Земфира Гильванова
Конспект НОД в средней группе «Этот добрый мир животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.
Задачи:
1. Закрепить умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;
2. Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности.
3. Активизировать словарь по данной теме.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Этот добрый мир животных“» размещена в разделах
1. Чтение художественной литературы о жизни животных.
2. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
3 Дидактические игры: «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные».
4 Чтение энциклопедии о животных.
Ход НОД:
I Организационная часть.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель. Ребята, посмотрите друг на друга, какие у вас добрые, красивые лица, улыбнитесь друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
II Основная часть.
Воспитатель. Посмотрите, к нам прилетела любознательная Каркуша (показывает игрушку Каркушу, а в клюве у неё письмо, о чём же оно?
Вскрывает конверт, читает письмо.
«Здравствуйте ребята, мне очень нужна ваша помощь. Филя с Хрюшей, готовятся к новому увлекательному выпуску телепередачи о животных, и очень просят рассказать меня о обитателях леса. Вот я и решила обратиться к вам за помощью, потому что в детском садике самые смышлёные дети».
- Ну что поможем? (ответы детей)
Воспитатель. Конечно же мы поможем тебе Каркуша. Ребята, а давайте Филе с Хрюшей отправим видеописьмо, в котором мы обо всём расскажем.
Чтобы начать рассказ о животных, я предлагаю вам отправиться в волшебный лес. Для этого нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись»
(Дети изображают движение и произносят волшебные слова)
(Звучит музыка «звуки леса-шум деревьев»)
Воспитатель: Ребята, вот мы и в чудесном лесу.
(Приглашает в зону группы, где стоят деревья)
Ах, как много здесь разных и красивых деревьев. Посмотрите, дети, а листья на деревьях не простые – с загадками. А мы умеем с вами отгадывать загадки. Правда, дети?
(Срывает с дерева листочки и загадывает загадки).
Любит кушать он малину,
а в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его (медведь)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая (лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый (волк)
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это(ёж)
Воспитатель. Умницы, все загадки отгадали. Про кого были эти загадки?
Дети. Про лесных животных.
Воспитатель. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети. Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Воспитатель. Верно. Леса – это живое чудо нашей планеты. Они не только украшают землю, но и очищают воздух, насыщая его кислородом. Что может быть лучше прогулки по светлой, солнечной березовой роще или по таинственному, сказочному ельнику. Лес прекрасен в любое время года. Но лес - это еще и родной дом, убежище для его обитателей: насекомых, птиц, зверей. Ребята, а каких лесных зверей вы знаете?
Дети- заяц, белка,ёж.
Воспитатель. Волк, лиса, белка, бурый медведь и многие другие лесные животные-все они живут в лесу.
Воспитатель: Дети, у всех на свете: у птиц, насекомых, животных и людей есть свой дом. Но дома бывают разные? Я предлагаю посмотреть вам, какие бывают дома.
Воспитатель: Давайте, дети, присядем на полянку удобнее.
(Дети садятся на ковёр, на пенёчки)
Посмотрите, на этой полянке волшебный экран.
(На экране появляется изображение медведя)
Воспитатель: (обращает внимание детей на изображение медведя на экране).
Воспитатель. Ребята, рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Дети. Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.
Воспитатель. Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?
Дети. Берлога.
Воспитатель. Как вы думаете ему тепло или холодно? (ответы детей)
Воспитатель. Да, у медведя мех теплый. Вход в берлогу ветками завален. Снегом сверху замело.
-Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется. Да… Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Ребята,покажите как ходит мишка.
(Дети проходят по кругу имитируя движения медведя)
Воспитатель: (обращает внимание детей на изображение белки на экране).
Воспитатель. Ребята, рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?
-Где живет белка? Как называется ее домик? (ответы детей)
Воспитатель. Верно, домик белки дупло.
Почему белка так высоко дом свой делает?
Дети. Чтобы другие звери не достали.
Воспитатель: (обращает внимание детей на изображение лисы на экране).
Воспитатель. Ребята, а это кто?
Дети. Лиса.
Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?
Дети. Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост.
Воспитатель. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.
Воспитатель. Как называется дом лисички?
Дети. Нора.
Воспитатель. Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная. Ребята, а покажите, как лиса хитро ходит.
(Дети встают и ходят имитируя движения лисы)
Воспитатель: (обращает внимание детей на изображение зайки на экране).
Воспитатель. Давайте ребята рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Дети. Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.
Воспитатель. Вспомните, какую шубку носит заяц летом, и на какую шубку меняет её зимой?
Дети. Летом у зайки серая шубка, а зимой он меняет её на белую.
Воспитатель. (обращаясь к Каркуше) Вот видишь Каркуша, сколько всего интересного знают наши ребята.
-Молодцы, ребята, а давайте с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Дикие животные»
Физминутка
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Воспитатель. А теперь давайте продолжим нашу прогулку по лесу. Ребята, смотрите пенёк, а рядом мячик. Как вы думаете откуда мог взяться мяч в лесу (ответы детей)
Это наверное детёныши зверей поиграли и забыли его здесь. А я вам предлагаю ребята, тоже сыграть в игру «У кого кто?» (с мячом)
-Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются.
у лисы кто? У лисы – лисенок, а если много – лисята;
у медведя кто? У медведя – медвежонок, а если много – медвежата;
у волка кто? волчонок, а если много – волчата;
у зайца кто? зайчонок, а если много – зайчата;
у ёжа кто? ёжонок, а если много – ежата;
у белки кто? бельчонок, а если много – бельчата,
у лося кто? лосёнок, а если много - лосята.
Воспитатель. (обращаясь к Каркуше) Каркуша, каждое животное в лесу имеет свои повадки и черты характера – одни ловкие и быстрые отличаются хитростями охоты, другие неуклюжие и трусливые есть и такие у кого острое зрение, а есть ещё и такие которые умеют и ползать и плавать.
И сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови»
Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.
Воспитатель. Ребята, какие мы с вами молодцы! Наша прогулка по лесу подходит к концу. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Но для того, чтобы вернуться обратно из волшебного леса, нам надо опять закрыть глаза и произнести волшебные слова.
«Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!»
Воспитатель: Открывайте глазки. Вот мы снова в садике!
III Рефлексия.
Ребята, во время нашей прогулки мы сделали много красивых фотографий в лесу для Фили и Хрюши, которые, будут полезны для нового выпуска телепередачи.
Вам понравилась наша прогулка в волшебный лес?
(обращаясь к детям индивидуально, Дима кого мы встретили в лесу? И т. д.)
А играть вам понравилось?
Кто лучше всех изобразил животного?
Воспитатель. Ребята, нам осталось распечатать фотографии, чтобы передать Каркуше. Помотрите, на столах раскраски с изображением животных. Давайте мы их раскрасим и передадим Филе и Хрюше, я думаю они будут очень рады.
(Дети садятся за столы и раскрашивают раскраски)
Воспитатель. Какие красивые получились рисунки. Дорогие ребята! Животные- это наши братья меньшие.
К животным надо бережно относиться и защищать их.