Получи документы

Сценарий праздника «Масленица пришла!»

Зоя Матюнина
Сценарий праздника «Масленица пришла!»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Оборудование, оформление

3. Методический совет на подготовительный период

4. Сценарный план, ход проведения мероприятия

5. Методический совет организаторам и постановщикам

6. Методический совет на период ближайшего последействия

7. Список используемой литературы

8. Сведения об авторах

Приложение

1. Пояснительная записка.

Публикация «Сценарий праздника „Масленица пришла!“» размещена в разделах

В детском возрасте, когда ребенок особенно эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство детей с народными традициями поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, заложит основы эстетического воспитания и создает условия развития детской одаренности в детском саду.

Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Известный исследователь культуры М. Бахтин считает, что всякое празднество- «это очень важная первичная форма культуры». Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми и ярмаркой, где демонстрировались народные промыслы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жавоpонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.

МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Поэтому мы посчитали необходимым наладить связь между поколениями путем проведения различных народных праздников, которые и несут в себе духовность и ценности нашего народа.

Исходя из выше сказанного цели методической разработки:

- продолжить воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры;

- прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

-Познакомить детей с традициями русской культуры.

-.Создать условия для приобщения детей к народному творчеству.

-.Знакомить детей с историей возникновения праздника.

-.Воспитывать любовь к русской культуре, расширять и обогащать знания детей.

Методы и приемы:

коммуникативная игра, художественное слово (чтение стихов, потешек, рассказ воспитателя, русская народная игра, рассматривание дымковских игрушек,Павловского платка, филимоновских свистулек, хоровод, загадки, конкурсы

Категория участников:

Дошкольники всех возрастных групп.

Условия проведения:

Музыкальный зал и спортивная площадка

2. Оборудование, оформление.

2 костюма скомороха, 1 костюм зимы, 1 костюм весны, бечевка длиной 4 метра с палочками на концах и рыбкой по центру, 4 мяча, 20 городков, 12 кеглей, 2 скакалки, 2 флажка, обруч, 6 павловских платков, образцы народных промыслов (дымковская игрушка, филимоновские игрушки, выставка детских работ, музыкальный центр, М/проектор, самовары, расписные скатерти, женские народные костюмы, детские поделки.

С самого утра в детском саду звучат русские народные песни. Детей встречают сотрудники детского сада, наряженные в костюмы скоморохов, приглашающие детей сразу после завтрака на праздник. Дети собираются в празднично оформленном зале, где их встречают скоморохи. Праздник начинается там, а затем все выходят на улицу. Спортивная площадка оформлена цветными шарами, флажками, лентами, декоративными цветами и т. п. На «главной» площадке сделано возвышение для чучела – Масленицы. Поодаль стоят столы, накрытые яркими скатертями. Здесь выставлены детские работы по народным промыслам, а также самовары для чаепития с блинами.

3. Методические советы на подготовительный период.

Обращение в библиотеку, подбор литературы, помощь музыкального руководителя в подборке музыкального оформления праздника. Знакомство с народным прикладным искусством, беседы об истории праздника, чтение художественной литературы по данной теме. Заучивание с детьми закличек по теме, стихотворений.

4. Сценарный план, ход проведения мероприятия

Пришла Масленица.

Игровое развлечение

Действующие лица:

1-й скоморох

2-й скоморох

Весна

Зима

1-й скоморох.

Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званые, желанные.

2-й скоморох.

Добро пожаловать!

Всех привечаем, душевно встречаем!

1-й скоморох.

С нами лучше веселиться,

А без праздника никуда не годиться.

2-й скоморох.

Мы сегодня Масленицу приглашаем,

Зиму провожаем, а весну встречаем.

1-й скоморох

Празднование Масленицы сопровождалось

Обрядами во имя урожая, гуляньями, играми,

Различными забавами.

И сегодня мы предлагаем Вам

Перенестись в те далекие времена и принять участие

В этом веселом празднике.

2-й скоморох

Чтобы зимушку не злить,

И достойно проводить,

Предлагаю вам, друзья,

Поиграть со мной шутя.

Конкурсы.

«Золотая рыбка».

На концах бечевок палки,

Называются «моталки»

Посреди бечевки рыбка,

Ты мотай бечевку шибко.

Тот, кто первый намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

«Колобок»

Вот игрушка – русская помпушка,

Жареный бок, печеный бок.

Добрый детский колобок.

Сбей им русский городок.

«Соломинка, лапоть и пузырь».

На площадке выставлены кегли в цепочку

Змейкой пробежать вокруг кеглей.

«Гусеница».

Каждая команда становится в

две колонны в шахматном порядке.

Между колоннами протянута скакалка,

за которую держатся все участники команды.

По сигналу «гусеница», т. е. команда, бежит до флажка и обратно.

1-й скоморох

Ой, ребята, та-ра-ра, начинается игра!

Игра «весенний ручеек»

(приложение 1)

2-й скоморох.

Поглядите-ка, народ,

К нам Весна идет!

Появляется Весна.

Весна.

Здравствуйте, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью,

С великой милостью.

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым,

С овсом усатым,

С черной смородиной,

Со цветами лазоревыми

Да с травушкой- муравушкой!

Появляется зима под звон бубенцов и звук метели.

Зима.

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна.

Потрудилась ты, Зима - Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима.

Ах, вот ты как!

Да, я Зима -белая- белая,

В поле снегом сеяла- сеяла.

Весна.

А я Весна- красная- красная,

Солнечная, ясная, ясная.

Зима.

Тебя снегом вымою, вымою,

За ворота выгоню, выгоню!

Весна.

Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.

Буду еще краше на просторах наших.

Зима.

Ну что же, Весна- красна, спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить

Конкурс, примут участие в нем все ребята.

Отгадайте загадки.

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(солнышко).

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая.

(зима и весна).

Белая морковка зимой растет ловко.

(сосулька)

Тетушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везет,

На земле холод трясет.

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

(зима).

Заря- зарница.

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Едет стороной

С сохой, бороной,

С ключевой водой.

(весна).

Зима.

Да, сильна ты, Весна,

Я отступаю.

Весна.

Мы возьмем платочки в руки,

И, чтоб не было здесь скуки,

Покатаемся, друзья,

На карусели- ты и я!

А платки-то не простые,

Все в узорах, расписные:

Расписали мастера,

Честь им добрым и хвала.

под музыку дети идут по круг. Они держатся за уголок платка, прикрепленного к обручу.

Воспитатель :

Есть в Подмосковье небольшой городок – Павловский Посад. Известен он далёко. Слава о его платках разлетелась далеко по свету. Шерстяные и полушерстяные платки.

Ребенок.

А в платке-то самом: поле, поле цветёт!

И цветы в нём безумно красивы…

В каждой нитке Россия родная живё т:

Реки…горы…дороги и нивы!

Ребенок.

В каждой нитке небесная тянется высь!

Домотканым, цветастым узором,

Он теплом и любовью тебя защитит,

Когда станет промозгло и больно!»

Воспитатель:

Меняются время и мода, неизменными остаются платки на плечах русских красавиц. И если вспомнить, то на Руси ни одно народное гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка.

Выходят скоморохи со свистульками.

1-й скоморох.

По всей России и за ее пределами знают и любят филимоновские игрушки-свистульки.

2-й скоморох.

Ходите узнать, почему их так называют?

Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

1-й скоморох.

Свистульки-петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

2-й скоморох

Всем по нраву глиняные забавы.

скоморохи предлагают всем посмотреть на работы, выполненные детьми

1-й скоморох.

Подходи, честной народ,

Посмотри на мастерство,

Что понравилось- бери

И друзьям покажи.

Дети смотрят на поделки и выбирают понравившиеся.

1-й скоморох

Повеселились ли вы,детушки?

Позабавились да потешились?

А теперь пора Масленицу позвать.

Ну-ка попробую ее покликать:

Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных!

Не идет. Знать, вам, ребятушки,

надо вам позвать.

Дети:

Душа ты наша, Масленица годовая,

Гостюшка дорогая!

Приезжай к нам в гости на широкий двор

На горах покататься,

На блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Звучит барабанная дробь. Воспитатели в русских одеяниях выносят чучело Масленицы.

2-й скоморох:

Ай да Масленица идет,

Шутку, хоровод введет.

Проходили мы по свету-

Лучше русской пляски нет!

А где песня поется,

Там и хоровод ведется.

Воспитатели и дети водят хоровод вместе с Масленицей (приложение 2)

скоморохи берут чучело Масленицы и ставят на возвышение,сжигают чучело.

1-й скоморох.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам до свиданья!

До счастливых до новых встреч.

2-й скоморох.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям,

За столы всех приглашаем,

Русским чаем угощаем!

С сухарями, с крендельками,

С бубликами вкусными,

С сушками, с ватрушками

И блинами русскими!

В конце развлечения чаепитие

5. Методические советы организаторам и постановщикам.

Соблюдение технику безопасности (при сжигании чучела).

Обращать внимание на расстановку детей во время конкурсов.

Подготовить выставочный материал.

6. Методические советы на период ближайшего воздействия.

В результате проведенной работы у детей появился интерес к культуре своего народа. Они узнали историю праздника, его традиции - все это способствовало развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

Уважение к культуре своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.

В дальнейшем выступить перед жителями своего района.

Представить выставочные образцы в детской школе искусств. Организовать презентацию выставки в детском саду.

7. Список используемой литературы:

"Музыкальный руководитель", журнал №1, 2008г.

"Праздники в детском саду", Москва, Айрис Пресс, 2007 г.

"Праздники для дошколят", Москва, АСТ, Астрель, 2007г.

"Сценарии праздников в начальной и средней школе", Минск,Современная школа", 2007г.

Программа дошкольного образования «от рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва-Синтез, 2010.

Детский сад: будни и праздники. Автор –составитель Т. Н. Дронова.

Интернет сайт: vospitatel.com.ua/new.html

8. Сведения об авторах.

Матюнина Зоя Сергеевна – воспитатель 1-й квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Золотой ключик» города Шумерля Чувашской Республики. Руководитель художественно-творческой галерее в детском саду.

Сапарова Ирина Владимировна-воспитатель 2-й квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1

«Золотой ключик» города Шумерля Чувашской Республики.

Приложение 1

«Весенний ручеек»

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разливался родник ключевой,

Белый, снеговой:

По чистым полям,

По синим морям,

По мхам, по болотам,

По зелёным колодам.

Царь едет жениться,

Царевна велит воротиться:

Сама к тебе буду,

Летом - в карете,

Зимою - в возочке,

Весной - в челночочке!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает

Приложение 2

Песня "Зима проходит"

Слова Т. Мираджи Обр. П. Чайковского

1.

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли, люли, проходит,

Люли, люли, проходит.

2.

Светит солнышко светлее,

Греет солнышко теплее,

Люли, люли, теплее,

Люли, люли, теплее.

3.

"Чик, чик" - солнышку навстречу

Птички весело щебечут.

Люли, люли, щебечут,

Люли, люли, щебечут.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка «Дерево чудес»Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации "Дом,в котором мы живем" Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка родительского собрания Министерство образования Нижегородской области Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.

Методическая разработка «Умная игрушка» «Кубик Рубика» – полезная и развивающая игрушка, актуальна для детей и их родителей. Логическими задачками увлекаются люди со времен древнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника «Масленица пришла!»
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 09:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий праздника «Масленица пришла!»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Матюнина (УИ 899922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД