Надежда Пронина
Консультация педагога-психолога для педагогов «Элективный мутизм: проблема, подходы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Элективный мутизм : проблема, подходы, развивающие технологии
Элективный мутизм - это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь. Рассматривается как проявление своеобразного невроза либо под влиянием психической травмы, либо как особенность личностного реагирования у детей с определенным складом характера.
Публикация «Консультация педагога-психолога для педагогов „Элективный мутизм: проблема, подходы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Элективный мутизм не является ОВЗ, но заключение достаточно редкое: его частота во всей популяции детей и молодежи составляет в среднем 0, 02%, у девочек встречается примерно в 2 раза чаще, чем у мальчиков.
Возможные причины возникновения:
- сильная привязанность к матери
- тревожность
- личностные особенности реагирования
- определенный склад характера
- наследственность
- родовые травмы, недоношенные дети
- неблагоприятный (неспокойный) климат в семье: конфликты, разводы, переезды
Направления работы педагога-психолога и воспитателей ДОУ :
- выявление имеющихся у ребенка психологических ресурсов, склонностей и интересов
- развитие познавательной сферы
- повышение уровня активации детей, их потенциального энергетического уровня
- развитие крупной и мелкой моторики
- развитие пространственных навыков
- развитие тактильной чувствительности
- развитие эмоциональной сферы
- снятие эмоционального напряжения
- регуляция мышечного тонуса
- развитие навыков адекватного социального поведения, принадлежности к группе.
Правила, которые необходимо использовать всем специалистам и воспитателям при взаимодействии с категорией детей с элективным мутизмом :
- требовать разговаривать напрямую
- не разговаривать за ребенка
- не спрашивать ребенка и воспитателей (в его присутствии, разговаривает ли он («табу-тема» для родителей и воспитателей).
Для успешной коррекционной работы необходимо использовать следующие приемы:
• Участие в коллективных играх
• Создание ситуаций успеха
• Использование системы вознаграждений, принуждения и вдохновления
• Режим молчания («заражение» мутизмом членов семьи)
• речевое взаимодействие должно быть постепенным: начиная с кивка головы, звуков, односложных ответов, постепенное вовлечение др. участников общения (при этом не забываем про правила).
Таким образом, акцент в работе делается на развивающих технологиях, которые явно не требуют от ребенка речевого контакта:
Дыхательная гимнастика.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям очень сложными, регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к улучшению кровообращения, общему оздоровлению, ликвидирует неврозы. А данный диагноз непосредственно связан с неврозами.
Пальчиковая гимнастика как известно, хорошо стимулирует развитие речи.
Возможно использование пальчиковой гимнастики под музыку. (комплекс Яртовой Н. В.)
Су-джок терапия.
Используется с целью общего укрепления организма, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, и тактильной стимуляции, развития мелкой моторики пальцев рук.
Взаимодействие со сказочным персонажем (ребенку предлагается поиграть в сказку).
Словесные приемы (потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)
Мышечная релаксация основана на поочередном напряжении и расслаблении мышц лица, плеч, туловища, рук и ног.
Мышечное расслабление влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения.
Музыкотерапия. В качестве музыкотерапии для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подходят классическая музыка и акустические композиции, имитирующие звуки природы: дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой. Возможно использование музыкотерапии в комплексе с другими технологиями: песочная, мышечная релаксация и во время сна.
Арт-терапия: лепим из пластилина рисуем красками. Иными словами терапия творчеством. Главная задача дать ребенку с подобными особенностями самовыражаться и возможно найти какие-то склонности и даже таланты. Когда работаем с пластилином используем такие приемы, как узнавание на ощупь фигурок животных и др., т. е. развиваем и тактильную чувствительность.
Песочная терапия помимо всех плюсов оказывает благоприятное влияние и на стабилизацию нервной системы. Вариантов использования множество: рисуем на песке, песком, создаем композиции с добавлением дополнительных элементов (камней, игрушек, растений, работаем с влажным песком.
Групповые игры без слов (для непосредственного использования воспитателями)
«Море волнуется раз… .»
«Ритм по кругу»
«Слепой скульптор»
«Зоопарк»
«Хлопки»
«Показ стихов»
Упражнения для развития пространственных представлений
Графические диктанты
Копирование нарисованных фигур разной степени сложности
«Найди клад»
«Зеркало»
«38 попугаев»
Критериями результативности коррекционно-развивающей работы являются:
1. благоприятное эмоциональное состояние
2. наличие речевого контакта у ребенка со сверстниками и воспитателем
Педагог-психолог МБДОУ № 3 «Петушок» Пронина Н. А.