Ирина Трусилина
Методическая разработка НОД «Животные на войне» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие «Животные на войне»
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с подвигами некоторых животных во время ВОВ.
2. Продолжать учить детей искусству «Оригами»
3. Прививать бережное отношение к животным.
4. Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Оборудование:
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Животные герои на войне
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Плакаты с иллюстрациями животных на войне, картины с изображениями животных, фотографии военного времени, цветная бумага, картон, клей.
Предварительная работа:
Выставка детских работ, сделанных с родителями по искусству «Оригами»
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Давно закончилась ВОВ, все меньше остается ветеранов. Но их нельзя забывать, потому что в ту грозную пору наши деды и прадеды отстояли свою Родину. Все как один встали на защиту родной земли. За свою Родину тогда стояли все. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем братьями нашими меньшими: животные и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди, - и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали сотни человеческих жизней.
II. Основная часть.
Собаки на передовой.
Знаете ли вы о том, что бок о бок с людьми всю войну прошли собаки? Они тоже сражались за победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, находили лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины. За боевые подвиги солдаты получали ордена, медали и звания. А те, кто, повинуясь команде, лез в самое пекло, в лучшем случае получал кусок сахара или ломоть черствого хлеба.
(Показ плакатов, картин, фотографий с изображениями
животных на поле боёв и сражений).
На всех фронтах действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. Собаки решали самые разные задачи, жертвовали своими жизнями, спасая тысячи человеческих.
Далеко не все знают, что на параде Победы в Москве, где были представлены все фронты войны, все рода войск, шли и солдаты подразделений военной кинологии со своими четвероногими питомцами. Шли по праву, шли потому, что сражались в одном строю с пехотинцами, танкистами, разведчиками, саперами.
На том историческом параде за солдатами с собаками шел главный кинолог страны подполковник А. П. Мазовер. Ему было разрешено не маршировать и не отдавать честь главнокомандующему парадом И. В. Сталину, так как он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады – собаку по кличке Джульбарс. В этот день пес еще не оправился от полученного ранения и не мог пройти в составе военных собак. И. В. Сталин распорядился «Пусть эту собаку пронесут на руках по красной площади на моей шинели…» и собаку пронесли на сталинской шинели. (Демонстрация картин)
Четвероногий боец принимал участие в боях и разминировании местности на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Там Джульбарс обнаружил 468 мин и 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде – медали «За боевые заслуги». (Демонстрация плаката)
Дети читают стихи посвященные собакам.
Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч, породистых и не очень, больших и маленьких, гладкошерстных и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в дело великой победы над врагом. Какую только службу не приходилось нести нашим собакам:
1. Ездовые собаки подвозили на небольших телегах боеприпасы и увозили на них же раненых солдат. За годы войны ими было вывезено около 700 тыс. раненых и доставлено около 3500 тонн боеприпасов.
2. Собаки-связисты доставляли важные поручения и донесения в самое пекло боевых действий. За годы войны ими было передано более 120 тыс. подобных поручений.
3. Собаки-миноискатели – это была одна из самых востребованных собачьих профессий. Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 миллионов мин, фугасов и прочих боеприпасов.
В личном деле кроткого колли по кличке Дик записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны обнаружил более 12 тыс. мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов». Главный подвиг Дик совершил в Павловске. Было это так. За час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца фугас в две с половиной тонны с часовым механизмом. Это спасло жизни немалому количеству людей. После победы легендарный пес, несмотря на многочисленные ранения, был неоднократным победителем выставок собак и прожил до глубокой старости.
4. Собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним помощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки с медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. И только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим телом и дыханием.
5. Собаки – истребители танков. Это одна из самых жестоких собачьих военных профессий. Таких животных готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеского танка. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся машины. Перед заданием на собак надевали специальные мешки с минами. И, как только пес оказывался под бронетехникой, мина взрывалась. Таким образом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие четвероногие бойцы стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков. Собаки, находившиеся на диверсионной службе, занимались подрывом не только танков, но и мостов, немецких поездов, сколько же пользы принесли эти животные, заплатив своими жизнями за нашу победу!
6. Собаки – разведчики. Они помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага. Также они четко и слаженно работали со своими проводниками при захвате языка. С помощью четвероногих бойцов было разминировано 303 крупных города и населенных пункта, среди которых: Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Варшава, Вена, Будапешт, Прага, Берлин. Ими было обнаружено свыше 4 миллионов мин.
Лошади в бою.
Но не только собаки отличались в военные годы, приближая победу. Лошади – забытый, скромный, молчаливый и незаметный герой (Показ плакатов, картин).
Чтение стихотворений о лошадях.
Не смотря то что ВОВ называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, он может пройти там, где не пройдет никакая техника и сделает это незаметно. Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора сковал тылы целой армии. Дивизия генерала А. С. Блинова спасла 50 тыс. военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. 7-й гвардейский корпус взял города Ратенов и Бранденбург, а 3-й гвардейский корпус захватил Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в 6 лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Много этих первых помощников солдат пало на полях сражений. Лошадь ведь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
Голуби на службе.
(Демонстрация картин)
Как ни странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала со времен глубокой древности, но с приходом радио казалось, что ее век окончен. Однако первые бои ВОВ показали, что проводная связь действует только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Часто техника выходила из строя. Голуби были не только почтальонами, а еще они применялись и для уничтожения объектов противника. В 1941 году были разработаны голубиные зажигательные снаряды ГЗС-7. они представляли собой спрессованные призмы из термитного состава весом 120-130 граммов. Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику – путем ежедневной прикормки на тренировочных макетах или оборудования голубятни в виде бензобака самолета. Пернатый боец плохо видит вблизи, поэтому и летит, думая, что это его голубятня или место кормежки. Голубей отстреливали снайперы, на них выпускали специально обученных ястребов, но множество почтовых птиц, практически неотличимы от своих диких собратьев, доставляли послания точно к месту назначения. Наиболее известным голубем стала Мэри. За 5 лет службы Мэри много раз получала ранения от пуль, на неё нападали хищные птицы, но она всегда выполняла свое задание. В ноябре 1945 г. она получила медаль Марии Дикин за то, что проявила удивительную стойкость на военной службе, невзирая на раны. В ее родном городе в ее честь установили мемориальную доску.
А сейчас проведё м физкультминутку: «Щенок»
Заворчал живой замок (пальцы сжаты в кулак, вращают кулаками)
Лёг у двери поперёк (пальцы соединяют домиком)
Две медали на груди (соединяют пальцы в колечко)
Лучше в дом не заходи (грозят пальчиком)
Громко щёлкнул он зубами (имитируют щелчок)
Ты беги скорее к маме (сгибают и разгибают пальцы)
Давайте с вами дети, сделаем из цветной бумаги собачку:
1. Сложите базовою форму треугольником. Какую базовую форму вы сложили (Ответы детей)
2. Разверните и положите перед собой треугольник, длинной стороной наверх, а уголком вниз.
3. Загните от центра формы правый и левый угол к себе (Это будут ушки)
4. Покажите мне правый и левый уголок, где центр? Что с ними нужно сделать (Ответы детей)
5. Получив нижний уголок в центре, загните наверх, а теперь его же оттяните вниз. Это носик у собаки. Какой вы угол загнули наверх? (Ответы детей) Это получилась голова у собачки.
Туловище:
1. Положите перед собой лист формой ромб. Как положите дети? (Ответы детей).
2. Найдите середину и согните нижний угол квадрата к центру.
3. Переверните заготовку задом наперёд соедините правый и левый угол. Прогладьте сгиб.
4. Подтяните за нижний угол и прогладьте на себя. Это хвост.
Далее берём вырезанную звёздочку из бумаги и приклеиваем её на грудь собаки, показав этим, что это военная собака-герой.
III. Заключительная часть.
Во многих городах в честь животных, которые тем или иным образом принимали участие в военных действиях были поставлены памятники, изображены в барельефе, являющемся частью мемориала. И в наше время по достоинству оценили тот вклад, который внесли эти молчаливые герои ВОВ.
Стихи, которые в ходе мероприятия читают дети.
1) Ребенок:
Сколько сказано слов.
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках- бойцах,
Защищавших нас в годы войны!
Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда- то его!
2) Ребенок:
Связки мин и гранат
Относили собаки под танки.
Защищая страну
И солдат от нависшей беды.
После боя бойцы
Хоронили собачьи останки.
Только нет там теперь
Ни холма, ни креста, ни звезды!
Батальон окружён,
Ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг
И осколков и пуль круговерть.
С донесением псы
Пробирались и близили праздник.
Всем, даруя свободу,
А себе, зачастую, лишь смерть.
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
3) Ребенок:
Воевали они
Без присяги, но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградою им!
4) Ребенок:
Кричала маневровая «кукушка».
Гудел вокзал. Скрипели тормоза.
Коней вводили в красные теплушки.
А у коней – печальные глаза.
Катилось в степи ржание от станции,
Где в штанах новых воинских частей
Грузились в эшелоны «новобранцы»
Гнедых и вороных мастей.
5) Ребенок:
Их повезут к передовой, на запад,
Где пулями покошены луга.
Блеснут над ними молниями сабли,
И казаки помчатся на врага.
И вдруг ударят дробно пулеметы,
И упадет под плетью огневой
Подсеченный, подкошенный –
С разлету,
Горячий –
С белой звездочкой –
Гнедой.
6) Ребенок:
О, сколько их, орловских и донских,
Поляжет на снегах
И рыжих травах,
Утонет на кипящих переправах,
Споткнется на дорогах фронтовых.
Уже готово было все к отправке.
А рядом, где кончается перрон,
Стояла тихо лошадь за оградой,
Смотрела и смотрела на вагон.
Она сюда, сорвавшись, прибежала,
Подхлестнутая общею бедой.
Но не услышал жалобного ржанья,
Красивый –
С белой звездочкой –
Гнедой.
И колокол ударил в тишину.
Качнулись привокзальные березы.
А лошадь все глядела через слезы
На эшелон,
Идущий на войну.
Рефлексия:
Какова тема нашего занятии?
Что нового вы для себя узнали? Что больше всего запомнилось? Почему?
Я считаю, что данное занятие очень ценно и значимо для вас, так как вы узнали, что наравне с людьми воевали животные и внесли огромный вклад за Победу над врагами.