Анна Васильева
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию «Сундучок народных игр» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию «Сундучок народных игр».
Аннотация:
Предлагаю конспект НОД для детей старшей группы. Данный материал будет полезен воспитателям детей среднего и старшего возраста. Цель образовательной деятельности заключается в формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к русским народным играм. В гости к ребятам приходит бабушка-рассказушка. С которой дети играют и учатся познавать мир через фольклор, русские народные игры. В месте с русскими народными играми дети знакомятся с традициями русского народа, их обычаями и культурой. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Публикация «Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию „Сундучок народных игр“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Введение:
С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.
Актуальность:
В народных играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла.
Народные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками жизненного опыта.
Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и прадедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к традициям русского народа через русские народные игры.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с русскими народными играми, приобщать детей к русской культуре.
Развивающие:
Развивать ловкость, умение действовать по сигналу; выполнять движения согласно с текстом. Упражнять в умении быстро бегать.
Воспитательные:
Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре. Формировать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа: знакомство детей с русскими народными праздниками, беседа с детьми на тему «В какие игры играли ваши бабушки и дедушки».
Методы и приёмы: сюрпризный момент, художественное слово, вопросы к детям, словесная, игровой, подвижные народные игры.
Материалы и оборудование: мешок, сундучок, атрибуты для игр: лапоть, малые мячи, выполненные по народной технологии, клубок, народная утварь (лапоть, кринка, настольные игры "Бирюльки".
Структура НОД:
Дети в группе с воспитателем. В уголке сидит бабушка-рассказушка с сундуком и холщевым мешком.
Бабушка-рассказушка: здравствуйте внучки и внучата.
Ребята, как называется страна в которой мы живем? (Россия). Россия страна многонациональная, в ней живет очень много разных народов. А вот вы кто,
(к какому народу вы относитесь) Ответы детей
Бабушка-рассказушка: У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. А какие русские народные игры вы знаете? (Клубок, Золотые ворота) Ответы детей
Бабушка-рассказушка: А вы знаете почему эти игры называют народными (кто их придумал)Ответы детей
Бабушка-рассказушка: Верно, они придуманы простым народом. Русские народные игры пришли к нам из глубокой старины. Много игр придумал наш народ. Дети играли с мячом, с камешками, палками, в хороводные игры, активные игры с прыжками и бегом. В игры играли на улице, дома, на праздничных гуляниях.
Бабушка-рассказушка: А вы любите играть? (да)
Будем в народные игры играть, да много нового о них узнавать!
Бабушка-рассказушка: А в сундучке моём разные игры живут. Но он просто так не открывается – надо сначала сказать волшебные слова! Я буду говорить, а вы мне дружно помогайте.
"Откройся сундучку скажу и игру вам покажу!"
Бабушка-рассказушка: Вы знаете, что это? (лапти). А у меня есть еще и большие лапти. А для чего их использовали (верно, лапти надевали на ноги, а может вы еще и знаете из чего их плели? их из липовой коры, лыка)
Сейчас мы поиграем в подвижную игру-«Кто выше лаптя прыгнет», проверим вашу ловкость, быстроту движений, умения бегать и прыгать.
Давайте все встанем в круг. В центре-водящий. Он крутит лапоть на веревке, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих. Из игры выходит тот, кого задел лапоть. (поиграли один раз)
Бабушка-рассказушка: А теперь давайте выберем водящего народной считалкой: я научу вас, повторяйте за мной СЧИТАЛКА (играют один раз)
Бабушка-рассказушка: Веселимся играем, и нисколько не скучаем.
А мы продолжаем – сундучок открываем!
"Откройся сундучку скажу и игру вам покажу!"
Бабушка-рассказушка открывает сундучок, достаёт тряпичный мячик для игры.
Этот мячик для игры-забавы, такие мячики шили из лоскутков и набивали сеном.
А какие игры - забавы вы знаете? ответы детей. Игры - забавы бывают разные, в том числе и словесные: игры нелепицы, игры шутки).
Даже на игру приглашали шуткой: Приглашаю детвору на веселую игру", а кого не примем - за уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные.
Бабушка-рассказушка: А наша игра называется «Клубок». Я хочу посмотреть как вы умеете играть сообща всей группой. Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков. Ему отводится роль столба. До слов «нитка тянется» все дети вместе с ведущим идут по залу в разных направлениях – по диагонали, змейкой, по кругу. Затем ведущий должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг столба. Когда стоящего столбом все обовьют, последний игрок начинает двигаться в обратном направлении, и клубок разматывается.
В мешке лежит картинка с изображением золотых ворот.
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Бабушка-рассказушка: Все ребята молодцы, как на грядках огурцы.
А мы продолжаем – сундучок открываем!
"Откройся сундучку скажу и игру вам покажу!"
Бабушка-рассказушка: открывает мешок, достаёт бирюльки. Объявляет игру:
Делу время - потехе час, в настольную игру поиграем мы сейчас!
Ребята, а какие вы народные настольные игры знаете? Ответы детей.
А сейчас мы с вами поиграем в настольную игру "Бирюльки".
Раньше в эту игру играли с соломинками. Сейчас я объясню, как играть в эту игру.
Бирюльки высыпаются горкой в центре стола, игроки по очереди, с помощью крючков, вытаскивают по одной бирюльке, стараясь не задеть другие. Задевший соседнюю бирюльку или уронивший свою - пропускает ход. Выигрывает тот, кто соберёт наибольшее количество бирюлек. Давайте разделимся на две команды. Каждый игрок после своего хода передает крючок другому.
Бабушка-рассказушка: Молодцы, ребятишки, внучки и внучата!
Бабушка-рассказушка: Вам понравилось играть,
Что- то новое узнать? Ответы детей
Сегодня славно поиграли!
Заключение: При проведении данного занятия мной были поставлены цель и задачи, с которыми дети благополучно справились. Были сформированы новые навыки, а именно активизация и расширение активного словаря детей, развитие моторики, развитие активности у детей за счет подвижных игр.
Список литературы:
1. ЛитвиноваМ. Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
2. Якуб С. К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
3. Кенеман А. В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
4. Лямина Л. А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
5. Куприянова Л. Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.