Мария Лузина
Образовательный проект «В фокусе белка обыкновенная, или Как мы с Лушей подружились»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «В фокусе белка обыкновенная,
или Как мы с Лушей подружились»
Проект рассчитан на детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи, предоставляет возможности для погружения дошкольников в современный, интересный материал экологической направленности, развивает личность, творчество, активность, самостоятельность, игровые навыки, умение планировать свою деятельность, исследовательские навыки, нацеливает на выбор профессии.
Паспорт проекта
Публикация «Образовательный проект „В фокусе белка обыкновенная, или Как мы с Лушей подружились“» размещена в разделах
Название проекта : «В фокусе белка обыкновенная, или Как мы с Лушей подружились».
Руководитель проекта : Лузина М. Н.
Проблема проекта : подготовительная группа называется «Бельчата», но дети имеют отрывочные знания о животном.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) через изучение жизнедеятельности белки обыкновенной.
Тип проекта :
• по доминирующей в проекте деятельности - познавательно-исследовательский,
• по содержанию – интеграционный,
• по числу участников - дети, родители, воспитатели, администрация детского сада, сотрудники Ленинградского зоопарка,
• по времени проведения - долгосрочный (8 месяцев,
• по характеру контактов - осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей, социальное партнёрство с Ленинградским зоопарком,
• по профилю знаний – познавательный.
Задачи проекта
Образовательные :
Формировать представления о белке обыкновенной, ее жизнедеятельности, среде и условиях обитания, побуждать устанавливать связь между особенностями строения белки, ее поведением и средой обитания: острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву; сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки; длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года; острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу; линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски и т. д.
Закреплять представление о годовом цикле сезонных изменений в жизни диких животных средней полосы.
Знакомить детей с родичами белки обыкновенной : капской белкой, черной (лисьей) белкой, белкой – летягой. Развивать умение работать с физической картой.
Дать представление о содержании белки в неволе (в зоопарке).
Знакомить с профессией ученого-зоолога. Развивать представление об арсенале средств и способов, используемых для изучения диких животных, получения достоверных фактов, на основе которых можно строить научные выводы.
Дать представление об экологической проблеме выхода диких животных из леса в деревни, поселки, города в связи с уничтожением человеком природных мест их обитания, животным негде и нечем кормиться, происходит нарушение равновесия в природной экосистеме.
Развивающие:
Создавать условия совместно с детьми для развития познавательной активности, исследовательской деятельности, произвольного внимания, игровых навыков, продуктивной деятельности, инициативы, творчества (подборки иллюстративного материала, энциклопедии, атрибуты для игр «Белка Луша», «Ученые-зоологи ищут следы пребывания белки на участке»; материалы и инструменты, технические средства для исследовательской деятельности; бумага разных видов и бросовый материал для художественной деятельности и т. д.)
Развивать коммуникацию в процессе обсуждения деталей проекта со взрослыми и сверстниками, развивать навыки выполнения заданий в малых группах и парах.
Развивать связную речь, мотивировать детей на использование в речи сложноподчиненных предложений (Белка перебегает из одного укрытия в другое, потому что за ней гонится куница. Белка обгрызала шишку, высоко сидя на дереве, поэтому чешуйки разбросаны под елью на большой площади., развивать умение составлять описательные и повествовательные рассказы про белку, подбирая точные слова для выражения мысли, развивать речевое творчество (умение самостоятельно сочинять поговорки про белку, развивать умения письменной речи (читать короткие тексты, писать печатные буквы, способствовать развитию самоконтроля при автоматизации звуков в процессе игровой деятельности.
Поощрять стремление отражать впечатления, полученные в ходе развития проекта в изобразительной деятельности с использованием разных художественных техник (рисование «Такая необыкновенная белка обыкновенная», обрывная аппликация «Дупло», ручной труд «Коврики для белки», конструирование «Строим гайно для белки Луши»).
Воспитательные:
Способствовать осознанию ребенком самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Воспитывать культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранения природных объектов и собственного здоровья).
Вопросы проекта
Что знаем?
- Белка – животное, которое живет в лесу.
- Белки живут в городских парках.
- Белки едят орехи.
Что хотим узнать?
- Какова среда обитания белки?
- Чем питается белка?
- Есть ли у белки враги?
- Когда у белки появляются бельчата?
- Почему белки приходят к людям, покидая место постоянного обитания?
Как узнать?
- Спросить у воспитателя или у родителей;
- посмотреть по телевизору, узнать из Интернета;
- с помощью взрослых прочитать художественную и познавательную литературу, рассмотреть журналы;
- наблюдать во время прогулки, по дороге в детский сад и обратно;
- использовать фотоловушки для наблюдения за территорией прогулочного участка;
- найти следы пребывания белки обыкновенной на прогулочном участке детского сада;
- пользуясь полученными знаниями, проигрывать ситуации из жизни Белки Луши в группе.
Оборудование:
- Энциклопедии («Животные Севера», «Мир животных») и художественная литература (М. Пришвин «Дедушкин валенок», В. Бианки «Теремок», В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла», р. н. с. «Старуха и белка»).
- Дидактические игры («Найди лишнее», «Кто где живет», «Чем питается белка?», «Чей нос? Чьи уши? Чьи лапы?», «Чудесное животное»).
- Наглядно – демонстрационный материал по теме.
- Видеосюжеты о белке, мультфильмы (https://yandex.ru/video/preview/18064428745469058619, https://yandex.ru/video/preview/1751957588673741401, https://yandex.ru/video/preview/2868007775532450331).
- Фотоловушки.
- Игрушка белка Луша – центрального персонажа игровой линии реализации проекта, атрибуты для создания различных игровых ситуаций (стилизованное дупло, коврики для беличьего уголка, гайно, материалы для утепления гайно, корзинка с бельчатами).
- Ящик с инструментами учёных-зоологов (лупа, бинокль, фонарик, линейка, блокнот, карандаш, пинцет, фотоаппарат, диктофон, планшет, контейнеры).
Предполагаемый результат
Сформировано устойчивое представление детей о белке обыкновенной, её внешних признаках, особенностях, повадках. Развиты навыки исследовательской деятельности. На эмоциональном уровне дети осознали ненормальность экологической ситуации выхода диких животных к людям. У детей обогащен игровой опыт. У детей созданы предпосылки для формирования активной жизненной позиции по охране окружающей среды.
Технологическая карта проекта
Этапы проекта 1. Начальный
Формулируют проблему. Вводят в ситуацию.
Рядом с группой, на стене, при входе, изображены белки, прыгающие с ветки на ветку. Ребята задают вопросы педагогам, как далеко прыгают белки, могут ли они упасть, могут ли жить на земле? За группой закрепилось название «Бельчата». Воспитатели предлагают детям узнать, как можно больше о белках. А для этого надо организовать интересный проект, в центре которого будет белка, как будто в фокусе фотоаппарата или камеры.
Педагоги формулируют общие исследовательские вопросы: Что знаем? Что хотим узнать? Как это сделать?
Выясняется, что знания детей скупы и отрывочны.
Проблема: «Мы мало знаем о белке, должны знать больше, так как мы – «Бельчата!»
Цель проекта : «Изучить белку со всех сторон»
2. Разработка проекта
Составляют план действий по проекту.
Занимаются подбором ресурсов для реализации проекта. Создают условия для познавательной, игровой, творческой деятельности детей, подбирают познавательные материалы для воспитанников. Педагоги объясняют детям, что у каждого проекта должен быть продукт. Воспитатели и дети договариваются, что создадут презентацию, в которой будет представлена работа детей и взрослых по проекту. Презентацию можно будет смотреть самим, показывать другим детям и родителям.
3. Реализация проекта
Витя И. принёс игрушку резиновую белку в группу и предложил её оставить. Воспитатели предлагают детям дать белке имя и поселить её в группе;
осуществляют деловую поездку в ленинградский зоопарк с целью заключения договора между зоопарком и детским садом об опеке белки обыкновенной с 01.10. 2021 по 30.05.2022, получают бесплатный билет на три лица на посещение зоопарка;
чтение художественной и познавательной литературы по теме: энциклопедии («Животные Севера», «Мир животных») и художественная литература (М. Пришвин «Дедушкин валенок», В. Бианки «Теремок», В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла», р. н. с. «Старуха и белка»);
организуют просмотр учебных фильмов, мультфильмов, видеосюжетов о белках («Детям о белке», «Белка строит гайно», м/ф «Лесные путешественники»);
прослушивание познавательных рассказов о белке обыкновенной, среде обитания, повадках, питании и размножении: «Зубы, когти и хвосты», «Где живет белка?», «Разнообразие беличьего рациона. Белка – всеядное животное», «Могут ли белки упасть, прыгая по веткам?», «О капской земляной белке как южном сородиче белки обыкновенной», «Что люди используют в спорте, наблюдая за белкой. Бионика. Открытие Яна Боклева: прыгаем с трамплина как белка», «Что такое паралимпиада? История белки Карамель», «Белкины зубы», «Насекомые – часть рациона белки»;
постановка проблемных вопросов: «С чем связаны изменения в поведении белки?», «Зачем белке 15 квартир?»
ситуации общения с детьми: «Беличья зимовка», «Люди каких профессий могут изучать жизнь и условия обитания белки?», «Зачем белке в неволе колесо?», «Белка – непризнанный талисман Олимпиады в Сочи-2014», «Весенние хлопоты белки», «Детеныши белки», «Белка может укусить. Белка – переносчик инфекций»;
рассматривают карту Российской Федерации, находя территории распространения белки обыкновенной, а также карту полушарий с указанием мест обитания сородичей белки;
использование ТРИЗ-технологии:
• игра «Да-нет: сравнение возможностей человека и белки»,
• решение познавательной задачи «Какие продукты из рациона белки помогут детям из блокадного Ленинграда излечить их болезни»,
• игра «Хорошо-плохо: какую пользу и какой вред наносит белка окружающему миру?»,
• решение изобретательской задачи «Какие изобретения человек подсмотрел у животных? Наука бионика»,
• игра «Логикон» (приспособления белки в жизни человека);
экспериментирование: «Может ли утонуть белка?», «Обтекаемость предмета: форма тела белки»;
игровая деятельность:
• создание игровых ситуаций: «Белка беспокоится», «Построим дупло для Луши», «Куница разорила дупло», «Белка Луша пропала», «Луша вернулась», «Луша устала и спит», «Поможем достроить гайно для Луши», «Луша выводит бельчат», «Найди запасы белки на новогодней ёлке», «Ящик с инструментами зоологов», «Дети заботятся о чистоте беличьего уголка, выстилают самодельными ковриками»,
• самостоятельная игровая деятельность с персонажами проекта : режиссёрские игры «Белка Луша упала, лечим Лушу», «Луша едет на грузовике», «Строим дом для белки Луши», «Бельчонок потерялся, белка ищет его» и т. д. ,
• игровое использование экологической почты (На экологическую почту группы пришло письмо от семьи Кузнецовых, окна которых выходят на прогулочные участки детского сада. Им показалось, что они видели на дереве животное, похожее на белку. Семья Кузнецовых просит проверить эту информацию, когда дети будут гулять). Организация сюжетно-ролевой игры «Учёные-зоологи ищут следы пребывания белки на участках детского сада»;
• установка игрового научного оборудования, фотоловушки, на прогулочном участке с целью определить, кто посещает участок в отсутствие детей,
• подвижная игра «Белки и куница» (по принципу «Бездомного зайца»,
• дидактические игры (лото «Животные», «Найди лишнее», «Кто где живет», «Чем питается белка?», «Чей нос? Чьи уши? Чьи лапы?», «Чудесное животное»,
• развивающие игры с палочками Кюизенера «Еловый лес», «Как белка строит гайно?»
коррекция всех компонентов речи:
• речевые игры на развитие словарного запаса («Анаграмма» - БЕЛКА-БЛОКАДА, «Кузовок», «Беличьи запасы», «Что делает белка осенью, весной?»,
• развитие связной речи (составление рассказов «Как белка готовится к выведению бельчат?», «Как зимует белка?», «Как белка готовится к зиме?»,
• грамматического строя (речевые игры «Какая белка?», «Какое гайно?», «Какой бельчонок?», на использование предлогов «Белка прячет запасы (куда)» и др. ,
• развитие в речи структуры предложения (распространение предложений определениями, дополнениями, обстоятельствами места, времени и причины, отработка использования в речи сложноподчинённых предложений с союзами места, времени, причины и следствия,
• словотворчество, создание поговорки «Береги зубы! Человек – не белка, зубы снова не отрастут!»
• автоматизация звуков в процессе игровой деятельности.
работа с родителями:
• планирование и контроль посещения зоопарка по единому билету и лесопарков, сбор фотографий, подготовка рассказов детей о своих впечатлениях,
• организация групповой фотовыставки по итогам посещения зоопарка «В фокусе белка обыкновенная»;
• фотоотчёты по проекту на стенде в раздевалке группы один раз в месяц, в родительском чате еженедельно,
• система работы с семьей («Плавают ли белки?», «Могут ли белки жить на земле?», просмотр видеосюжетов «Белка в дупле» (https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16008781828991624843&from=tabbar&text=белка+в+дупле), «Белка выводит бельчат» (https://yandex.ru/video/preview/7604853873387259496), графомоторные упражнения «Заштрихуй белку», «Разложи запасы белки по полочкам»);
художественно-эстетическое направление работы:
• рисование «Такая необыкновенная белка обыкновенная»,
• аппликация в нетрадиционной технике (обрывная) «Строим дупло для белки Луши»,
• конструирование в технике ткачества «Коврик в беличий уголок»,
• конструирование в нетрадиционной технике (из веточек) «Строим гайно для белки Луши»;
Мы корреспонденты газеты сообщества детского сада «Горицвет»! Участвуют вместе с детьми в создании статей для газеты «Горицвет», где дети делятся своими знаниями и открытиями с другими воспитанниками детского сада.
4. Заключительный
Проводят общий сбор с детьми по подготовке итогового продукта. Готовят презентацию вместе с детьми и показывают ее детям других подготовительных групп. Делают рассылку семьям воспитанников.