Ткаченко Елена
Методическая разработка нравственно-патриотического проекта «Мы помним! Мы гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка нравственно-патриотического проекта «Мы помним! Мы гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта : «Мы помним! Мы гордимся!»
Составители проекта : Ткаченко Елена Александровна, Анисимова Юлия Игоревна
Тип проекта :
по доминирующей в проекте деятельности - творческий, информационно-познавательный;
Публикация «Методическая разработка нравственно-патриотического проекта „Мы помним! Мы гордимся!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
по числу участников проекта – групповой;
по времени проведения - краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
В наше непростое время патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Наша задача сформировать у подрастающего поколения чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь. В настоящее время в молодых семьях зачастую уделяется недостаточно внимания вопросам патриотического воспитания. Родители не считают это важным и очень мало, а иногда и совсем не освещают тему минувшей войны. Проектная деятельность дает возможность создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект нацелен на единение детей и взрослых. В этой связи родители являются полноправными участниками проекта.
Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о защитниках отечества, подвигах юных героев, познакомить с историческими фактами военных лет;
2. Познакомить с музыкальными произведениями военных лет, а также с художественной литературой на военную тему;
3. Формировать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
4. Привлечь родителей к работе по патриотическому воспитанию в семье;
Развивающие:
1. Развивать личностные качества дошкольника, его творческие способности, формировать желание и умение к познанию нового.
2. Развивать речь детей через диалоги о войне, обогащать словарный запас.
3. Развивать память посредством заучивания стихотворений и песен о войне.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших, к ветеранам ВОВ.
2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее героев, патриотизм.
3. Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.
Предполагаемый результат:
1. Приобретение детьми знаний о событиях времен ВОВ; о героях и их подвигах.
2. Осознание детьми подвига, совершенного героями войны.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Осознание родителями важности патриотического воспитания.
План реализации проекта :
1 этап- организационно-подготовительный
- определение темы проекта;
- составление плана проекта;
- формулировка целей и задач;
- опрос и мониторинг детей;
- анкетирование родителей;
- сбор информации, работа с методической литературой, создание развивающей предметно-пространственной среды, изготовление лэпбука, подборка наглядно-дидактического материала, аудиозаписей, видеотеки, сбор художественной литературы о ВОВ, подготовка цикла бесед о ВОВ.
2 этап – основной (практический)
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
1. Беседы о ВОВ («Что такое героизм?», «Герои в нашей семье», «Мальчики - будущие защитники страны», «Нам нужен мир», «Дети войны»).
2. Непосредственная образовательная деятельность («Хронология ВОВ», «Герои ВОВ : имена и подвиги», «Пионеры-герои», «Города - герои ВОВ», «Символы победы в ВОВ»).
Речевое развитие:
1. Чтение художественной литературы о ВОВ (Алексеев С. «От Москвы до Берлина. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»; Алексеев С. «Три приятеля с Волхонки»; Туричин И. «Крайний случай»; Л. Кассиль «Памятник солдату»; С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину»; К. Паустовский «Стальное колечко», «Похождения жука-носорога»; А. Гайдар «Поход», Митяев А. «Секрет бабушки Бабуры», «Землянка», «Самовар»; Ю. Герман «Как это было»; С. Георгиевская «Галина мама»).
2. Прослушивание аудиорассказов о детях-героях ВОВ (М. Фридман «Зина Портнова», «Песня о Марате Казее», «О пионере Лене Голикове»; Г. Наджафов «Валя Котик»; Н. Богданов «Бессмертный горнист»; Н. Чуковский «Девочка-жизнь»).
3. Разучивание стихотворений А. Усачева «День Победы»; С. Маршака Ленинградское кольцо», и д. р.).
4. Заучивание пословиц и поговорок о ВОВ («Где смелость - там победа», «Герой за родину горой», «Один в поле не воин», «Война не лечит, а калечит», «Смело иди в бой, — Родина за тобой», «Каковы офицеры — таковы и войска»).
5. Рассматривание репродукций художников времен ВОВ и составление рассказов по ним (Константин Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г.»; Юрий Пименов «Фронтовая дорога»; Александр Лактионов «Письмо с фронта»; Михаил Хмелько «Триумф победившей родины»).
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры («Пограничники», «Летчики», «Танкисты», «Медсестры», «Военный госпиталь»).
2. Дидактические игры («Обмундирование солдата Красной армии» (найди тень, Лото «Военные профессии», «Сосчитай военную технику и припасы», «Один-много», «Четвертый лишний», «Подбери пару», «Сложи целое», «Выложи картинку палочками» (палочки Кюизенера, «Выложи вечный огонь» (блоки Дьенеша).
Физическое развитие:
1. Подвижные игры («Вертолеты», «Сапер», «Снайпер», «Тоннель», «Самолеты», «Моряки и акула»).
2. Спортивный досуг (Эстафеты «Пройди полосу препятствий», «Доставь конверт с секретным донесением», «Всадники», «Переправа через болото», «Кавалеристы», «Моряки», «Танкисты», «Доставь бойца в госпиталь», «Соберем бойцам посылку», «Что кому принадлежит»).
Художественно-эстетическое развитие:
1. Музыка. Прослушивание и разучивание песен (Д. Тухманов, В. Харитонов «День Победы»; М. Блантер, М. Исаковский «Катюша», А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война»; Я. Галицкий, М. Максимов, Е. Петерсбургский «Синий платочек»; А. Островский, Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце»; Л. Квинт, В. Костров «Здравствуй мир»).
2. Рисование. «Салют Победы».
3. Аппликация. «Фронтовой треугольник», «Плакат Победы» (коллективная работа).
4. Конструирование. «Монумент «Вечная память» (коллективная работа из бумаги и бросового материала, «Голубь мира» (конструирование из бумаги).
5. Лепка. «Танки для парада военной техники» (пластилинография).
Работа с родителями
1. Папки-передвижки.
2. Памятка «Как рассказать детям о войне».
3. Консультация «Что почитать детям о войне».
4. Совместная деятельность детей и родителей по подготовке рассказа «Герои нашей семьи».
5. Помощь родителей детям в разучивании стихотворений на конкурс чтецов.
6. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мы помним! Мы гордимся!».
3 этап – обобщающий (заключительный)
1. Итоговое мероприятие игра-викторина о ВОВ.
2. Конкурс чтецов.
3. Выставка рисунков «Салют победы».
4. Изготовление стенгазеты (коллективная работа).
5. Совместное посещение детей и родителей городов-героев, памятных мест, участие в шествии «Бессмертный полк».
В ходе реализации проекта «Мы помним! Мы гордимся» поставленные задачи были выполнены. Дети получили много новых знаний по теме, познакомились с героями войны, узнали о подвигах пионеров-героев; разучили стихи о войне и узнали новые литературные произведения на военную тему. Ребята с удовольствием слушали и запоминали песни военных лет. Все это способствовало формированию чувства гордости за свою Родину и ее героев.