Мария Комарова-Кравцова
Конспект открытого занятия по ФЭМП «В поисках приключений»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
(конспект открытого занятия "В поисках приключений", ФЭМП)
Подготовил
воспитатель первой квалификационной категории
МОУ детский сад № 33 Советского района Волгограда
Комарова М. И.
Аннотация
Методическая разработка (конспект занятия) «В поисках сокровищ» разработана воспитателем МОУ «Детский сад № 33 Советского района Волгограда», Комаровой М. И.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „В поисках приключений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
При разработке конспекта учитывался: характер познавательной мотивации воспитанников и возможности педагога.
Сюжетность материала и специально подобранные игровые задания и упражнения способствуют развитию психических процессов и мотивируют деятельность воспитанников на мыслительную активность.
Занимательное знакомство с формами геометрических фигур, установление равенств групп предметов на основе счета, сравнение предметов по высоте, отражение результатов в речи, побуждает детей к познавательной мотивации и любознательности.
Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира стимулирует развитие младших дошкольников, способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти.
Данная методическая разработка предполагает создание ситуаций сотрудничества.
Методическая разработка апробирована 15 марта 2022 года.
Возрастной адресат:воспитанники средней группы, 12 человек.
Цель:
Формирование счета и отсчета предметов.
Совершенствование умения устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты.
Развитие представлений детей о геометрических фигурах, выделяя признаки фигур с помощью зрительного и осязательно - двигательного анализаторов.
Задачи:
• упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5);
• закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5);
• сравнивание предметов по высоте, раскладывание их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначение результатов сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше;
• упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр;
• учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Применяемые педагогические технологии: игровые, личностно – ориентированные, информационно – коммуникативные, коллективной деятельности и сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие.
Оборудование и материалы:
Игровое упражнение «Барабан», «Карточка - картинка», «Мешочки с камушками»: пиратский флаг, пиратский барабан; картинки с изображением барабанов (в количестве от одного до пяти, набор карточек по количеству детей, с изображением барабанов от одного до пяти; мешочки по количеству детей, с разным количеством шариков внутри (от двух до пяти).
Игровое упражнение «Попугайчики»: рабочие листы по количеству детей, набор карточек «Попугай», «Попугай с мечом» по количеству детей, игрушка-попугай.
Игровое упражнение «Пираты»: набор карточек «Пираты» по количеству детей, рабочие листы по количеству детей, магнитная доска, набор магнитных картинок «Пираты», пиратская треуголка.
«О чём говорит сундучок»: сундучок, мешочек с шарами по количеству детей, мешочек с кубами по количеству детей, два лотка, глобус.
Игровое упражнение «Бинокль для пирата»: деревянный набор геометрических фигур, карта с картинками цилиндрической формы, бинокль.
Большие мягкие модули для корабля. Пиратский сундук с сокровищами.
Основная часть
Дети заходят в музыкальный зал, где их встречает воспитатель.
Воспитатель: Не скучайте! Не зевайте! И со мною поиграйте!
Предлагаю вам игру, всех вас вместе соберу,
И одену по-пиратски, мы устроим тут же пляски.
Ну, ребята, подходите, и костюм себе берите!
Наряжайтесь, не стесняйтесь, позитивом заряжайтесь!
(дети под музыку переодеваются в пиратов)
Воспитатель:
Вижу, вижу, мы — пираты, озорные все ребята!
Что ж попробуем пройти испытание одно!
Если мы его пройдем, обязательно найдем,
Самый главный в мире приз — клад исполнит наш каприз.
Может быть, пора начать, клад заветный наш искать!
Воспитатель: Чтобы определиться, что нам делать дальше, нужно прочитать послание найденное в сундуке. (Воспитатель раскрывает послание, читает)
«Приветствую Вас, юные пираты!
Для того чтобы отправиться на поиски пиратских сокровищ,
Вам необходимо раздобыть недостающие предметы.
Без этих предметов путешествие не возможно!
Выполнив успешно мои задания, вы получите нужный Вам предмет.
Желаю удачи в поисках сокровищ!»
Старый пират Флинт.
Воспитатель: Кажется, я поняла, что нам надо делать! Мы с вами должны хорошо слышать, видеть, ощущать, чтобы выполнить задания старого пирата. Вы готовы? (Да) Ну тогда начнём!
Дети подходят к столу и выполняют игровые упражнения стоя.
На столе находится пиратский барабан, накрытый пиратским флагом и раздаточный материал на каждого ребёнка.
Игровое упражнение на слух «Барабан»
Воспитатель: Под пиратским флагом, находится ударный музыкальный инструмент. Постарайтесь узнать музыкальный инструмент.
(воспитатель ударяет по барабану несколько раз).
Что это за музыкальный инструмент? (Барабан) Верно.
Воспитатель: На слух посчитайте количество ударов и покажите карточку с таким же количеством барабанов. (Воспитатель ударяет - 2,3,4 раза)
Воспитатель: Сколько барабанов на вашей карточке? (Два, три, четыре)
Воспитатель: Почему вы показали карточку с таким количеством барабанов? (Прозвучало четыре удара) Верно.
Игровое упражнение зрительное «Карточка - картинка»
Воспитатель: Покажите карточку, на которой изображено столько барабанов, сколько предметов на картинке (показ картинки с изображением барабанов – 3, 4, 5)
Сколько барабанов на вашей карточке? (Три, четыре, пять)
Сколько барабанов на моей картинке? (Пять)
Воспитатель: Отлично, первый, недостающий предмет мы заполучили - это «Барабан». (Барабан определяют к трофеям)
Игровое упражнение на ощупь «Мешочки с камушками»
Воспитатель: А теперь возьмите мешочки и на ощупь определите, какой предмет находится внутри.
Какой формы этот предмет? (Круглой)
В мешочке находится один предмет? (Нет)
Как вы думаете, что это за предмет? (Камушек, мячик, шарик)
Верно, в мешочках находятся камни, драгоценности пиратов.
Воспитатель: Ваша задача: на ощупь, не вынимая предметы из мешочка, сосчитать их количество. (Дети самостоятельно считают камушки в мешочках)
Воспитатель: Посчитали! А теперь поднимите руки те, у кого три камушка, четыре, пять.
Воспитатель: Проверьте правильность своего ответа. Достаньте предметы, выложите на стол и сосчитайте. Молодцы! А теперь уберём пиратские драгоценности обратно в мешочек и продолжим разгадывать пиратское послание. Садитесь.
Игровое упражнение «Попугайчики»
Воспитатель: У пиратов вышел спор.
«В каком ряду, в верхнем или нижнем попугаев больше? Каких попугаев больше и сколько их? Как узнать сколько попугаев? Одинаково ли расположены попугаи?»
Давайте поможем разрешить этот спор…
Посчитайте, попугайчиков в верхнем ряду. (5)
А теперь посчитайте, сколько птиц в нижнем ряду. (5)
Что можно сказать о количестве попугайчиков в верхнем и нижнем ряду?
Дети: Попугайчиков поровну, по пять.
Воспитатель: (затруднение в ситуации) Как проверить их равенство, не считая птиц, ведь пираты не умеют считать? (дети пробуют догадаться)
Воспитатель: Существует способ «наложения». Наложите попугайчиков с нижнего ряда на попугайчиков в верхнем ряду (дети выполняют задание).
Воспользовавшись способом «наложения», мы убедились, что в верхнем и нижнем ряду было одинаковое количество попугаев, по пять. Счет не зависит от расстояния между предметами. Вот мы и разрешили пиратский спор!
Воспитатель: А теперь уберём наших пиратских питомцев в математический сундучок, а взамен, получаем очередной недостающий предмет «Попугай» («Попугая» определяют к трофеям)
А для выполнения следующего задания нам понадобятся картинки пиратов. Возьмите картинки.
Игровое упражнение «Пираты»
Воспитатель: Посмотрите, чем картинки отличаются? (Пираты - мальчики и пираты - девочки).
Что можно сказать о размере? (Большие и маленькие)
Покажите, мне самого большого пирата – мальчика. (показ)
А теперь, самого маленького пирата – девочку. (показ)
Всё верно, а можно сказать, что пираты высокие и низкие? (Да)
Выполнение задания на магнитной доске.
Воспитатель: Давайте, на магнитной доске в порядке убывания определим самого высокого и самого низкого пирата. Начать надо с самого высокого, затем ниже, ещё ниже и завершить самым низким пиратом.
(Ребёнок выкладывает в порядке убывания на доске «пиратов»).
Порядок убывания – это от высокого до самого низкого!
Воспитатель: А теперь, в порядке возрастания, определим самую низкую и самую высокую «пиратку».
(Ребёнок выкладывает в порядке убывания на доске «пираток»)
Порядок возрастания – это от низкого до самого высокого!
Воспитатель: Ребята, пираты очень просят выстроить пиратов - мальчиков в порядке убывания, от самого высокого до самого низкого.
Сколько пиратов? (Пять)
А вот на нижний ряд, выстройте девочек – пиратов, в порядке возрастания, от самой низкой до самой высокой.
Сколько пираток? (Пять)
Воспитатель: С этим заданием мы тоже справились, и получили недостающий предмет, головной убор пирата «Пиратскую треуголку». («Пиратскую треуголку» определяют к трофеям)
Воспитатель:Пришло время немного размяться и сделать пиратскую зарядку! (Под музыку дети выполняют ритмичные движения)
Пиратская зарядка «Если ты морской пират, ты зарядке будешь рад!»
Дети переходят к другому столу, на котором находится пиратский сундук.
«О чём говорит сундучок»
Воспитатель: Следующее послание спрятано в сундучке - это мешочки, чтобы их открыть, нужно отгадать загадки.
(воспитатель открывает первый мешочек, загадывая загадку о шаре)
Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может шариком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар)
Воспитатель: Предлагаю достать себе из мешочка по одному шару.
(воспитатель раздает по шару на каждого ребёнка).
Прокатите шар по столу, между ладонями.
Шар с легкостью приходит в движение. (Да)
Воспитатель: Давайте уберём наши шары в лоток (дети убирают шары)
И откроем ещё один мешочек, отгадав загадку.
Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб, потому что это…(куб)
Воспитатель: А теперь прокатите куб по столу. Что мешает вам прокатить куб? (Углы) Верно, у куба углы, поэтому его невозможно привести в движение, его можно только сдвинуть.
Воспитатель: А теперь мы постараемся построить пиратскую хижину из кубиков и кругов. (Воспитатель приглашает двух ребят к выполнению задания)
Воспитатель: У кубов есть ровные стороны, поэтому из кубов удобно строить. А у шара нет углов, из него мы не можем ничего построить.
Игровое упражнение «Что лишнее?»
(работа с цифровым изображением)
Воспитатель: Прошу всё внимание на экран. Это куб.
Слайд № 1. «Куб»
Воспитатель: Нас всегда и везде окружают предметы, предметы разные имеющие свою форму, цвет и размер. Предметы, которые представлены на экране, схожи. Форма предметов похожа на куб. Но, всё - таки один предмет, является лишним. Найдите этот предмет.
Слайд № 2. «Куб. Найди лишний предмет»
Дети определяют лишнее, объясняют свой выбор.
Воспитатель: Слайд № 3. «Шар» Это шар.
Воспитатель: Найдите предмет, который не похож на шар.
Слайд № 4. «Шар. Найди лишний предмет»
Дети определяют лишнее, объясняют свой выбор.
Воспитатель: С этим заданием мы успешно справились, и получаем недостающий предмет, «Глобус»! («Глобус» определяют к трофеям)
Игровое упражнение «Бинокль для пирата»
Воспитатель: Что бы раздобыть последний предмет, нам необходимо изучить его форму. (Воспитатель показывает карту «подсказку» с картинками предметов цилиндрической формы) На карте «подсказке» изображены предметы. Что общего у всех этих предметов вы заметили? (У всех предметов похожа форма.)
Воспитатель: Предметы такой формы называются цилиндрами, найдите цилиндр на нашем столе. (На столе представлен набор деревянных геометрических фигур, среди фигур дети находят – цилиндр.)
С этим заданием мы справились, и получаем недостающий предмет, «Бинокль». Кстати, он тоже имеет форму цилиндра!
Воспитатель: Ребята, кажется, мы выполнили все задания!
(Дети подходят к сундуку с трофеями)
Всё, что нам необходимо для путешествия у нас имеется, и всё это благодаря нашим знаниям и умениям. Ну что в путь!
(Под музыку открывается занавес, где находится заранее выстроенный из мягких модулей корабль. Дети играют «на корабле» и «делают фото» для старого пирата, затем возвращаются и находят сундук с сокровищами).
Сюрпризный момент!
Ожидаемый результат для детей:
• формирование первичных математических представлений;
• формирование абстрактного мышления и логики;
• совершенствование умения устанавливать размерные отношения;
• развитие представлений о геометрических фигурах, их признаков;
• развитие любознательности и познавательной мотивации;
• совершенствование внимания, памяти.
Ожидаемый результат для педагога:
• выявление лучших педагогических методик и технологий обучения и воспитания младших дошкольников;
• повышение профессионального мастерства педагога.
Список использованной литературы
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 72с.
Интернет-источник
http://psychlib.ru/mgppu/SSm-2013/SSm-384.htm#n47