Ольга Максименко
Методическая разработка на тему: «Логопедическая игрушка Жаба Клава»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по использованию логопедической игрушки :
«Жаба Клава»»
Максименко Ольга Павловна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория,
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №1 «Загадка»,
город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
2016. г Южно-Сахалинск
Содержание:
1. Введение…2стр.
2. Описание пособия-игрушки….4стр.
3. Назначение игрушки….5стр.
Публикация «Методическая разработка на тему: „Логопедическая игрушка Жаба Клава“» размещена в разделах
- Игрушки
- Логопедические игры
- Лягушки, лягушата
- Ляшушка. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
4. Практическое применение пособия. …. 5стр.
5. Заключение…9стр.
Литература…. 9стр.
Приложение…. 11стр.
Введение
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества…»
В. Сухомлинский
В ходе модернизации системы образования дошкольные учреждения стоят перед проблемой определения форм организованной образовательной деятельности, позволяющей освоить ребёнку основное содержание программы по образовательным областям. В соответствии с ФГОС ДОобучение дошкольников осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности. Одной из образовательных видов деятельности, является игровая. Игровая деятельность для ребёнка дошкольного возраста, является ведущей и является основой для решения образовательных задач.
Поставленная в игровой форме обучающая задача имеет преимущество: ребёнок сам понимает необходимость приобретения новых знаний и овладения способами действий. Увлечённый привлекательным замыслом игры, он не замечает, что овладевает новыми знаниями, учится согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями. В процессе игры у ребёнка развиваются познавательные способности, развивается познавательная саморегуляция (внимание, память, воображение). Если на занятиях ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою проблему самостоятельно, поэтому дидактическая игра для дошкольника представляет собой многоплавное, сложное педагогическое явление: она является, и методом формирования знаний и умений, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Логопедическая практика в дошкольном учреждении показала эффективность использования дидактических игр. Ведь не секрет, что работа по коррекции речевых нарушений у дошколят - процесс долгий, требующий терпения не только от педагога, но и от самого ребёнка. И очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. А коррекция звукопроизношения? Каждый логопед знает, как трудно даётся постановка звука, ведь эта работа включает в себя большой объём заданий, упражнений, направленных на подготовку артикуляционного и дыхательного аппарата. И только потом работа над постановкой звука. Для многих детей процесс постановки звука самый трудный. Но на этом работа не заканчивается! Поставленный звук нужно закрепить, научить ребёнка произносить его изолированно, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и т. д. И только потом введение в спонтанную речь. И это только один звук. А если их пять? Девять?
В этом случае выручает игра. Игра создаёт комфортные условия для дошколёнка на логопедических занятиях и монотонную работу превращает в увлекательную деятельность.
И поскольку чёткая артикуляция обеспечивается сильными, упругими и подвижными органами речи - языком, губами, нёбом, тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика, является необходимым приёмом в коррекции звукопроизношения.
Сделать артикуляционную гимнастику интересной и увлекательной поможет логопедическая игрушка «Лягушка Клава» (технология её изготовления описана в Приложении№1.
2. Описание пособия-игрушки «Жаба Клава»
Это небольшая игрушка, сделаная руками ребёнка и педагога. Её высота составляет примерно 40-50 см. Она выполнена из доступного материала.
Это зелёная жаба с большими глазами и открытым ртом, из которого торчит язык. Язык выполнен из ткани в виде кармана, с таким условием, чтобы в этот язык карман могла поместиться рука ребёнка и педагога. Это необходимо для демонстрации правильного уклада язычка. Игрушка может использоваться постоянно.
3. Назначение игрушки :
1. Во-первых, игрушки-пособия «Лягушка Клава» знакомый детям персонаж из мультфильма «Лунтик», поэтому с её использованием создаётся хорошая мотивация у воспитанников во время занятий, во-вторых, доступность использования игрушки каждому ребёнку. Педагог (или ребёнок) может надеть её на руку, другой рукой открыть или закрыть рот лягушки; потрогать язык; рассмотреть верхнее и нижнее нёбо; узнать всё о язычке: о кончике, о боковых краях, о спинке, о корне (сначала уигрушке, затем у себя)- и всё это в виде игры.
2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Клава «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение язычка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язычок, поднимает кончик язычка вверх, вниз, проводит по верхнему нёбу.
3. На индивидуальных занятиях по постановке сонорных звуков [л],[ль],[р] [рь] ребёнок с помощью логопеда укладывает язык лягушки во рту в нужную артикуляционную позу.
Одновременно происходит развитие точных движений мелкой моторики рук. И самое важное, что через тактильное восприятие артикуляционной позы языка у игрушки, ребёнок проецирует правильную позу своего язычка, у себя во рту.
4. «Жаба Клава - удивительная модница. У неё есть чудо банты! Она их любит менять» Эта игра в банты для Клавы хорошая помощь в работе по формированию у воспитанников понятия «гласный» и «согласный» звук:
Красный бант- гласный звук,
Синий бант- твёрдый согласный звук.
5. Практическое применение пособия
(фрагмент индивидуального занятия по постановке звука [р]) :Артикуляционная гимнастика с использованием
логопедической игрушки – «Жаба Клава»
(для детей 5-6 лет)
Ход занятия: (на экране заставка мультфильма «Лунтик») Логопед спрашивает ребёнка о том, знаком ли ему этот мультик. Он отвечают.
Логопед : - Отгадай, кто из друзей Лунтика придёт сегодня к нам.
На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.
Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов? (это жаба Клава)
(с интернета copyright 2012 www.vsemzagadki.narod.ru)
Логопед достаёт жабу Клаву, ребёнок рассматривает игрушку. Клава «рассказывает» о себе:
-Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком-
Ребятишкам он знаком.
Свой ты язычок заставь трудиться,
Ведь ему нельзя лениться.
Ты за мной не отставай
И заданья выполняй.
Покажу тебе дружок, как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить! (А. Кочнева)
Логопед : -Понравилась гостья? Слушай её внимательно. И повторяй за ней.
Артикуляционная гимнастика (стихи гимнастики авторские) :
Упражнения для губ:
1.«Улыбка» Улыбается лягушка
Губки тянет прямо к ушкам.
2.«Хоботок»
Губки в трубочку сложи
Скорее Клаве покажи.
3. «Улыбка»-«Хоботок» (чередуем)
Клаву удиви, дружок,
Губки в «Улыбку» и «Хоботок».
Упражнения для язычка:
1.«Лопаточка» За Клавой повтори,
Широкий язык
На нижнюю губку положи.
1. «Чашечка» В гости Клава ждёт друзей,
Помоги ей стол накрыть скорей.
2. «Грибок» Под грибком прохладно летом,
Самый лучший гриб
Клаве покажи.
3. «Лошадка» Цок, цок, цок, цок, цок, цок
Как лошадка скачет язычок.
Мы покажем Клаве дружно,
Как скакать лошадке нужно.
4. «Маляр» Дом покрасить Клава хочет.
Краску, кисточку взяла,
Стены красить начала.
Помоги ты ей, дружок,
Крась высокий потолок.
5. «Индюк» Что индюк за птица?
Он спросить у Клавы хочет,
И под нос себе бормочет: «Бл-л-л».
(стихи артикуляционной гимнастики принадлежат автору статьи О. П. Максименко)
Развитие дыхания и голоса:
Логопед :
Клава грустная сидит.
От чего не говорит.
Ты нам, Клава, укажи,
Что случилось, расскажи (О. Максименко)
-Загадает она загадки, а ты отгадай.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью) Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
(загадка скачана с интернета copyright 2012 www.vsemzagadki.narod.ru)
-Как думаешь, почему Клава загрустила? (ребёнок вспоминает признаки осени). Давай Клаву научим игре, чтобы она не грустила.
Игра: «Подуй на листок» (на стол выкладываются бумажные листочки, на них нужно подуть слабой воздушной струёй, сильной, резкой, плавной)
Лист кружится и танцует,
Помогу ему, подую.
На листок подую слабо (направить медленную воздушную струю на бумажные листочки)
Медленно закружит, плавно.
Я подуть смогу сильней, (усилить воздушную струю)
Лист закружится быстрей.
Дую сильно на листок, (усилить воздушную струю)
Улетел он, мой дружок!
(О. Максименко)
Игра: «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками, повторить 3-4 раза.).
(Н. Нищева)
Уточнение артикуляции звука[р]
Логопед : Клаве очень понравилось играть с листочками, но она тоже хочет с тобой поиграть. (на стол выкладываются картинки со звуком [р] в словах, логопед называет предметы на картинках без [р])
-(на стол выкладываются карточки с буквами) Как ты думаешь, какой звук спрятался в этих словах? (звук Р)
- Клава поможет тебе найти этот звук на твоём язычке. (с помощью длинного красного языка во рту у лягушке уточняется артикуляционный уклад звука [р]).
Через определённые упражнения вызывается вибрация кончика язычка, логопед показывает вибрацию своего язычка и язычка лягушки.
Затем логопед показывает правильные и неправильные артикуляционные позиции. Ребёнок поправляет.
Заключение
Использование в работе с дошкольниками этого пособия - игрушки улучшает результаты. Поднимает настроение детей, создаёт положительную психологическую атмосферу, мотивирует на работу, создаёт хорошие условия для обучения.
Литература:
1. Алябьева Е. А.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2006.-64с. (Логопед ДОУ)
2. Коноваленко В. В., КоноваленкоС. В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием II период. Пособие для логопедов. -2-е изд. –М. : Издательство ГНОМ и Д. 2002.-96 с.
3. Нищева Н. В.
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. _Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.-528с.
4. Шорыгина Т. А.
Какие месяцы в году! Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.-64 с. -
Приложение№1
1. Материал для изготовления игрушки :
Логопедическую игрушку "Жаба Клава» возможно смастерить даже дошкольнику. Для изготовления этой игрушки нужны простые материалы:
-бумага,
-картонная коробка,
-клей ПВА,
-краски,
-кисти,
-клей,
-ножницы,
-кусочек красной ткани, нитки и иголка,
-два зажима среднего размера (красный и синий на бант,
-бумага для ламинирования, ламинатор,
-степлер.
2. Описание процесса изготовления игрушки :
1 этап:
Необходимо обвести по трафарету (Приложение №2) детали игрушки на плотную бумагу
2 этап:
Раскрасить красками детали игрушки (можно проявить фантазию и добавить игрушке разное выражение глаз и т. д.)
3 этап:
Дать деталям хорошо высохнуть от воды
4 этап:
Заламинировать детали
5 этап:
Выкроить язык лягушки из ткани и сшить его
6 этап: Подготовка коробки- основы:
1. Определить высоту игрушки и обрезать коробку
2. Вырезать отверстие и обклеить коробку зелёной бумагой или покрасить её зелёной краской и обклеить отверстие (место рта) красной тканью или покрасить красной краской
3. Вклеить язык с обратной стороны изделия
7 Этап:
Собрать части игрушки и скрепить их степлером
Желаем удачи!