска;
• тряпочки, ватные палочки;
• баночки для воды;
• прозрачная пленка-файл;
• мольберт;
• магнитики для мольберта.
Методические приемы:
1. Мотивационный момент, приход.
2. Беседа.
3. Просмотр презентации «Волшебные бабочки».
4. Рассматривание и обследование образцов.
5. Показ способов действия с использованием мнемосхемы.
6. Физкультминутка «Полет бабочек»
7. Самостоятельная творческая деятельность.
8. Выставка детских работ «Витражные бабочки».
9. Итог, рефлексия.
10. Ритуал прощания.
Литература:
1. Казакова Р. Т. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадици-онные техники, планирование, конспекты занятий. - М. :ТЦ Сфера, 2005. – 128с.,
Ход занятия.
Дети стоят около воспитателя.
Здравствуйте, ребята, посмотрите, что я принесла? А вы знаете, что это? Это многоразовые наклейки. Потрогайте, как вы думаете какими красками они нарисованы? Их нарисовали витражными красками.
Воспитатель: Потрогайте, какие они на ощупь? (Ответы). А если по-смотреть на свет?
Беседа, рассматривание и обследование образцов.
Кто знает, что такое витраж? Что- то слышали о витражных красках?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу. Слово «витраж» в переводе с ла-тинского языка обозначает «цветное стекло». Витраж – это картина из цвет-ных стёкол. Искусство витража было создано много веков назад для укра-шения зданий. Посмотрите на экран.
Дети поворачиваются лицом к мультимедийной установке.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, легко или сложно изготовить на-стоящее витражное стекло?
Дети: Сложно.
Воспитатель: Конечно, сложно. Но сейчас витраж можно делать с по-мощью витражных красок. На тюбик легко нажимают и выдавливают крас-ку. Потом наклейка сохнет и получаются вот такие рисунки - многоразовые наклейки, которые легко приклеиваются на любую поверхность (мебель, стекло, посуду) (дети смотрят слайды) и так же легко отклеиваются. (Вос-питатель показывает, как отклеиваются наклейки). Главное преимущест-во витражной живописи, как и любого другого декоративно-прикладного творчества, - это возможность изготовить эксклюзивную авторскую вещь самому.
Рассматривание и обследование образцов.
Воспитатель Посмотрите. какая красивая бабочка у меня.
На востоке считалось, что бабочка – символ счастья, любви и здоровья. Она прогоняет болезни и приносит счастье, удачу.
Воспитатель. Хотите научиться делать красивую наклейку-бабочку? (Да)
Воспитатель. Я вам сейчас покажу, как делать рисунок бабочки при по-мощи витражной краски.
А потом мы устроим выставку «Бабочка счастья».
Показ рисования бабочки.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть трафарет бабочки. Этот трафарет обязательно нужно вложить в файл. Почему?
Дети: Потому, что если мы будем рисовать на бумаге, рисунок не откле-ится. Воспитатель: Итак, я положила лист с трафаретом в файл.
В начале мы работаем контурной краской, мы обводим бабочку по кон-туру. (Контурная краска в тюбике, которая с острым концом). Посмотрите (показ обведения контура). Линия не должна прерываться, иначе витраж-ная краска растечется. Вот так. На тюбик нажимаем легко. Если будем на-жимать сильно, получится жирно. Вот посмотрите, это не красиво. Итак, нужно обвести все крылья бабочки. После этого, как нанесен контур, рабо-таем внутри, бабочку можно раскрашивать. Для этого нужна будет витраж-ная краска. Вы когда-нибудь краску готовили (нет). Тогда смотрите внима-тельно. Чтобы сделать витражную краску, нам пригодится клей и гуашевая краска. Нужно в посуду для клея положить немного клея и добавить краску. Все это аккуратно размешать кисточкой. И все краска красная готова. Также делаем и остальные цвета. Запомнили. Теперь можно раскрашивать бабоч-ку. Вот так. Теперь моем и вытираем (сушим) кисточку тряпочкой. Вот так. Теперь раскрашиваем другим цветом. Нужно будет раскрасить внутри так, как вам нравится. Это будет ваша бабочка счастья. Если краска потекла можно стереть аккуратно тряпочкой или ватной палочкой. И вот такая ба-бочка у меня получилась. А можно так. (Показ образцов). Какие бабочки у вас получатся, я не знаю. Всем понятно? Работа это не сложная, она долгое время не займет. У всех получится.
А как вы думаете, как нужно работать с витражными красками? (Акку-ратно, нельзя, чтобы краска выходила за края.). Ребята, внутри вам можно раскрашивать по-своему, Можно краски смешать. У вас получится своя ба-бочка счастья.
Показ способов действия с использованием мнемосхемы.
Воспитатель: Если вы забудете последовательность работы, то можно посмотреть на схему. С чего мы начинаем? (Ответы). Хорошо. Что делаем потом? (Ответы).
Физкультминутка «Полет бабочек». А сейчас, мы превратимся в бабо-чек и потанцуем танец «Бабочек». Бабочки летают легко. В полете делают разные движения: кружатся, порхают. Потрясли крылышками. И как бабочки летим на свои места.
Воспитатель: У вас на столах трафареты уже вложены в файл. Можно брать контурную краску и обводить бабочку по контуру. После этого готовим витражную краску и работаем внутри. В нашей мастерской у всех художников спинки прямые…
Самостоятельная творческая деятельность.
Воспитатель: Ребята, я вижу, вы заканчиваете. У кого бабочки готовы несем сюда. Несите с файлами. Бабочку пока трогать не будет. Она должна крепко высохнуть. Я думаю лучше оставить работу сохнуть до завтра. А завтра можно будет аккуратно поддев ногтем отклеить. И украсить окно вашей группы.
Выставка работ.
Воспитатель: Итак, объявляю нашу выставку открытой. На выставке можно увидеть огромное количество как обычных, так и редчайших ба-бочек, которые не обитают ни в России, даже в тропических странах мира. Приглашаю всех посетить нашу выставку. Подходите поближе.
Стихотворение про бабочек. В. Шипунов «Портрет бабочки» :
Лоскутик радуги.
Шелк паутинки
Плюс совершенство хрупкое снежинки.
Нектара капля
И пыльца цветов-
Вот нашей бабочки портрет готов.
Смотрите! Видите-
Там, над планетой,
Играя в салочки,
Кружатся бабочки.
Нравится вам наша выставка? Какие у нас получились бабочки (прозрачные, яркие). Интересное сочетание цветов украсило бабочек и придало им необычность. Скажите, что можно сделать, чтобы бабочки получились такие разные как у нас?
Дети: нужно украшать по-разному. Нужно будет придумать свою бабочку. Со своим рисунком. Можно смешать цвета.
Воспитатель: Дома, когда будете еще раз рисовать. Можно даже украсить их стразами и пайетками, даже крупинками.
Какая славная и замечательная выставка у нас получилась. Все бабочки необыкновенные.
Итог, рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать наклейки бабочек? (Ответы). Что именно понравилось? (Ответы). Какой краской рисовали мы сегодня? (Витражной).
Ритуал прощания.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось. Давайте возьмемся за руки. Собрались все дети в круг, я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возь-мемся, и друг другу улыбнемся. Вы сегодня все большие молодцы. Мне с вами очень понравилось. Но пришло время прощаться. Вам всем в подарок трафареты.
До свидания.