Ольга Глазкова
Работа над развитием речевого дыхания с детьми дошкольного возраста
Источником образования звуков речи является воздушная среда, выходящая
из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое
дыхание является произвольным в отличии от неречевого, которое
осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох или выдох
производится через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,
создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого
соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
Публикация «Работа над развитием речевого дыхания с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
выразительности.
Нарушение речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,
аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и
т. д.
Дети дошкольного возраста имеющих ослабленный вдох и выдох, как
правило, имеют тихую речь, затрудняются в произношении длинных фраз.
При нерациональном расходовании воздуха при вдохе нарушается
плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать
воздух.
Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы
произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они
вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с
захлебыванием. Укороченный выход вынуждает говорить фразы в
ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.
Поэтому задачами воспитателя являются:
1. используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный,
плавный, удлиненный выдох;
2. путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно,
рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном
выдохе). Для работы над речевым дыханием используются некоторые
гимнастические упражнения (Дровокол, Насос, а также игровые упражнения
(поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.).
Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом
требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет
собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в
детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой
стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные
речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.