Наталия Горбунова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «История и виды бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Задачи:
- Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве;
- Воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
- Развивать память, внимание, мышление, речь.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим „История и виды бумаги“» размещена в разделах
- Виды бумаги. Такая разная бумага
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».
Материалы и оборудование:
Образцы разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы, предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).
Мотивация:
Поможем роботу Самоделкину.
Ход ООД
Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так. Он хочет узнать, откуда взялась бумага, что можно смастерить из бумаги и просит ему помочь в этом. Поможем? А чтобы вам облегчить задачу он загадает вам загадку.
Я белая, как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)
Слайд 1 Тема: История бумаги
Беседа о бумаге
Бумага! Толстая и тонкая, белая и цветная, газетная и альбомная. Мы встречаемся с ней каждый день, когда пишем письмо или читаем книгу, в магазине, когда нам упаковывают покупки, в транспорте, когда получаем билет. Мы привыкли к ней и не задумываемся о том, то было время, когда бумаги не было.
Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал, который является одним из величайших изобретений человечества. Наряду с колесом, компасом и компьютером. С момента ее изобретения бумага стала активным средством общения людей.
— Для чего нужна бумага? — Как вы думаете, бумага была всегда? — На чем писали древние люди? (На камнях.)
Слайд2-3. Первые шаги человека в умении пользоваться письменной речи дошли до нас в виде рисунков на камнях и скалах, где человек оставлял свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или других событиях происходящих в общине, отражал все это в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.
Слайд 4. Воспитатель показывает бересту.
Слайд 5. Затем люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета.
Слайд 6. И вот ближе к нашему времени появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — это бумага. Привычная для нас бумага появилась в Китае во II веке. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)
– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага? Ребята, для чего нужно экономить бумагу? –
• Слайд 7. Для того чтобы сохранить деревья в наших лесах для окружающего нас мира, поэтому сейчас в наше с вами время существуют современные технологии для переработки макулатуры. Которую мы с вами собираем и сдаем на заводы для переработки, что бы использовать ее вновь.
Из макулатуры делают:
• изделия полиграфии;
• писчую бумагу;
• туалетной бумагу, салфетки и бумажные полотенца;
• коробочный и контейнерный картон;
• крафт-бумагу;
• одноразовую посуду;
• газеты;
• тепло- и звукоизоляционные материалы;
• ткань для одежды;
• строительные материалы.
Физкультминутка
Деревья.
Во дворе растет сосна,
к солнцу тянется она.
(Дети поднимают руки и тянутся вверх)
Вырос тополь рядом с ней.
Хочет стать еще длинней.
(стараются подпрыгивать повыше)
Ветер сильный налетал,
враз деревья раскачал.
(наклоняются в разные стороны)
Гнуться ветки взад – вперед.
Их качает ветер, гнет.
(делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Будем с ними приседать —
1, 2, 3, 4, 5.
(приседают)
Отдохнули от души
и за парты мы спешим.
(садятся на свои места).
Экспериментальная деятельность
Самоделкин благодарит ребят и предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их.
Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия, и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.
Мы изучим свойства бумаги с помощью опыта.
ОПЫТ 1 Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
ОПЫТ 2 Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.
ОПЫТ 3. Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами.
ОПЫТ 4 Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Мы сминали бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.
ОПЫТ 5 Легко ли складывать бумагу? Не вся бумага легко складывается. Мы складывали бумагу. Чем толще бумага, тем хуже складывается.
ОПЫТ 6 Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!
ОПЫТ 7 Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает. Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар! В этом опыте в целях безопасности детей, используем видео ролик о сжигании бумаги. Слайд 8.
Таким образом, можно сделать вывод, что Бумага- тонкий непрозрачный материал, Бумага легко режется и мнется, Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба, Бумага впитывает влагу, Бумага легко воспламеняется и быстро горит. Берегите бумажные предметы от воды и огня!
Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги : мнется, рвется, непрочная, намокает, можно резать,
В заключение проводится дидактическая игра
«Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.).
Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.
Самоделкин предлагает сделать поделки из бумаги по технике оригами и оформить выставку.
Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?