любовь кириллина
Методическая разработка «Мини-калькулятор по составу чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное пособие разработано с учетом пользования детьми старшего дошкольного возраста как во время ООД, так и в свободное игровое время. Всем хорошо известно о том, что учебно-воспитательный процесс в детских садах не остается раз и навсегда данным, постоянным и неизменным. Он на определенном этапе развития общества изменяется по своему содержанию и форме. Современные программы обучения подтверждают это. Время требует от воспитателей нового подхода, новых методов и приемов.
Публикация «Методическая разработка „Мини-калькулятор по составу чисел“» размещена в разделах
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В нашу эпоху – эпоху компьютерных технологий – у детей совершенно нет желания слушать чтение художественной литературы, учить стихотворения, играть в настольные игры и запоминать таблицу сложения.
Ответ на вопрос: «Как обеспечить интересное, креативное, учебно-игровое, занимательное обучение по формированию элементарных математических представлений, используя элементы компьютеризации?», я нашла в создании математических игр и пособий на механической основе. Пособия ориентированы на старший дошкольный возраст, созданы с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, соответствуют требованиям программ обучения, отвечают запросам современного общества.
Принимая во внимание вышеперечисленные проблемы и приведенные доводы, можно утверждать, что данная тема является актуальной.
Цель: применение наглядного пособия «Мини-калькулятор по составу чисел до 5» в непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) помочь детям правильно пользоваться данным пособием;
2) повысить мотивацию к образовательному процессу;
3) обеспечить достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил как воспитателя, так и воспитанников.
Длительность работы над пособием.
Работа по внедрению пособия в непосредственно-образовательную деятельность проходила в три этапа:
Iэтап – создание пособия:
1) изучение механизированных игр и поиск оптимального механизма;
2) подбор подходящего материала, определение основного принципа действия.
3) создание пособия, определение правил пользования.
4) внедрение использования пособия в план работы НОД для достижения поставленной цели.
IIэтап – апробация:
1) реализация внедрения с соответствующей корректировкой по ходу применения данного пособия;
2) адаптирование пособия к образовательной программе по формированию элементарных математических представлений и дидактических игр;
3) сотрудничество с другими воспитателями ДОУ, наблюдение за реакцией и заинтересованностью детей;
IIIэтап – итоговый:
1) осуществление контрольно-коррекционной деятельности;
2) выявление соответствия результатов поставленной цели к задачам;
3) анализ эффективности применения пособия;
4) оформление результатов опыта.
Описание пособия.
Ведущая идея разработки.
Впервые над созданием подобного наглядного пособия я задумалась в 2016 году, когда в группе моих воспитанников остро встала проблема компьютерной зависимости. Я стала замечать, что у них падает интерес к традиционным занятиям и играм, что при встрече с родителями вечером, они в первую очередь просят у них «чуть-чуть» поиграть родительским телефоном. Некоторые детишки стали тайком приносить телефоны и планшеты в садик. Вечно занятые родители никак не могли воздействовать на вредную привычку. Но работа с родителями – это уже другая тема. Итак, мне нужно было срочно решать проблему, при этом, не идя на поводу у детей. На помощь пришла идея создания игр и учебных пособий с простым механизмом действия.
Описание пособия.
Так, мини-калькулятор был разработан и создан в 2017 году. И изначально предназначался для наглядности в учебном процессе. Принцип наглядности в обучении Я. Н. Коменский называет «золотым правилом дидактики». И. Г. Песталоцци считал, что наглядность является важнейшей основой воспитания и обучения. М. Е. Головин рассматривал наглядность как важное средство, способствующее облегчению усвоения математического материала. Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал наглядные пособия «психологическим орудием учителя». Но спустя какое-то время я стала замечать, что с калькулятором дети охотно играют и в свободное время. Таким образом, разработка получила новый статус – дидактической игры.
Принцип работы пособия достаточно прост – при механическом воздействии (повороты) в окошках корпуса пособия появляются цифры определенного цвета. При разработке я старалась учитывать возрастные особенности (преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление) и индивидуальные особенности дошкольников. Предназначено для обучения состава чисел от 2 до 5. Подробно: 1+1=2 красного цвета; 1+2=3, 2+1=3 синего цвета; 1+3=4, 2+2=4, 3+1=4 желтого цвета; 1+4=5, 2+3=5, 3+2=5, 4+1=5 зеленого цвета.
Обучение по данному пособию строится согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, которая утверждает, что любая информация воспринимается человеком проходя четыре естественных этапа:
1. Сенсорно – моторный (чувственное восприятие);
2. Символьный (образное «свертывание» чувственно-логической информации);
3. Логический (дискурсивно-логическое ее осмысление);
4. Лингвистический (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проговаривание всех вычислений).
Заключение.
Такое обучение позволяет совмещать дидактическую игру, индивидуальное занятие, групповую работу. А, работая с демонстрационной наглядностью, дошкольники 5-7 лет воспринимают обучение, как игру, которая является самой естественной деятельностью детей. Следовательно, дети хотят заниматься – повышается мотивация к обучению.
В перспективе есть идеи по созданию механизированных пособий не только по формированию элементарных математических представлений (состав чисел до 10, равенства/неравенства, но и по развитию речи (по дифференциации звуков, по составлению простых словосочетаний и предложений, по ознакомлению с окружающим миром (дикие и домашние животные, кто где живет, чей детеныш и т. д.).
Воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детского сада «Чуораанчык»»
Момского района РС (Я)
Кириллина Любовь Александровна