Ольга Тарасова
Методическая разработка: лепка из соленого теста.
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка: лепка из соленого теста.
Введение
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки : глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок, хлеб, воск.
Публикация «Методическая разработка: лепка из соленого теста,» размещена в разделах
- Лепка. Конспекты
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Работа с тестом способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Изделия из соленого теста перестали быть популярными, в связи с тем, что, появилась масса разнообразных материалов для изготовления сувениров,
изменились традиции. Тем ни менее, изделия из соленого теста
используются в детском саду как один из материалов для лепки. Эта работа получило название – тестопластика.
По сравнению с пластилином соленое тесто имеет большое преимущество. Оно не пачкает руки, более пластично, его легко формовать. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскрашиваются фломастерами, красками и гуашью.
Изделия из соленого теста изготавливаются как плоскими, так и объемными, их легко можно приклеить к бумаге, гипсокартону, ДСП и многим другим жёстким материалам, что позволяет создавать красивые композиции настенных панно. И что очень важно - соленое тесто является экологически чистым продуктом.
Понятно, что из соленого теста мы можем производить изготовление изделий декоративно - прикладного искусства.
Работа с солёным тестом доставляет детям огромное удовольствие, особенно изготовление украшений и подарков.
Существуют много вариантов тестопластики, которые можно предложить детям: сделать рамку для фотографии, украшения для новогодней елки, слепить подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню и расписать их и т. д.
Изделия из соленого теста лучше раскрашивать гуашью, так как её цвета более стойкие и яркие. При завершении работы желательно покрыть изделие лаком - это защитит изделие от влаги и придаст ему блеск.
Необходимым условием успешной работы с тестом является соответствующая подготовка. Рабочая поверхность должна быть чистой и ровной.
Тесто для лепки готовить совсем не сложно. Необходимо смешать вместе две части муки, одну часть мелкой соли и части воды, вымесить тесто до готовности и можно творить! Хранить тесто можно в пакете или банке, в закрытом виде. Если тесто обветрилось, и на нем образовалась корочка, смазать его маслом и корочка легко удалиться.
Сушить изделия из соленого теста можно и в духовке, как электрической плиты (при температуре – 75 С в течении одного часа, так ив духовке газовой плиты (времени потребуется вдвое больше). Самым удобным и безопасным способом является сушка на воздухе (можно на подоконнике – изделия при этом укладываются на прочную тонкую гладкую поверхность, например шпон). Этот вариант сушки самый экономичный, но занимает больше времени. Лучше использовать этот способ в летнее время.
Сушить изделия из соленого теста на батарее нельзя!
Тестопластика – увлекательное и удивительное занятие для детей и взрослых!
Для начала я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми.
Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте : твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы.
В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание.
Поэтому целью моей работы, является:
Формирование у детей умений и навыков в лепке из соленого теста и развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
4. Обогащать предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Глава 1 «Особенности организации и проведения занятий
лепкой из соленого теста»
Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей работу детей с соленым тестом, не требует определенных физических и материальных затрат.
Так, для изготовления фигурок из солёного теста потребуется (на каждого ребенка) : пластиковый нож (стека, небольшая скалка для раскатывания теста, зубочистка, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур. Понадобятся также формы для печенья.
В качестве инструментов можно использовать детали от обычной шариковой ручки, саму ручку, пробки от бутылок. Пригодятся старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке, которые можно использовать для нанесения отпечатков на изделие. Инструментами могут служить пуговицы разного размера, обычные вилки, детские ножницы, карманная расческа и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания изделий потребуется кисточка и холодная вода.
Сразу отметим, что для работы с солёным тестом нужен определённый температурный режим помещения. Оптимальной является темпера воздуха 20 С. Если температура выше, тесто быстро пересыхает, его трудно обрабатывать и соединять детали.
В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Деревянные легко сделать самим. Самые простые формы стеки - это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля. Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы.
Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые, которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Если фигура величиной 15х10 см, то доска может быть размером 22х35 см. если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. В основном воспитатель с дежурными подготавливают рабочее место для каждого ребенка, раздавая тесто и оборудование. Лепят дети, сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской красками, то занятие делится на две части: первая часть занятия - лепка предметов, а вторая часть - окраска их.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми при обучении техники «Тестопластики».
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.
В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитывая психологические особенности дошкольников и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.
Я часто при детях или по просьбе детей леплю, рисую, клею, вырезаю, делаю различные поделки для оформления группы, для игр, тем самым даю возможность рассматривать, любоваться, удивляться, побуждаю к разговору, объясняю. Иногда советуюсь с ними, показываю, как соединить отдельные образы в единый сюжет и т. д.
Как еще можно приобщить ребенка к творческой деятельности, помочь ему полюбить лепить, рисовать, мастерить?
Необходимо начинать с создания условий в группе – небольшого уголка творчества (центр детской художественной деятельности, где в идеале должны быть: краски (акварельные, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветная и бархатная бумага. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал.
Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.
Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.
Глава 2 «Методы и приемы, используемые в лепке из соленого теста»
В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные (беседа, рассказ, объяснение, вопросы, наглядные (рассматривание наглядных пособий – картин, рисунков, скульптурных изделий, показ выполнения работы – частичный или полностью) и практические методы работы.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.
Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс
изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных дошкольниками. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления детьми затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Это:
- Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
-"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Однако при работе с солёным тестом нужно учитывать нежность и пластичность материала. Поэтому, для соединения деталей между собой, нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.
В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).
Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.
На первых этапах я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
Одним из этапов изготовления поделок является - раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.
Хочется отметить, что особенностью тестопластики является комплексность: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим кошек, котов и котят, то играем в «Кошки-мышки», слушаем аудио тренинг «Котенок», участвуем в «Кошачьей викторине», представляем себя котом и говорим от имени кота, т. е. выдерживается общая тематика.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Заключение
Лепка из солёного теста – это не только средство развития творчества ребёнка, формирования его нравственных и эстетических начал. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребёнка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребёнка быть понятым, увидеть восторженное лицо педагога, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребёнка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач. Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
Я заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей, эстетическую и нравственную отзывчивость. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из солёного теста, ребёнок как никогда имеет возможность реализовать своё творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полёта. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребёнком и взрослым можно заглянуть ребёнку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребёнка в начинаемой работе. Ребёнок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, как широко он может
мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своём творчестве. Передать всю красоту, эстетичность и конечно же своё видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребёнка. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе – творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность. У детей, еще мал жизненный опыт, не развит личностный подход к искусству, поэтому стараюсь увидеть способности каждого ребенка – зародыш его эстетической позиции. Изобразительное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка.
Очень хочется верить, что старинная традиция тестопластики не исчезнет и более того, станет любимым занятием для тех, кто хочет прогнать плохое настроение и грусть, кто сохранил в себе сказочный мир и желание передать его детям.
Список используемой литературы:
1. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
4. Григорьва Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПб., 2002.
7. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Изольда Кискальт «Солёное тесто : увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
9. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. : Владос, 2006
10. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. М. : Карапуз Дидактика, 2006
11. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
12. Комарова Т. С., Савенкова А. И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
13. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду Карапуз-дидактика, М., 2009.