Людмила Логинова
Ознакомление дошкольников с временными понятиями
▼ Скачать
Учитель-логопед: Логинова Л. А.
Занятие, разработанное для логопедической группы детей среднего возраста, имеющих диагноз: ТНР, ОНР III уровня речевого развития (конец учебного года).
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе:
Сказка «Колобок» и обобщающие понятия: «Времена года», «Год»
Цель: познакомить детей с цикличностью года и временами года, которые составляют этот цикл и идут друг за другом в строгой последовательности.
Публикация «Ознакомление дошкольников с временными понятиями» размещена в разделах
Задачи: расширять и закреплять представления детей о времени, а так же о таких понятиях как: год, времена года, сезонных изменениях в природе. Развивать познавательную активность детей.
Закреплять умение определять время года по характерным признакам, устанавливать причинно-следственные связи между временами года. Обогащать активный и пассивный словарь по данной теме, развивать фразовую речь, актуализировать названия цветов: белый, черный, коричневый, синий, желтый, серый, оранжевый. Развивать общую и мелкую моторику детей. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Развивать любознательность.
Методы: словесные: беседа, объяснение, пояснение. Практические: работа по перфокартам; природный материал для массажа пальчиков (шишки, подвижная игра «Времена года».
Оборудование: демонстративный материал: дидактическое пособие «Часы-Колобок», пособие-перфокарта «Круглый год» в виде часов с геометрическими фигурами по кругу, цветные карандаши, сосновые шишки.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром, беседа по картинкам о временах года, наблюдение за явлениями природы, за признаками смены времен года на прогулках, чтение сказки «Колобок».
Ход занятия
Фотография 1. Дидактическое пособие «Часы-Колобок».
Демонстрация дидактического пособия «Часы-Колобок».
Беседа по сказке «Колобок».
- Как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Колобок».)
- Сколько зверей встретил Колобок? (Колобок встретил четырех зверей.)
- Назовите этих зверей! (Колобок встретил зайца, волка, медведя и лису.)
- Кто съел Колобка? (Лиса съела Колобка.)
- На что похожа наша картинка? (Эта картинка похожа на часы.)
Беседа о времени:
- Зачем люди придумали год, месяцы, неделю, сутки, часы? (Чтобы измерять время.)
- Что помогает измерять время в природе?
(Солнце. Из-за того, с какой силой оно светит, происходят природные изменения.)
- Сколько времен года в году? (В году четыре времени года.)
- Назовите четыре времени года, в каком порядке они идут друг за другом? (Зима, весна, лето, осень.)
- А сейчас мы с вами познакомимся с часами, которые показывают четыре времени года и вместе составляют год.
Демонстрация пособия-перфокарты «Круглый год» в виде часов со стрелкой и с геометрическими формами вместо героев сказки. Каждый ребенок получает по перфокарте.
Фотография 2. Пособие-перфокарта «Круглый год».
Беседа по перфокарте. В течение беседы дети раскрашивают геометрические фигуры.
- На что похож этот рисунок: квадрат, над ним треугольник? (Это похоже на дом)
- На какой планете мы живем? (Мы живем на планете Земля.)
- Дом раскрашиваем черным, как земля, цветом.
- Что могут обозначать эти рисунки: круг, под ним треугольник вершиной вниз и круг, под ним треугольник вершиной вверх?
Педагог показывает вершины треугольников.
(Эти знаки обозначают людей: мужчину и женщину.)
- Мужчину раскрашиваем синим цветом, а женщину - красным.
- Как вы думаете, людям нужно измерять время и зачем это?
Дети высказывают свое мнение, аргументируя его.
- Что в природе людям подсказывает, как измерять время? (Солнце)
- Чем похожи Солнце и Колобок? (Они круглые, желтые, катятся.)
Раскрашиваем Солнце-Колобка в желтый цвет.
- И вот покатилось «Солнце-Колобок» вперед и кто ему встретился? (Ему встретился зайчик.)
- Зайчик будет символом зимы. Почему, как вы думаете? (Зимой заяц белый.)
- Белый маленький треугольник не раскрашиваем, обводим по контуру.
Затем дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, кружатся как снежинки, расставив ручки в разные стороны, садятся на стульчики.
- Кто потом появился на пути у «Солнца-Колобка»? (Волк.)
- Посмотрите дети, какой худой и голодный волк. Волк будет символом весны. У всех заканчиваются припасы к весне, голодно весной!
Дети раскрашивают большой треугольник серым цветом, как земля весной.
Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, приседают и тянутся ручками вверх как росточки трав.
- Кто был следующий на пути «Солнца-Колобка»? (Медведь.)
- Медведь будет символом лета! Как вы думаете почему? (Он ведет летний образ жизни.)
Дети раскрашивают овал коричневым цветом.
Дети встают, качают руками как деревья ветвями, шевелят при этом пальчиками как листочками, им очень жарко, они рады ветерку, затем садятся на стулья.
- Кто же последним встретился «Солнцу-Колобку»? (Лиса).
- Лиса будет символом осени! Как вы думаете, почему? (Потому, что осенью так много оранжевой листвы, а лиса рыжая.)
Раскрашиваем большой треугольник оранжевым цветом.
Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, поднимают ручки вверх, соединяют пальцы рук, кружатся как опавшие листья и садятся на стульчики.
- Вот и прошли все 4 времени года и год и закончился! Лиса съедает Колобка - это конец старому году (Старое Солнце, на смену ему приходит Новый год (Новое Солнце). По указу русского царя Ивана III Новый год у наших предков наступал осенью. Русский царь Петр I издал другой указ, по которому мы до сих пор встречаем Новый год 1 января.
- Времена года идут друг за другом! А мы должны беречь природу и радоваться каждому времени года! Чтобы радоваться, нам нужно быть здоровыми во все времена года!
- А что для этого нужно делать? (Правильно питаться, заниматься спортом, физкультурой, закаливаться, соблюдать режим дня)
- Можно позаниматься массажем, который укрепляет здоровье, нервную систему и иммунитет!
Проводится массаж рук природным материалом (шишками).
Домашнее задание: Рассказать родителям о годе, временах года (по пособию-перфокарте «Круглый год»).
Выдается раздаточный материал: картинка «Круглый год». Нужно подобрать и наклеить картинку зверя на соответствующую ему картинку времени года.
Список литературы:
1. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М. : Гном-Пресс, 2004.
2. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005
3. Эльконинова Л. И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.
4. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание. -1995- N10.-С. 30-32.