Виктория Петровна Городянкина
Методическая разработка ко Дню родного языка «Есть у каждого язык, что родной навеки, без родного языка нету человека!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Цель: Познакомить детей с Международным днем родного языка. Воспитывать любовь к своей стране, ее культуре, родному языку. Прививать уважение к языкам других народов. Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание.
Предварительная работа:
Знакомство с произведениями устного народного творчества, сказками А. С. Пушкина.
Чтение произведения К. Ушинского «Наше Отечество».
Ход занятия.
Слайд №1
Публикация «Методическая разработка ко Дню родного языка „Есть у каждого язык, что родной навеки, без родного языка нету человека!“» размещена в разделах
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
- Что обозначает слово «язык»? (Язык –орган нашего тела).
Сегодня мы будем говорить о другом значении слова «язык», о языке, как о средстве общения.
Язык нужен для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас.
С помощью языка люди выражают свои мысли, желания, чувства.
Слайд №2
Землю заселяют разные живые существа, но только человек обладает даром речи.
Слайд №3
Язык возник в глубокой древности.
История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком.
Язык возник в глубокой древности.
Слайд №4
Посмотрите на карту мира. Она похожа на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток – это страна. На Земле много стран, в них живут люди разных национальностей. Люди в каждой стране говорят на своем родном языке. В наши дни насчитывается примерно шесть тысячах языков.
Слайд №5
Языки есть большие и малые.
Большие языки – это те, та которых говорят миллионы людей. Это английский, испанский, арабский, русский, китайский языки.
Слайд №6
В мире есть и такие языки на которых говорят очень маленькие группы людей, например, щелкающий и свистящий язык.
Щелкающий язык имеет 44 щелкающих согласных звуков. Этим языком пользуется малочисленный народ, живущий в Африке (Намибия и Ботсвана).
Свистящий язык имеет всего два гласных и четыре согласных звука и использует для общения разнообразные виды свиста. Этим языком пользуются жители одного из Карибских островов.
Во все времена языки зарождались, существовали, а затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее они не исчезали так быстро, как сейчас. В поисках работы и лучшей жизни люди покидают свои маленькие селенья и страны, переселяются в большие и богатые страны и города и начинают общаться на другом языке, а родной язык забывают. Считается, что каждый день на з Земле исчезают два языка.
Для того, чтобы предотвратить исчезновение языков, побудить народы мира использовать их родные языки, был создан День родного языка.
Слайд №7
- Как называется наша страна7?
- На каком языке мы с вами говорим?
- На каком языке вы говорите дома?
- Почему люди учат языки других народов?
В России говорят на сорока национальных языках. Каждый из нас не может знать все сорок языков. Чтобы понимать друг друга все люди нашей страны кроме родного языка знают, любят русский язык и общаются не нем.
Слайд №8
Тысячи лет русский язык создавался многими поколениями наших предков.
В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа.
В древние времена люди не умели писать и читать. Но они оставили нам богатое наследие –замечательные сказки, легенды, былины. Они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка своей дочке, а та своей.
В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным народным творчеством.
Слайд №9
С самого раннего детства до глубокой старости жизнь человека связана с языком.
- С какими произведениями русского народного творчества встречаются дети еще в колыбельке?
(Колыбельная)
Правильно. Первой формой устного народного творчестваЮ с которой встречается ребенок, является калыбельная. Дети вс поминают и поют колыбельные:
Котя,котенька, коток,
Котя серенький лобок,
Придикотя ночевать,
Нашу детоньку качать…
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани…
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
Слайд № 10
Потешками и песенками взрослые всегда старались развеселить и порадовать малышей.
Дети по иллюстрациям узнают и читают потешки: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая»…
Слайд № 11
Дразнилки и мирилки.
Дети вспоминают дразнилки и мирилки.
-Коля Коля, Николай,
Сиди дома не гуляй…
-Моряк, с печки бряк,
Растянулся, как червяк…
-Тили, тили, тесто,
Жених и невеста…
Мирись, мирись, мирись
.И больше не дерись.
Слайд 12
Веками русский народ сочинял и копил пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки знакомят с обычаями, обрядами и традициями русского народа. Пословицы - это мудрость народная.
Игра «Я начну, а ты закончи» :
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Поспешишь - людей насмешишь
Волка бояться в лес не ходить
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семеро одного не ждут
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Умелые руки не знают скуки.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Слайд №13
Подвижная игра «Гори-гори ясно!»
Русский народ умел не только хорошо работать, но и весело отдыхать.
Дети вспоминают русские народные игры и забавы, выбирают одну из них.
-Выходи, честной народ, становись в хоровод!
Дети становятся в круг и начинают игру:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
Слайд № 14
У разных произведений русского народного творчества свой язык.
-К акой язык у колыбельных? (нежный, тихий. Ласковый, задушевный)
- Какой язык у пословиц? (краткий, четкий, точный)
- У каких произведений русского народного творчества язык красочный, яркий, выразительный, волшебный? (У сказок)
Русские народные сказки – блестящий пример образности языка.
Русская народная сказка - это не только часть культурного наследия, но и источник народной мудрости. Её характеризует поэтичность, глубина человеческих чувств, торжество доброты и справедливости. В них побеждает добро, справедливость, трудолюбие. Они раскрывают богатство ума русского народа, его гуманность и справедливость.
- Какие русские народные сказки вы знаете?
Дети рассматривают иллюстрации и узнают сказки.
Слайд №15
А. С. пушкин – создатель современного русского языка.
Слайд № 16
Няня поэта Арина Родионовна была замечательной рассказчицей. Она знала множество народных песен и сказок. Благодаря няне, Александр Сергеевич узнал и полюбил старинные сказки и предания, песни, пословицы и поговорки русского народа, а потом и сам написал великолепные сказки.
С лайд № 17
У всякой сказки есть свое начало.
- Сможете ли вы узнать сказку А. С. Пушкина по ее началу?
Дети читают отрывки из сказок А. С. Пушкина и складывают пазлы по отгаданным сказкам:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…».)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Негде, в тридевятом царстве.
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Слайд №18
Ребята! Нам с вами от наших предков достался драгоценный дар – наш великийи и прекрасный русский язык. Язык – это наш быт, история и культура. Без языка нет и народа.
Наши предки сохранили для нас этот драгоценный дар, и теперь наступает наша очередь беречь и сохранять его.