Ковалева Надежда
Лэпбук «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА С. ТАВРОВО БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МОУ "Начальная школа с. Таврово" структурное подразделение
"детский сад")
Методическая разработка
Лэпбук «Времена года»
Подготовила
воспитатель
подготовительной
группы комбинированной
направленности "Зайка"
Ковалева Н. Г.
Публикация «Лэпбук „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Лэпбук
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
Развивающий настольный лэпбук «Времена года»
Актуальность.
Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, не всегда проявляют интерес к данным играм. Поэтому возникла необходимость включения в образовательный процесс новых более захватывающих игр. Развивающий настольный лепбук «Времена года» является пособием, содержащим систему игр на закрепление представлений о временах года.
Практическая значимость
Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от четырёх до семи лет.
Лэпбук «Времена года» активизирует речь дошкольников, способствует расширению и закреплению представлений ребёнка о временах года, расширяет кругозор по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку. Расширяет представления о жизнедеятельности людей в разные времена года, об особенностях поведения представителей животного мира в разное время года. Развивает мелкую моторику, зрительный гнозис и многое другое.
Дети могут работать с пособием в ходе занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе.
Практическую значимость пособия подчеркивает возможность его использования воспитателями, как групп компенсирующей направленности, так и групп общеразвивающей направленности. Данное дидактическое пособие прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Пособие можно также использовать в качестве диагностического материала при подведении итогов тематического блока «Времена года».
Цель, задачи дидактического пособия
Основная цель - выявление, закрепление и обогащение знаний детей о временах года, формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Времена года»;
- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
- формировать знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д. ;
- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
- формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Времена года»;
- развивать речевое внимание;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать фантазию, речевое творчество;
- стимулировать творческую активность детей.
Описание дидактического пособия
Данный лэпбук представляет собой тематическую папку, в которой собраны игры с прикрепляемыми, открепляемыми деталями на тему «Времена года».
При развороте лепбука, на странице, слева располагается Игра «Признаки времен года» это 4 иллюстрации с изображением дерева в разные времена года и набором снежинок, цветочков, листочков, детей в сезонных одеждах, для выполнения упражнений по запоминанию признаков времен года. Все детали на липучках. С помощью данной игры дети запоминают времена года и их признаки.
На центральной странице, вверху, расположен годовой круг. на нем изображены времена года с месяцами. В центре круга - стрелочка. Ребенок крутит стрелочку и останавливается по команде воспитателя/ребенка. На каком времени года он остановится, про то и рассказывает. Так же этот круг можно использовать для игры, которая находится на обратной стороне лэпбука.
На центральной странице, внизу, расположен карман "Собери картинку" В кармашке находятся пазлы. Задача ребенка собрать пазл и определить к какое время года изображено на сюжетной картинке.
На странице справа находятся 4 кармана в виде корзин.
В корзинах
1. Цветы - карточки с пословицами о временах года;
2. Снежинки- карточки со скороговорками;
3. Клубника- карточки с загадками;
4. Кленовые листы-карточки со стихотворениями.
В эту игру дети могут играть только с помощью взрослого, т. к. не умеют читать. Весь материал содержит информацию о временах года.
На обратной стороне центральной странице находятся карточки на липучках. их можно использовать как отдельно, так и вместе с годовым кругом. Крутя стрелочку,при попадании на определенное время года ребенку предлагается ответить по карточкам исходя из выпавшего времени года на круге. Например : на круге время года - осень. Смотрим на карточки и по порядку отвечаем: "Что происходит с деревьями?", "Какая погода?" и т. д.
Основные направления работы
Главное правило игры заключается в умении классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о разных временах года : признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года.
Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия педагога:
- на обучающем этапе педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает)правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми);
- на этапе закрепления педагог косвенно воздействует на игру (находится рядом, при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает;
- на этапе полного освоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей.
Ожидаемые результаты.
Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Практические рекомендации
Представленные в дидактическом пособии «Времена года» игровые правила, игры и задания можно видоизменять, дополнять, варьировать.
Перспективы дальнейшей разработки темы
К пособию можно подбирать новые игры и задания, в пособие можно добавить картинки, кармашки.