Чешко ТН
Конспект классного часа к Дню солидарности в борьбе с терроризмом для студентов учреждения СПО
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка классного часа посвященная дню солидарности в борьбе с терроризмом тема «Терроризм и экстремизм»
Разработал: преподаватель и классный руководитель
Чешко Татьяна Николаевна
План-конспект классного часа
Цель:
формирование у студентов представления о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме;
Публикация «Конспект классного часа к Дню солидарности в борьбе с терроризмом для студентов учреждения СПО» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День солидарности в борьбе с терроризмом, 3 сентября
- Классный час
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
способствование воспитанию в студентах толерантного отношения друг к другу и формирование умения жить в мире с другими людьми.
Задачи:
– разъяснить терминологию понятия «терроризма» и «экстремизма»;
– показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;
– содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов, толерантность;
– акцентировать внимание студентов на необходимость проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;
– развитие навыков обсуждения и анализа полученной информации.
Формы проведения: час общения
Материалы и оборудование:
компьютер и мультимедийная установка;
презентация;
стих «Планета вздрогнула от боли.»;
Видеоролики: «Противодействие терроризму», «Мы против террора», «Моя Россия без террора».
Раздаточный материал «Правила поведения в случае террористической угрозы».
Содержательный компонент классного часа
1. Вступительная часть – знакомство с темой классного часа.
2. Основная часть – представление информации по данной теме.
3. Заключительная часть – обсуждение и меры безопасности.
Ход классного часа
1. Вступительная часть
Слайд 2. Классный руководитель. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Бернард Шоу) [6].
Сегодня наш классный час посвящен важной теме, которая стоит перед всем человечеством, проблеме экстремизма и терроризма, и предлагаю его назвать «Война за души и жизнь».
Итак, что такое терроризм и что такое экстремизм? Откуда происходят эти слова? Что они означают? Что мы можем сделать для того чтобы предотвратить террористические акции? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.
2. Основная часть
Слайд 3. Понятие «Экстремизм»
Классный руководитель. Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Он выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, повстанческая деятельность и террористические акции [7].
Экстремизм делится на:
Студент 1. В основе этнонациональный экстремизма лежит противоречие между признанием естественного права народов самим определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства.
Студент 2. Политический экстремизм имеет своей целью дестабилизировать, разрушить политическую систему, государственные структуры и установить режим правого или левого толка.
Студент 1. Самая незащищенная в культурном плане категория населения – это подрастающее поколение. Оно подвержено влиянию СМИ, проявляет слишком много эгоцентризма и индивидуализма, что выливается в молодежный экстремизм.
Студент 2. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в условиях жесткого противостояния внутри одной конфессии.
Студент 1. Миграционный экстремизм – это радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма.
Слайд 4. Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»
Классный руководитель. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимаются:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности;
совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти;
использование нацистской атрибутики или символики;
публичные призывы, массовое распространение, изготовление или хранение экстремистских материалов и т. д.
Классный руководитель. Вопросам противодействия экстремизму в настоящее время уделяется огромное внимание со стороны государственных и правоохранительных органов, поскольку достаточно часто экстремистские проявления влекут смерть невинных людей, подрывают веру граждан в безопасность своей жизни и государства [7].
Слайд 5. Экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки
Классный руководитель. Экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий: радикализм – экстремизм – фанатизм – терроризм.
Студент 3. Понятие радикализм (от лат. radix – корень) обозначает стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.
Студент 4. Понятие экстремизм (от лат. ехtremus – крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.
Студент 3. Понятие фанатизм (от лат. fanum – жертвенник) – твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру [12].
Слайд 6. Понятие «Терроризм»
Классный руководитель. Терроризм – преступление, главной целью которого является нарушение общественной безопасности, которое выражается в посягательстве на: жизнь и здоровье граждан, объекты критической инфраструктуры, природную среду, информационную среду, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей.
Достижение террористических целей выполняется методом запугивания населения и органов власти: опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, наступление различных общественно опасных последствий, нарушение общественной безопасности. Террористические атаки направлены на оказание постоянного давления, на принятие органами власти решений, выгодных террористам. Однако, от результатов их атак, в первую очередь, страдают обычные люди [10].
В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Теракты в общественных местах:
в поездах, на вокзалах, в ресторанах, в метро;
похищение, убийства и ограбления людей;
взятие в заложники и захваты посольств, самолетов.
Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма.
Слайд 7. Виды террористической деятельности
Классный руководитель. Давайте рассмотрим виды современной террористической деятельности:
– Захват заложников (похищение людей).
– Взрывы (во дворе, в общественном транспорте, в зданиях, на рынках.
– стадионах и в других местах массового скопления людей).
– Поджоги, угрозы по телефону, шантаж.
– Захват транспортных средств с пассажирами (самолетов,
– автобусов, автомобилей).
– Акции с использованием оружия массового поражения,
– отравляющих веществ, электромагнитных и кибернетических
– средств (как возможная реальность).
– Убийства (с применением холодного и огнестрельного
– оружия, ядов).
– Отравление водоисточников, продовольственных продуктов. [4].
Слайд 8. Страшное «лицо» терроризма
Классный руководитель. Каждый из вас слышал о терактах. Давайте посмотрим и вспомним, как это было на видеоролике «Противодействие терроризму».
Слайд 9. Студент 1. Эти трагические дни перевернули наше сознание, и нашли отражение в стихах Людмилы Щерблюк «Планета вздрогнула от боли.» [5].
Взрыв … Крики, стоны, боль
И это те кто жив остался,
А тех кого забрала даль
Их нет, ушли не попрощавшись.
Недолюбив, недодышав
И не дожив рассветов алых…
Из – за кого-то, кто без прав
На Божий суд людей отправил.
Бог справедлив он их простит
Их нет вины, ушли навеки
Вот так какой-то террорист
Рванув кольцо, отдал их смерти.
Сирот оставив, матерей
Вдруг поседевших за минуты.
С поникшей головой друзей
С плитой и скорбным «не забудем».
Спросить хочу, кто право дал
И самосуд кто вам позволил?
Тем, кто ответственность вдруг взял
За принесенное всем горе.
Не может быть жестоким мир,
Для жизни создан, пониманья,
Но ни в гармонии мы с ним
И сеем войны и страдания…
Взрыв, крики, стоны, боль
И эта боль над всей планетой
И всем кто верит и живой
Остановить нам надо беды.
Студент 2. Их нельзя забыть. Совершено зло, которому нет, и не будет понимания и прощения. События трагических дней оставили навеки в наших сердцах память о тех, кто был рожден для счастья, для жизни, и у кого эта жизнь была отнята террористами. Мы помним всех невинно погибших.
Классный руководитель. Мы вспомнили только несколько преступлений против человечества, а их было очень много. Большое количество преступлений правоохранительным органам удавалось предотвратить, но к сожалению, не все.
К примеру, в 2020 году в России предотвращен 41 теракт и уничтожено 50 боевиков [8].
В этом году произошли еще два страшных теракта в городах Казань и Пермь.
Слайд 10. Террористические акты 2021 г. в учебных заведениях
Студент 3. 10 апреля 2021 г. в Санкт-Петербурге в раздевалке одной из школ ученик 9 класса сделал несколько выстрелов из пневматического пистолета. Оружие школьник направлял в 2 своих одноклассников.
Студент 4. 11 мая 2021 г. в одной из гимназий города Казань 19-летний ученик устроил взрыв и стрельбу. При входе в здание он взорвал самодельное устройство, а уже после открыл стрельбу по преподавателям и ученикам. В результате погибло 7 учеников 8 класса и 2 преподавателя. Еще 24 человека получили ранения разной тяжести.
Студент 3. 20 сентября 2021 г. в Пермском государственном университете 18-ти летний студент открыл стрельбу по сотрудникам и студентам учебного заведения. В ходе нападения погибли 8 человек и еще 26 пострадали [9].
Классный руководитель. Надо помнить, что терроризм и экстремизм – это преступления, уголовно наказуемые, приносящие всему миру и каждому конкретному человеку только горе, боль, разруху. За каждое преступление рано или поздно придется расплачиваться.
Слайд 11. Экстремизм в молодежной среде
Классный руководитель. В настоящее время очень развит молодежный экстремизм. Он представляет собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. Такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм и т. д., либо в виде обрывочных символов и лозунгов.
Исследования ученых о философско-психологической направленности экстремизма, характеризуют этот феномен во всех его проявлениях. Не менее важным является и установление причины возникновения молодежного экстремизма, для того, чтобы понять его как явление.
Слайд 12. Давайте обсудим эту проблему и постараемся найти ответы на вопросы:
Каковы причины распространения молодежного экстремизма и терроризма?
Что могло подтолкнуть ребят из Санкт-Петербурга, Казани и Перми на их поступок? (Обсуждение)
Слайд 13. Меры безопасности
Классный руководитель. Было сказано очень много по данной теме, но нельзя забывать о мерах безопасности. Предлагаю посмотреть видеоролик «Моя Россия без террора».
Классный руководитель. Всем вам в электронном виде была направлена памятка «Правила поведения в случае террористической угрозы», с которой вам нужно ознакомиться. (Раздаточный материал - Приложение).
Слайд 14. «Мы против террора»
И в заключение предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Мы против террора».
Классный руководитель. Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Слайд 15. Классный руководитель. «Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.»
«Спасибо за внимание и активное участие!»
Слайд 16. Список использованных источников
1. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 10.07.2002г. №114-ФЗ (с изм. от 01.07.2021г. №280-ФЗ) Сайт доступа: https://docs.cntd.ru/document/901823502
2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 26.02.2006г. №35-ФЗ (с изм. от 26.05.2021г. №155-ФЗ) Сайт доступа: https://docs.cntd.ru/document/901970787
3. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия «Джорджа Бернарда Шоу» Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шоу,_Джордж_Бернард
4. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия «Терроризм» Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Терроризм
5. Жемчужины мысли «Поэзия» Режим доступа: https://www.inpearls.ru/612054
6. Клубер. Понимаем жизнь глубже. «35 лучших цитат Джорджа Бернарда Шоу» Режим доступа: https://www.cluber.com.ua/lifestyle/samoraz
vitie-lifestyle/2014/08/35-luchshih-tsitat-dzhordzha-bernarda-shou/
7. МОО ЦГПЭД «Экстремизм: понятие, виды» Режим доступа: https://www.csgped.ru/protivodejstvie/ekstremistskaja-dejatelnost/ekstremizm-ponjatie-vidy.html
8. Новости дня в России и мире «Российские спецслужбы 2020 год» Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5fcf4e669a7947529add6c38
9. ТОЛК «Не только Пермь и Казань. Случаи стрельбы в школах России в 2021 году» Режим доступа: https://tolknews.ru/proissestvia/63342-v-kakih-gorodah-rossii-v-godu-proishodila-strelba-v-shkolah
10. Управление МВД России по Костромской области «Что нужно знать о терроризме» статья от 28.01.2020г. Режим доступа: https://44. мвд. рф/
gumvd/противодействие-экстремизму-и-терроризму/информация-для-граждан/item/19464066/
11. ФСБ Российской Федерации «Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта» Режим доступа: http://www.fsb.ru/fsb/supplement/advice/instros.htm
12. Я360 «Лекция 1. Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде» Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1636
576725&tld=ru&lang=ru&name=lecture_prevention_youth.pdf&text=радикализм%20–%20экстремизм%20–%20фанатизм%20–%20терроризм%20
Приложение
ПАМЯТКА
«Правила поведения в случае террористической угрозы»
Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора:
Будьте внимательны и обращайте внимание на посторонних людей. Не стесняйтесь, если кто-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков. Не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т. д.
О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение полиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Что нужно делать, если вы оказались среди заложников
Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения.
Постарайтесь понять намерения захватчиков, рассматривая возможности личного сопротивления. Почувствуйте, настроены ли они решительно или возможен диалог.
Избегайте скоропалительных действий, потому что в случае неудачи можно поставить под угрозу собственную безопасность и безопасность других людей.
Постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью.
В ситуации, исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы.
Организуйте наблюдение за действиями террористов.
Не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение.
Не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков.
Спрячьте компрометирующие документы и материалы.
Отдайте личные вещи, которые требуют террористы.
Продолжайте спокойно сидеть, не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств.
При стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите.
Захват заложников может продолжаться несколько дней, в течение которых возможно улучшение отношения к ним террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход.
Может случиться, что захватчики сдадутся, чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом.
Если начался штурм здания, то в этот момент помните:
неприятности уже почти позади, постарайтесь успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
подчиняйтесь приказам и инструкциям группы по борьбе с терроризмом и не отвлекайте их ненужными вопросами;
не трите глаза, если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ;
при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи, учтите: всегда имеется опасность взрыва или пожара.
Будьте бдительны, когда в стране существует угроза терроризма!