Твердякова Лариса
Методическая разработка образовательной деятельности для старших дошкольников «Путаница»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст группы для детей с ТНР.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: создать условия для формирования грамматического строя речи.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности для старших дошкольников „Путаница“» размещена в разделах
• способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формированию готовности планировать совместную деятельность со сверстниками;
• способствовать обогащению активного словаря; развитию грамматического строя речи; развитию речевого творчества.
• способствовать развитию интереса, любознательности и познавательной мотивации; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений об особенностях природы (животного мира).
1этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Педагог заходит с книгой в руках, в которой нарисованы картинки-половинки лесных обитателей.
Ребята, я вчера была в магазине «Читай-город» и увидела книгу «Лесные животные». Меня очень заинтересовало то, что в такой тонкой книге поместились 144 лесных обитателя. Я решила ее посмотреть. Открываю книгу и вот что вижу.
Педагог открывает книгу и показывает картинку. Там нарисовано животное, у которого верхняя часть лисья, а нижняя – медвежья.
Как вы думаете кто это? Вы знаете такого обитателя леса?
Ребята высказывают свои мысли по этой картинке. Возможно, предполагают, что книга неправильная, разрезанная. Возможно, придумывают название несуществующему животному.
Я подумала и решила, что это «лисведь». Потом решила, что это может быть и «медлис». А вы как считаете, какое название правильнее?
Ребята рассуждают и озвучивают свои ответы.
Почему так можно назвать этого обитателя леса?
Педагог подводит детей к умозаключению, что у него лисьи голова, туловище, глаза, уши, нос и т. д. и медвежьи лапы, шерсть, когти ит. д.
Ребята образовывают притяжательные прилагательные.
Вот еще одна особенность этой забавной книги: слова предложений в ней тоже рассыпались и стал непонятным смысл того, что написали о животных. Послушайте.
Педагог читает деформированные предложения с правильным грамматическим оформлением слов.
Что можно сделать, чтобы предложения стали понятными?
Ребята рассуждают и озвучивают свои ответы.
Исправление ошибок в тексте называется редактированием.
Что надо сделать, чтобы исправить (редактировать) предложения.
Дети предлагают послушать предложения, поменять местами слова и произнести предложение правильно
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Кто хочет посмотреть в книгу сам и увидеть, что у него получится? И составить (редактировать) предложения об обитателях леса?
Желающие дети подключаются к деятельности.
А как мы это будем делать? Что сначала, что потом?
Ребята составляют алгоритм своей деятельности: сначала моделируют в непроизвольном и произвольном порядке несуществующих животных; потом рассказывают, чьи части у этого животного; потом дают ему название и потом редактируют предложение.
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Приступаем к созданию несуществующих животных и редактированию предложений о них.
Ребята по желанию моделируют в непроизвольном и произвольном порядке несуществующих животных; образовывают притяжательные прилагательные и придумывают название животному; редактируют предложения.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии детской деятельности.
Ребята, почему в такой тонкой книге поместилось 144 обитателя леса?
Чему мы научились?
Каким образом?
В чем мы испытывали трудности?
Как мы их решили?
Что было самым интересным сегодня в нашей деятельности?
Ребята анализируют свою деятельность на занятии.
Логопед индивидуально обращается к некоторым детям.