ирина косарева
Конспект музыкального занятия «Развитие чувства метроритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пачинский детский сад»
Методическая разработка музыкального занятия
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Развитие чувства метроритма
по системе Н. А. Бергер»
Составила: Музыкальный руководитель Косарева И. Н.
2018
Аннотация:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Развитие чувства метроритма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метро. Все о метро для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Общественный транспорт. Автобус
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Нина Александровна Бергер – преподаватель Санкт – Петербургской консерватории. Более сорока лет обучает музыке : детей, начиная с ясельной группы детского сада, студентов консерватории, учеников общеобразовательных школ и просто взрослых людей. Как обучать музыке? Почему дети с удовольствием занимаются музыкой в детском саду, но когда начинают учиться музыке профессионально в ДШИ или ДМШ, то у них очень скоро пропадает интерес? По мнению Нины Александровны это происходит потому, что дети долго не видят результат своего труда и не слышат прекрасного звучания музыки, может быть даже не один год, пока «по – настоящему» не заиграют. Поэтому ученики Нины Александровны с самых первых уроков начинают играть музыку – музицировать, даже если это всего две чёрные клавиши. И начинать обучение Нина Александровна предлагает с ритма. В учебно - методическом пособии «Сначала - РИТМ (ребёнок, играя, творит музыку)» она раскрывается секрет - как можно играть музыку легко, с удовольствием и решая при этом много образовательных задач.
Цель:
Использование системы музыкального образования Н. А. Бергер для
приобщения детей к музыкальному искусству и воспитания в них творческой личности.
Задачи:
1. помочь проявить ребёнку врождённое чувство ритма, развить и усовершенствовать его через чтение нот.
2. овладение чтением нотного ритмического рисунка прямо на ходу, равномерно переставляя ноги: левая – правая, левая – правая.
3. играть по нотам в оркестре
4. учить детей музицировать
5. развивать в ребёнке творческую личность через музыкально – театрализованную игру.
Оборудование и материалы:
Карточки с ритмическими блоками; детские шумовые инструменты: маракасы, колокольчики, треугольник, металлофон, деревянные ложки; фортепиано; ручные куклы для инсценировки песни: медведь, лиса; декорации: сосна, деревья на которых расположены снежинки с ритмическими блоками; волшебная палочка Феи Зимы; оформление зала; ноутбук; видеопроектор.
Предварительная работа:
1. Знакомство с песней «Почему медведь зимой спит» : музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
2. Разбор песни: содержание, характер музыки, строение: количество фраз, повторность, ритмический рисунок. Пение мелодии с ритмослогами и соответствующими жестами, с отстукиванием ногами равномерных шагов четвертными длительностями.
3. Сочинение детьми музыкальной сказки «Приключения Деда Мороза». Герои сказки: Дед Мороз, Зайка, Белочка, Снегирь. Каждый герой озвучивался детьми на фортепиано в нужном регистре и соответствующими музыкальными шагами.
4. Игра в оркестре: С. Прокофьев «Марш»
Ход занятия:
Звучит «Марш» С. Прокофьева в исполнении музыкального руководителя (М. р.) и дети заходят в зал на занятие.
- М. р. и дети: Музыкальное приветствие.
- М. р. : Дорогие ребята, сегодня, наше занятие я хотела бы начать с музыкальной загадки.
Звучит пьеса С. Майкапара «Росинки» в исполнении Музыкального руководителя.
-М. р. : Ребята, скажите, что же вы услышали?
-Дети: Дождинки, музыка нежная как мама, музыка прыгала как зайчик, музыка добрая, звучала где- то высоко…
-М. р. : Хорошо, ребятки! Каждый услышал свою музыку. Эту пьесу написал замечательный композитор Самуил Майкапар и называется она «Росинки». А что такое росинки вы знаете?
-Дети: Это маленькие дождинки, которые бывают летом на траве ранним утром.
-М. р. : Правильно, ребята. А если я сейчас взмахну волшебной палочкой Феи Зимы и прикоснусь к фортепиано, то, как вы думаете, во что превратятся у нас росинки?
-Дети: В снежинки.
-М. р. : Конечно же, в снежинки. А давайте, мы с вами исполним музыку волшебного превращения росинок в снежинки.
М. р. исполняет музыку, а дети на детских шумовых инструментах подыгрывают. Ритм мелодии верхнего голоса исполняет девочка на треугольнике. На металлофоне звучит глиссандо, похожее на мягкое кружение снежинок. На фортепиано ребёнок исполняет мягкие шаги на двух клавишах, которые показал М. р. Все остальные дети исполняют партию разложенных аккордов в левой руке на маленьких маракасах, как – будто снежинки нам что – то очень тихо рассказывают.
Звучат «шаги» на большом маракасе в исполнении воспитателя, которого не видят дети. Они догадываются, что это звучание похоже на тяжёлые шаги медведя, который идет по скрипучему снегу.
Кто из детей первым догадался, тот будет на большом маракасе исполнять ритмическое ostinato шагов медведя.
-М. р. : Ребята, а в какой песенке поётся о медведе, который шагает по зимнему лесу.
- Дети: Песенка «Почему медведь зимой спит».
-М. р. : Правильно, ребята. Эта песенка, которую мы начали с вами учить. Давайте мы её повторим.
Дети поют первый куплет песни. А дальше все вместе вспоминают историю, которая произошла с медведем.
-М. р. : А кто главный герой в песне?
-Дети: Медведь.
-М. р. : А ещё какие герои есть в этой песни?
-Дети: Лиса, дятел.
-М. р. : Ребятки, скажите, пожалуйста, если представить себе как ходит медведь, лиса или как стучит по дереву дятел, у них шаги будут одинаковые? Я имею ввиду - ритмические «шаги».
-Дети: Нет.
-М. р. : А давайте, с помощью карточек, выложим на доске шаги наших героев.
Дети выкладывают карточками шаги медведя, лисы, дятла и простукивают их с произнесением ритмослогов по системе Н. А. Бергер с использованием жестов, которыми мы пользуемся для исполнения ритма.
Четвертные ноты - ритмослог «та» и жест - по коленям или топнуть ногой.
Две восьмые – ритмослоги «та-ти» и жест - хлопки в ладоши.
Четыре шестнадцатые – ритмослоги «та-ра-ти-ри» и жест – хлопки по плечам.
Ритмические жесты каждый музыкальный руководитель может придумать сам со своими воспитанниками и лучше, если они будут всегда закреплены для одной ритмической фигуры.
-М. р. : Дорогие детки, я предлагаю вам ещё и инсценировать эту песенку, поставить маленький кукольный спектакль. У нас есть ручные куклы Медведя, Лисы. Дятел у нас сидит на сосне.
Дети выбирают исполнителей главных ролей.
-М. р. : Когда мы с вами будем петь эту песенку, главные герои постараются изобразить то, что в ней происходит. Когда мы будем петь о медведе, мы будем шагать, когда появится Лиса, то будем хлопать в ладоши, а когда появится дятел? Как вы думаете, что мы будем делать? Правильно, тоже хлопать в ладоши, потому что там звучат нотки «та-ти». А дятел на каком инструменте будет себе подыгрывать?
-Дети: На ложках
-М. р. : Правильно, ребята. Потому что звучание деревянных ложек похоже на звук, который мы слышим, когда дятел стучит по дереву своим клювом.
Дети исполняют песню «Почему медведь зимой спит»
-М. р. : Хорошо, ребятки! Мне очень понравилось.
А сейчас я предлагаю вам встать со своих стульчиков и посмотреть, что будет происходить дальше.
Сюрпризный момент - на заднем плане нашего зала начинает проецироваться музыкальный мультипликационный клип с этой же песенкой. Дети подпевают и исполняют ритмическое сопровождение.
- М. р. : Понравилась вам песенка в таком исполнении?
-Дети: Да!
-М. р. : Ребята, вы обратили внимание на наши красивые заснеженные деревья? Какие на них красивые снежинки? Давайте подойдём к ним поближе и внимательно рассмотрим. Это медведь ушел спать в свою берлогу, а нам оставил на прощание свои заснеженные послания. Давайте их прочтём?
-Дети: Давайте!
На снежинках, с обратной стороны, написаны ритмослоги. Их нужно по – порядку, друг за другом исполнить, проговаривая ритмослоги и выполняя соответствующие ритмические жесты.
Дети делятся на две группы и каждая группа читает послание, которое оставил медведь на их дереве.
-М. р. : Молодцы, ребята. Красивые ритмические мелодии оставили нам медведь и Фея Зимы.
Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» и появляются красивые изображения зимней природы.
-М. р. : Дорогие ребятки, мы сейчас слышим музыку русского композитора П. И. Чайковского - «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Это красивая новогодняя сказка, с которой мы будем знакомиться позже. А сейчас давайте вместе с этой замечательной музыкой поиграем в игру, которую сами сочинили.
- М. р. : Кто помнит, какую музыкальную игру о зиме мы сочинили?
-Дети: «Раз, два, три – снежинка оживи!
-М. р. : Правильно, ребятки! Помните! Наверное, вы очень любите играть в неё?
-Дети: Да!
Дети играют в игру «Раз, два, три - снежинка оживи!»
Ход игры: Звучит музыка, дети превращаются в снежинок и танцуют. Музыка останавливается, дети замирают в красивой позе. Фея Зимы выбирает самую красивую снежинку. Снова звучит музыка, выбранная снежинка превращается в Фею Зимы, танцует в центре круга. Остальные дети стоят вокруг неё по - кругу и выполняют красивые движения. Музыка останавливается, дети замирают. Фея говорит волшебные слова: «Раз, два, три - снежинка оживи!» Снежинки оживают и танцуют. Игра повторяется 2-3 раза.
-М. р. : Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами попрощаемся.
-М. р. : Поёт «До свиданья, дети».
-Дети: Поют «До свидания!»
Список литературы:
1. Бергер Н. А. Сначала – Ритм (Ребёнок, играя, творит музыку) : учебно – методическое пособие. - СПб. : Композитор, 2004.-72с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -
М. : Просвещение,1967.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М. : Просвещение, 1968.-415с.
Использованная музыка :
1. С. Прокофьев «Марш»
2. С. Майкапар «Росинки»
3. Л. Книппер (музыка, А. Коваленков (слова) «Почему медведь зимой спит»
4. «Раз морозною зимой»
[электронный ресурс] URL :https://www.youtube.com/watch?v=4giPAwLb5ys
5. П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» [электронный ресурс]URL : https://www.youtube.com/watch?v=n6rxy69A7ts