Топурия Елена
Методическая разработка «Методы и формы обучения и взаимодействия педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Методы и формы обучения и взаимодействия педагогов»
Подготовила: старший воспитатель
Топурия Елена Вахтанговна
Педагогам, как и другим людям любой специальности, требуется хорошее обучение, которое требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. При выборе наиболее подходящего метода обучения, обнаруживается, что очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Многие действительно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. Существуют намного более разнообразные и эффективные подходы к обучению. К выбору метода обучения нужно подходить дифференцировано, обучающие программы отличаются по уровню сложности.
Публикация «Методическая разработка „Методы и формы обучения и взаимодействия педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Виды обучения : подготовка новых работников, переподготовка, повышение квалификации, развитие компетенции.
Формы обучения : групповое и индивидуальное обучение.
По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение.
Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:
1) обучение на рабочем месте : метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;
2) обучение вне рабочего места : чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Мне бы хотелось более подробно остановиться на первом методе.
Обучение на рабочем месте – это практическая направленность; непосредственная связь с производственными функциями; предоставляются, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.
Видео- курсы, тренинги.
Конфуций говорил: “То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю”. Не секрет, что у людей зрительное восприятие лучше, чем слуховое. Видео – самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт - видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, а затем и на практике, – более эффективны, чем просто лекции или инструктаж. Особенно хорошо делать это командой, всем коллективом, сочетая потенциал опытных и молодых сотрудников. Зрелищность и динамизм видеосюжетов улучшают запоминание и повышают мотивацию к обучению. В западной практике видео-тренинги используются давно и успешно, а первые отечественные учебные видеофильмы появились лишь в конце 90-х и находятся сейчас в зачаточном состоянии.
Плюсы видеообучения :
• Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах.
• Наглядность и доступность подачи материала.
• Видео максимально приближено к жизни.
• Возможность самообучения и повторения.
• Самостоятельное изучение тем в удобное время.
• Многократность использования.
• Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства.
• Видео – самая экономная форма обучения. Организация может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.
Ограничения видеофильмов:
Пассивность участников - необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы.
Не учитываются индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся.
Отсутствие внешнего контроля - проблема внутренней мотивации.
Лекция.
При использовании лекционного метода устно передается информация группе. Лектор может применять наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов. Перенос знаний в практику зависит от того, насколько оно ориентировано на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, опыта и способностей обучаемых, и темп определяется для группы в целом.
Лекции — это самый “привычный” метод подачи материала, не многие преподаватели владеют другими методами, в том числе методами активного обучения.
Плюсы лекционной подачи материала:
• Полный контроль содержания и последовательности подачи материала. Возможности оперативно изменить последовательность и полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов).
• Темп изложения материала.
• Охват большей аудитории.
Ограничения лекций:
Низкая активность слушателей - снижается получение обратной связи, снижается эффективность усвоения учебного материала.
Учет различий слушателей.
Высокие требования к мастерству лектора. Не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен.
Мастер-класс.
Мастер-класс – это комплексная форма, теория и демонстрация конкретных приемов и технологий. Важно, чтобы проводящий был и хорошим лектором, и грамотным практиком. Мастер-класс проводит опытный, квалифицированный, творчески мыслящий специалист. Он показывает коллегам поэтапно, с комментариями, разъяснениями, объясняя и комментируя каждый шаг как добиться лучшего итога. Очень важно обратить внимание на реально преодолимые сложности, потенциально возможные нестандартные ситуации, тем самым раскрывая секреты своего мастерства. По возможности все (или большинство присутствующих) повторяют действия под контролем преподавателя, осваивая новую технику или методику.
Достоинства метода :
• практическое обучение персонала;
• установление дружественных неформальных контактов между членами коллектива;
• возрастает мотивация обучения.
Разбор практических ситуаций (case–study).
Разбор практических ситуаций (case-study) – метод изучения ситуаций из практической деятельности организации. Один из самых старых и испытанных методов активного.
Цель – научить слушателей анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальные и вырабатывать программы действий. Метод позволяет развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, быть более успешными при решении похожих проблем в своей деятельности. Метод можно использовать для проверки понимания материала, определения умения применять полученные знания на практике.
Достоинства метода :
• Возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;
• Актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;
• Высокая мотивация и высокая степень активности участников.
Недостатки метода :
Плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;
Можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;
Высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.
Семинар.
Семинар - завершающее лекционное предъявление логически-завершенной порции материала и темы.
Цель – проверить усвоение материала, помочь лучше разобраться в содержании изучаемой темы.
Главное в семинаре – диалог между обучающимися и преподавателем. Он позволяет рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями. Семинары предполагают большую активность и обратную связь. Эффективность зависит от умения преподавателя создать такой психологический микроклимат, который побуждает слушателей к активному участию в работе.
Плюсы семинарских занятий:
• Контроль степени понимания слушателями пройденного материала.
• Помощь лучше понять непонятое.
• При помощи двусторонней коммуникации установить более прочные связи между материалом и знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Ограничения семинаров:
Проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек.
Ведущий должен быть опытным и коммуникабельным человеком, способным.
Тренинг.
Тренинг - обучение, где теория минимизирована, а основное внимание уделяется практике. Возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. Обычно используются разнообразные методы и техники активного обучения : деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций и групповые дискуссии. Тренинг - очень эффективный метод обучения персонала, наполняет необходимым для выполнения должностных функций, или их развития. Плюс тренинга - повышает мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, но и определенная эмоциональная зарядка людей. Пробуждается, актуализируется потребность применить новые знания на практике, т. е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают. Обычно после хорошо проведенного тренинга 3-4 месяца сотрудники находятся в состоянии эмоционального подъема. В связи с этим, желательно разработать тренинговую программу таким образом, чтобы в среднем тренинг проходил примерно раз в квартал.