Эльвира Шоркина
Обучение правилам дорожного движения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Публикация «Обучение правилам дорожного движения в ДОУ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность этой проблемы связана и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей.
Целью данной работы является – создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделили на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий; полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие. Вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
Кроме этого, в развивающей среде используются:
• комплекты дорожных знаков;
• макет улицы с транспортными средствами;
• схема маршрута безопасного движения в детский сад;
• наглядно-иллюстративный материал;
• обучающие и развивающие игры;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
• детская художественная литература;
• картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
• альбомы с фотографиями "Моя улица", "Мой микрорайон";
• мультфильмы.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках.
Кроме этого педагоги используют:
-рассматривание иллюстраций, картин;
-моделирование дорожных ситуаций;
-обучающие и развивающие игры;
-изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной
безопасности;
-художественно-творческая деятельность детей и др.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека.
Согласно вступивших в силу ФГОС ДО требует от нас реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода. Поэтому в своей работе педагоги ДОУ используют следующие технологии: игровую технологию; проектную деятельность; здоровьесберегающую; личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми; информационно-коммуникационную технологию.
В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности".
Стараемся строить НОД с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
К игровым технологиям относим также
- моделирование дорожных ситуаций;
- технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач);
- информационно – коммуникативные технологии;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность.
В своей работе с родителями мы используем с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению : анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы с инспекторами ГИБДД.
Предлагаем им прочитать специально разработанные памятки.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.