Маляева Наталья Михайловна
Методическая разработка «Коммуникативные игры, значение и роль в развитии общения дошкольников со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Для их развития, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2) следить за реакцией собеседников: 3) учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками (Ермолаева М. Г., 2005).
Публикация «Методическая разработка „Коммуникативные игры, значение и роль в развитии общения дошкольников со сверстниками“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для формирования положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками, целесообразнее использовать коммуникативные игры.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Цель коммуникативных игр :
- развитие динамической стороны общения : легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Задачи коммуникативных игр :
- Создать положительный эмоциональный настрой;
- Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;
- Способствовать сплочению детского коллектива;
Формировать положительное отношение к сверстнику.
Значение коммуникативных игр :
- Помогают адаптироваться к условиям ДОУ;
- Снимают телесные зажимы;
- Способствуют эмоциональной разрядке;
- Развивают воображение;
- Развивают мимику и жесты;
- Активизируют внимание;
- Учат соблюдать правила;
- Знакомят с чувствами и учат их распознавать.
Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.
С помощью этих игр у детей:
Снимаются телесные зажимы;
Происходит эмоциональная разрядка;
Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
Активизируется внимание;
Проявляются навыки правил поведения;
Повышается самооценка.
Таким образом, коммуникативные игры необходимы для развития навыков общения дошкольников со сверстниками.
Организация работы по развитию общения дошкольников со сверстниками с помощью коммуникативных игр
Нами был проведён теоретический анализ научной литературы по исследованию уровня общения дошкольников со сверстниками и результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, позволили нам сформулировать цель и задачи формирующего эксперимента.
Цель – организовать работу на развитие общения старших дошкольников со сверстниками в ДОУ с использованием коммуникативных игр.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести комплексную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения со сверстниками с использованием коммуникативных игр.
2. Провести повторно диагностические методики и проверить экспериментально эффективность предложенной работы. Провести сравнительный анализ результатов уровня развития общения у детей на начальном и контрольном этапе эксперимента.
3. Сформулировать выводы, доказать гипотезу исследования, что коммуникативные игры окажут положительное воздействие на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Данная работа опиралась на использование программы по развитию навыков общения у дошкольников со сверстниками с применением коммуникативных игр.
Цели:
1. Развитие навыков общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру;
2. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми, развитие умения получать радость от общения.
Форма проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой из 6 человек. Число должно быть четным, чтобы работать в парах.
Программа носит как профилактический, так и коррекционный характер.
Работа проводится в форме группового тренинга, включающего 30 занятий. Занятия разделены на 4 блока, каждый имеет свои цели и задачи. Работа с родителями проводится один раз в месяц.
Время работы: Программа рассчитана на 30 занятий, проводимые 1 раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала
- наглядность обучения
- цикличность построения занятия
- доступность
- проблемность
Методические приемы :
- беседа
- коммуникативные игры
- рисование - инсценировка, проигрывание и анализ различных психологических игр и упражнений
Структура занятия:
1. Вводная часть. Приветствие
Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. Основная часть
Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения
3. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.
Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативных навыков, взаимопонимание детей и взрослых, развитие личностного потенциала детей, индивидуальности.
I блок «В мире эмоций» Развитие эмоциональной сферы
Состоит из 9 занятий
Цель: развитие эмоциональной сферы
Задачи:
- познакомить детей с основными эмоциями: робость, грусть, страх, удивление, злость, стыд, вина, брезгливость, отвращение;
- учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, пантомимика, интонация;
- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Проводились коммуникативные игры, направленные на развитие у детей эмоций :
- Игры, вызывающие общие положительные эмоции: «Колечки», «Зайка», «Гномик»;
- Телесные игры : «Дотронься», «Это я», «Покажи»;
- Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени «Назови себя», «Позови ласково», «Кто у нас хороший».
II блок «Я и другие» Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Состоит из 8 занятий.
Цель: развитие навыков общения со сверстниками
Задачи:
- развивать эмпатию, желание помогать друг другу;
- умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;
- установление атмосферы доверия друг к другу, сплоченности группы.
В данном блоке проводились коммуникативные игры :
- Игры, позволяющие действовать в паре и подгруппой: «Хор животных», «Добрые эльфы», «Послушный мячик»;
- Игры в кругу : «Бабушка Маланья», «Пазлы», «Раздувайся пузырь», «Зевака»;
- Игры с передачей игрушек : «Передай мяч», «Охота на тигров», «Шапочка».
III блок «Игротерапия общения»
Состоит из 7 занятий.
Цель: развитие навыков общения со сверстниками в процессе игры
Задачи:
- объединение детей, создание доброй безопасной ситуации, взаимопонимание;
- закрепление полученных навыков форм общения в совместных играх.
Проводились коммуникативные игры, объединяющие детей общим действием: «Сосны, елочки, пенечки», «Передай сигнал»; способствующие овладению простых правил поведения: «Солнышко», «Колпачки», «Щенок Митрошка». Игры, знакомящие со способами невербального общения : «Кто к нам в гости пришел», «Кого укусил комарик», «Все наоборот»
IV блок «Ребенок и родители» Взаимоотношения с родителями
Состоит из 7 занятий.
Цель: актуализация проблем детско - родительских отношений
Задачи:
- психологическое просвещение родителей по проблеме воспитания детей;
- обучение родителей самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.