Папки-передвижки

Проектная деятельность, как метод воспитания детей

Ирина Викторовна Солопова
Проектная деятельность, как метод воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад №41»

Разработала воспитатель :

Солопова Ирина Викторовна

высшая квалификационная категория

г. Рязань

«Есть лишь одна проблема - одна

единственная в мире - вернуть

людям духовное содержание».

А. де Сент-Экзюпери

За последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Проектная деятельность, как метод воспитания детей» размещена в разделах

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод тематических воспитательных проектов.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Интересы общества и семьи совпадают.

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в который ребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получает первоначальные навыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь и влияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить очень трудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получает образование. В семье у него идет формирование личности! И с каким багажом за плечами человек вступает во взрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить, заботиться о близких, привить трудолюбие, навыки самообслуживания,

развить у ребенка активность, лидерские качества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способность сопереживать и, при необходимос-ти, проявлять твердость и настойчивость и многие другие, нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то, что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – если семья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательного фактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки с дедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успела вложить в них их семья, где они родились и выросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети – внукам.

Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях - это безусловно определяет достаточную новизну, исследуемого мною метода воспитания.

Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен.

Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, данный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи.

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Генеалогическое древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

В моей работе я постаралась раскрыть суть данного метода с помощью проектной деятельности. В начале работы над проектом я выдвинула гипотезу о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства гипотезы исследования сути данного метода, определила цели и задачи, которые ставила перед ребенком, нашла способы решения этих задач.

Цель исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству.

Основу данного метода определяет укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.

Задачи, которые я поставила перед собой в работе с воспитанниками :

Развивать интерес к своим близким, друзьям.

Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.

Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.

Для решения этих задач с детьми проводила такие мероприятия, как:

«Моя семья»

Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.

Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире) – тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

2. «Мой младший брат, сестра»

Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.

…И наступил, наконец, тот прекрасный день, когда сведения о предках собраны. Не все, так немалая часть. Дотошно опрошены родственники, тщательно изучены документы семейного и государственного архивов. Кажется, пора представлять результаты поисковой деятельности ближним и дальним.

Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому трудно переоценить важность практической работы по сбору материалов о родословной семьи.

3. «Составление генеалогического древа».

Самая эффектная форма представления – это родословное древо. Наглядно, доступно – информация легко считывается.

4. «Каким я был, каким я стану»

Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию.

Так у меня появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Свою работу начинала с того, что спросила у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предлагала рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

В ходе беседы подводила ребё нка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Также предлагала детям перечислить, какие добрые дела делают их родные, и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивали представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно, я применяла демонстрационный материал. Это различные интерпритации генеалогического древа, где видны корни, ствол, ветки. Я рассказала, что это схема семейных связей, в ходе беседы дети самостоятельно пришли к выводу о том, что фотографии не всех, а только самых близких родственников, возможно разместить на древе. Более глубокие корни можно обозначить просто именами и фамилиями, расспросив родителей о своих прапрадедах, (см. приложение)

Работу с детьми я начала с оклеивания цветной бумагой и салфетками шаблонов деревьев. Над каждым из них работали все вместе: я, дети и родители. Затем, когда деревья были готовы, дети расположили и наклеили на них фотографии родных. Свои деревья дети бережно хранят дома. Они с гордостью демонстрируют их и с уважением рассказывают о близких людях сверстникам, родственникам. А самое главное, совместная деятельность служит формированием взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят:

«Счастье - это когда тебя понимают».

В настоящее время уже бывшие выпускники детского сада, учащиеся начальной школы, с удовольствием приносят собственные генеалогические деревья в класс и с большой гордостью делятся знаниями о своем роде перед учителем и одноклассниками. Так одно из деревьев находится в 4 Б классе школы № 73 г. Рязани.

Наиболее распространенная форма работы с родителями это – «записки о жизни» - ведение дневниковых записей. Многие мои выпускники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

Составив свою родословную, сделав генеалогическое древо, затем с детьми продолжила работу в таком направлении. Было дано задание на дом придумать свой фамильный герб и девиз семьи. В результате вышло следующее: на поле щита рисовали то, что больше всего подходило к их семье. Кто-то изображал свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба имели фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень и вода не течет" и др. (см. приложение)

Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И я воспользовалась этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.

Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей. Такую работу с родителями и детьми я провожу в рамках кружка, который называется «В гостях у Хозяюшки».

Изучив многие программы, я пришла к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме, изучения истории рода, так как проблема эта стоит особенно остро, малыши не должны вырасти в «Иванов, не помнящих родства».

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность нас педагогов.

Тщательно подобрав педагогическую и детскую литературу, я составила картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости», изготовила памятки для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками. Играю с детьми в речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Провожу совместную деятельность детей и родителей. Устраиваю досуги «Бабушкин сундучок», «Посиделки в русской избе» и др.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная деятельность «Карусель безопасности» (для детей подготовительной группы №2) «Безопасности формула есть: Надо видеть,предвидеть,учесть. Но возможно - всё избежать, А где надо - на помощь позвать.» Т. Г. Хромцова Одной.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность, как метод воспитания детей
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 16:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность, как метод воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Викторовна Солопова (УИ 876717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД