Мария Лысенкова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается важность вопроса формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Освещен вопрос использования сюжетно-ролевой игры, как средства формирования половой дифференциации у данной категории детей.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную сюжетно-ролевую игру, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащает процесс воспитания и обучения[3].
Для детей с нарушением зрения приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта[1].
В отечественной специальной психологии изучением развития социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как А. Г. Литвак (1985, Л. И. Плаксина (1995, Л. И. Солнцева (2000, Д. М. Маллаев (1993, И. Г. Корнилова (1999, и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитие коммуникативной деятельности [4].
Проблема влияния полоролевых различий на развитие социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально- психологические особенности, обуславливающие поведения мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слабовидящих имеются специфические закономерности формирования половой дифференциации, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе [5].
Нами было проведено экспериментальное исследование В МАДОУ №105 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово с целью изучения сюжетно-ролевой игры как средства формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Для достижения поставленной цели были определены и следующие задачи:
1. Теоретически изучить процесс формирования половой дифференциации у дошкольников с сохранным развитием и с отклонением в развитии зрения в игровой деятельности.
2. Эмпирически выявить актуальный уровень сформированности половой дифференциации у детей с нарушением зрения.
3. Экспериментально определить сюжетно-ролевую игру, как средство формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Далее был проведен анализ и отбор методик. Были подобраны такие методики: Методика «Наблюдение» (Е. О. Смирнова). Цель: Выявить уровень потребности и взаимодействия детей друг с другом.
Методика «Беседа с детьми» (Т. М. Титаренко «Такие разные дети»). Цель: Формирование представления детей о своей половой принадлежности, признаках, сходства с родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности (у девочки, а у мальчиков (мужественности).
Методика «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская). Цель: выявить возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.
В ходе проведения методик на констатирующем этапе, мы получили следующие данные:
– Методика «Наблюдения» (Е. О. Смирнова, по ее результатам, можно сделать вывод, что не все дети вступают в контакт со сверстника: 6% детей имеют высокий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми; 66%–имеют средний уровень и 28% детей имеют низкий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми.
– Методика «Беседа с детьми» (Т. М. Титаренко «Такие разные дети»). Из приведенной беседы мы получили следующие даны: у 38 % детей низкий уровень сформированности половой дифференциации и 62% детей имеют средний уровень сформированности половой дифференциации. Отсюда можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформировано представления о своей половой принадлежности.
– Модификация методики «Половозрастная идентификация» по Н. Л. Белопольской. Обработав результаты данной методики, мы получили следующие данные: половозрастная идентификация, соответствующая полу ребенка такова: 33% детей – низкий уровень, 67%- средний уровень; Половозрастная идентификация противоположного пола – 44% детей получили низкий уровень, 56 % детей – средний уровень. Из этого можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения не в полной мере могут идентифицировать свой настоящей прошлый и будущий половозрастной статус и идентифицировать половозрастную линейку противоположного пола.
Полученные данные констатирующего этапа и их анализ натолкнули нас на необходимость разработки специальной работы, задача которого заключалась в том, чтобы путем специально и целенаправленно организованной сюжетно- ролевой игры повысить уровень формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Для более эффективной работы нами были организованны следующие условия:
– Создана эмоционально- комфортная развивающая предметная среда, соответствующая требованиям дошкольной педагогики и с учетом специфики контингента группы;
–Разработаны планы-конспекты сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
– Составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на период с сентября 2012г. по январь 2013г.
Кроме систематической работы с детьми, нами была проведена следующая работа для педагогического состава ДОУ и родителей детей :
– Составлены консультации для педагогов по проблеме формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
– Разработан перспективный план работы с родителями «Воспитываем мальчиков и девочек»;
В формирующем педагогическом эксперименте с целью ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения к принадлежности к соответствующему полу и тем качествам, которые должны быть присущи мужчине или женщине, важная роль нами отводилась сюжетно-ролевой игре. Особенно важно то, что в сюжетно-ролевой игре наиболее ярко представлена половая дифференциация. Девочки играли в игры с хозяйственно-бытовой тематикой («Семья»; «Салон красоты»; «Дочки- матери» и другие) которые развивают у них социальную активность и имеют полоролевые ориентиры, необходимые для будущей матери.
К любимым играм мальчиков таки игры, как «Летчики»; «Пограничники»; «Строители» и другие, которые воспитывают у будущего мужчины- защитника отчизны такие качества как уважения к матери- женщине, желание быть смелым и совершать героические поступки.
На ряду с этим мы разворачивали сюжетно-ролевую с обязательной совместной деятельностью детей разного пола такие, как «Детский сад»; «День рождение» и другие.
В ходе проведения совместной сюжетно-ролевой игры были замечены позитивные изменения. Для подтверждения результатов, полученных в ходе формирующего этапа, нам необходимо было проведение контрольного этапа эксперимента.
Цель которого: сравнительный анализ динамики сформированности половой дифференциации и определения сюжетно-ролевой игры, как средства формирования половой дифференциации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Вторичное обследование детей группы проходило по тем же методикам, используемым во время констатирующего этапа эксперимента.
Были получены следующие данные:
Методика 1. «Наблюдения» (Е. О. Смирнова) : 50% имеют высокий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми; 33% имеют средний уровень и 17% имеют низкий уровень потребности и взаимодействия ребенка с другими детьми.
Методика 2. «Беседа с детьми» (Т. М. Титаренко «Такие разные дети»). Обработав результаты, мы получили, что 39% имеют высокий уровень сформированности половой дифференциации, 55% – средний уровень и 6% низкий уровень сформированности половой дифференциации.
Модификация методики 3 «Половозрастная идентификация» (по Н. Л. Белопольской). Обработав результаты, были получены следующие данные: половозрастная идентификация, соответствующая полу ребенка – 45% высокий уровень, 55% средний уровень; половозрастная идентификация противоположного пола – 39% высокий уровень, 61% (11 детей) средний уровень.
Вторичное обследование детей группы по данным методикам, показало наличие тесной взаимосвязи между всеми составляющими уровней сформированности половой дифференциации : специфическими особенностями решений заданий методик и участием детей в сюжетно-ролевой игре.
III уровень (Высокий) – 43%. Дети на этом уровне практически не затрудняются в создании игры, проявляя инициативность и активность, владеют представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения; дифференциации себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам, полоролевому поведению.
II уровень (средний) – 51% детей.
I уровень (низкий) – 6% детей.
На контрольном этапе эксперимента мы выявили, что работа с детьми о представлении своей половой принадлежности, а именно соответствующей будущей социальной роли мужчины и женщины дала высокий уровень сформированности проявления половой дифференциации.
Проведенное нами исследование подтвердило положение о том, что сюжетно-ролевая игра является важнейшим фактором полоролевого воспитания детей.
Список используемой литературы:
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 70-76.
2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. –М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, психологам. – СПб. : Просвещение, 1998.
4. Плаксина Л. И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. // Дефектология. –1991. –№4. –С. 68-70.
5. Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? //Обруч. – 1998. – №6. – С. 19–28.