катерина котикова
Методическая разработка Картотека прогулок для старших дошкольников на июнь месяц (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка 3 3 неделя
Прогулка 11
Наблюдение за дождем
Цели: помочь детям понять некоторые явления, происходящие в природе летом; формировать интерес к неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель читает стихотворение:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызг и в поле пуще –
Станет травка гуще!
Воспитатель предлагает ответить на вопросы.
• Сегодня солнечный или пасмурный день?
• Сегодня дождливый день?
Публикация «Методическая разработка Картотека прогулок для старших дошкольников на июнь месяц (2 часть)» размещена в разделах
• Как вы думаете, почему идет дождь? (Жар солнца испаряет воду с поверхности морей, озер и рек. Этот водяной пар преспокойно разгуливает в небе, пока вдруг не попадет под холодную воздушную струю. Пар съеживается в миллионы капелек, образующих облака. Облака пытаются бежать, но потоки холодного воздуха устремляются в погоню. Водяные капли становятся все крупнее и тяжелее, пока вдруг не обрушиваются на землю).
• Какой сегодня идет дождь? (Сильный, слабый, косой, слепой, грибной, теплый, холодный).
Исследовательская деятельность
Определить, какой идет дождь. Доказать свою точку зрения.
Трудовая деятельность
Очистка веранды от песка.
Цели: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры:
«Хитрая лиса»
Цель: учить реагировать на сигнал.
«Чей обруч дольше прокрутится?»
Цель: развивать координацию движений.
Индивидуальная работа. «Сбей кегли».
Цель: развивать умение делать замах и прицеливаться.
Прогулка 12
Наблюдение за работой дворника
Цели: расширять знания о труде взрослых летом; воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения:
Воспитатель читает стихотворение:
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья кружатся, летят
Прямо на руки ребят.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
• Какие орудия труда нужны дворнику для работы? (метла, лопата, секатор, грабли)
• Какую работу выполняет дворник летом? (подметает, копает, подрезает кустарник, убирает сухую траву, косит траву)
• Для чего нужна работа дворника?
• Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели: учить видеть беспорядок; учить собирать ветки и камни в ведерки,
воспитывать любовь к труду, учить беречь природу.
Подвижные игры
«Кот и мыши»
Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
«Уголки»
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.
Прогулка 13
Наблюдение за пионами
Цели: учить сравнивать пионы в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с растением; развивать познавательную деятельность.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает загадку и задает вопросы:
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают (Цветы).
Назовите эти растения (это пионы).
Пионы – это живые организмы? Почему?
Назовите наземные и подземные части пиона (корень, стебель, листья, цветок).
Для чего они нужны растениям?
Какие изменения происходят в процессе развития пиона? (из луковицы появляется росток, затем начинает расти, появляется цветок, отцветает, увядает).
Чем размножаются пионы?
Можно ли считать пион лекарственным растением? Почему?
Исследовательская деятельность
Определить возраст пиона. Рассмотреть через лупу цветок и листья.
Трудовая деятельность
Уборка в огороде.
Цель: понимать значение этого вида труда для роста и развития растений.
Подвижные игры
«Найди по описанию»
Цели: учить действовать по сигналу воспитателя;
развивать образное видение, ассоциативность восприятия и мышления.
«Бабочки, лягушки и цапли»
Цель: закреплять ориентировку в пространстве, учить быстро реагировать на сигнал ведущего.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произ-вольном направлении.
Прогулка 14
Наблюдение за пауком
Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает
ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетёт,
Если муха попадёт,
Тут бедняжке и конец.
• Как выглядит паук?
• Как он передвигается?
• Где живёт и чем питается?
• Как паук ловит насекомых?
• Есть враги у паука?
• Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
• Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
• Где зимуют пауки?
• Паук – насекомое? (нет, у насекомых – 3 пары ног, а у паука - 4)
Тело паука разделено на две части : головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину. Пауки – хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети – паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине – жди сухих солнечных дней.
Трудовая деятельность
Поливка овощей на огороде.
Цель: закреплять умение правильно держать лейку двумя руками, держать носик лейки низко над землей.
Подвижные игры
«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики».
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
Прогулка 15
Экскурсия к памятнику
Движения: ходьба в приседе, в полу приседе, приставным шагом, с высоким подниманием колен; бег на носках, с захлестыванием голени, с кружением; прыжки на двух ногах на месте и с продвижением в разные стороны, с поворотом.
Ход: 1. В начале экскурсии напомнить детям о том, в честь кого поставлен этот памятник, чем знаменит этот человек, что хорошего он сделал для своего города, страны, людей.
Дети стоят вокруг скульптуры, рассматривают ее. Воспитатель спрашивает детей:
• Что такое скульптура? (Скульптура изображает человека).
• Почему невозможно изобразить в скульптуре природу? (Художник может изображать природу с помощью красок, карандашей, пастели, других изобразительных материалов. Он при создании картины использует цвет, штрих, точку и другие средства художественной выразительности. Скульптор работает только с формой предмета.)
• Как вы думаете, почему никакое живописное произведение не заменит скульптурный памятник на городской площади? ( Многие скульптурные памятники прославляют народных героев: защитников Отечества, основателей городов, великих поэтов, писателей, художников, которыми гордится народ и никогда не забывает.)
• Какие памятники известным людям, поставленные в нашем городе, вы можете вспомнить?
• Что вы видите у основания памятника? (Людей, которые внимательно рассматривают скульптуру, и цветы у подножия памятника – знак уважения и любви к тем людям, в честь которых воздвигнут памятник.)
• В чем главное отличие скульптуры от живописи? (Объем отличает скульптуру от других изобразительных искусств.)
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть скульптуру: кто изображен, обратить внимание на форму, позу, на то, как передано движение, на симметрию, величину, пространственное расположение, выделяют ритмично чередующиеся элементы. Дети сопоставляют части тела между собой и со всей фигурой в целом, определяют их размеры (длину и толщину, устанавливают их пропорциональное соотношение. Обратить внимание детей на то, что движение тела передается не только позой, положением ног, рук, но и одеждой, ее положением, направлением складок. Воспитатель предлагает детям прорисовать в воздухе пальцем форму всей скульптуры и ее отдельных частей, показать линию перехода одного объема в другой.
Воспитатель задает вопросы:
Какое впечатление создает эта скульптура? (покоя, взволнованности, движения, усталости, бодрости, устремленности к чему-то).
Воспитатель подводит детей к пониманию замысла скульптора. Все вместе обсуждают, что изобразил скульптор: характерные черты человека или нескольких фигур, его настроение, его действия.
Давайте сейчас обойдем скульптуру со всех сторон.
Что нового вы заметили, рассматривая скульптуру с разных сторон? (чувствуется ее трехмерность, объем, позволяет рассмотреть детали, глубже понять ее содержание, по-новому воспринимается постановка корпуса в пространстве, поворот головы, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.)
А теперь прикоснемся к скульптуре руками, потрогаем ее.
Как вы думаете, из какого материала сделана эта скульптура? (металла, мрамора, камня, дерева, гипса).
Какой этот материал на ощупь: гладкий, шершавый, фактурный?
А кто знает, как называется та часть памятника, на которой расположена фигура человека? (Постамент или пьедестал. Это не просто подставка, на которой располагаются и крепятся фигуры. Пьедестал должен соответствовать характеру, стилю и масштабу памятника в целом, форме и размеру фигур.)
Какой высоты пьедестал у этого памятника? Есть ли на нем рельефные украшения? Давайте внимательно рассмотрим постамент нашего памятника.
Ребята, понравился вам это памятник? Получили вы удовольствие, рассматривая его?
Сейчас мы с вами любовались скульптурой, а скоро, вернувшись в детский сад, вы сами станете скульпторами и попробуете слепить человека, только маленького. Я думаю, что увиденное сегодня поможет вам сделать это хорошо.
2. Игры и упражнения:
«Ловишки»
Цели: учить детей увертываться.
«Хитря лиса»
Цели: учить детей соблюдать правила игры.
3. Дорога обратно.
Последующая работа:
- составление описательного рассказа об увиденной скульптуре.
- лепка человека в статике и в движении.
- познавательная беседа о видах скульптуры.
Карточка 4 4 неделя
Прогулка 16
Наблюдение за солнцем
Цели: развивать способность к наблюдению, внимание; развивать ориентировку в пространстве.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает посмотреть на солнце и ответить на вопросы:
Ну-ка, кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце.)
• Какое сегодня солнышко: яркое, на него нельзя смотреть, или оно скрыто в дымке?
• Вы заметили, что солнце постоянно присутствует в повседневной жизни человека?
• Какое настроение у вас бывает в пасмурную погоду?
• А какое настроение у вас бывает в солнечную погоду?
• Одинакового цвета растения при разном освещении?
• Значит, что дает нам солнце? (Свет)
• Согревает ли нас солнце?
• Где оно – высоко в небе или низко?
• Когда мы говорим, что солнце стоит высоко (когда оно над головой, а это бывает днем, в полдень, а когда низко? (когда оно не над головой, а смещено к горизонту, т. е. утром и вечером)
• Значит, солнце в течение дня меняет свое положение.
Исследовательская деятельность
Определить положение солнца утром, в полдень и вечером.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
«Беги к дереву»
Цели: развивать ориентировку в пространстве; учить быстро реагировать на сигнал.
«След в след»
Цели: развивать равновесие.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
Прогулка 17
Наблюдение за овощами на огороде
Цели: закреплять знания об овощных культурах; воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку и задает вопросы:
У ребят на грядке
Выросли загадки,
Тот их угадает,
Кто весной и летом
Грядки поливает
И встает с рассветом (Овощи).
• Что такое овощи? (это - растения).
• Посмотрите, какие овощи растут на нашем огороде? (лук, капуста, помидор, редиска, огурцы, картошка, морковь, свекла, репка, тыква, чеснок, горох, кабачки, баклажан, хрен, перцы).
• Вспомните, как мы сажали, что делали? (вскопали землю, приготовили грядки, сделали лунки, полили, посадили ростки капусты и помидор в лунки, присыпали землей корни)
• Какие инструменты использовали при посадке? (лопаты, грабли, лейки, совочки).
• Как мы ухаживаем за овощами? (поливаем, пропалываем, окучиваем, рыхлим, пересаживаем)
• Что можно будет приготовить из наших овощей, когда мы соберем урожай? (щи, супы, салаты, тушеную капусту и картошку, т. д.)
Исследовательская деятельность
Определить, что происходит с растениями, если их не поливать.
Трудовая деятельность
Полив овощей на огороде.
Цель: продолжать учить трудиться попарно.
Подвижные игры
«Чур у дерева»
Цели: учить сохранять правильную осанку; развивать ориентировку в пространстве.
«Я знаю пять деревьев…»
Цель: упражнять внимание, память, быстроту реакции.
Индивидуальная работа. «Прыг да скок».
Цель: развивать умение прыгать на левой и правой ноге.
Прогулка 18
Наблюдение за пчелой
Цели: расширять представления о многообразии насекомых, закрепить знания об их внешнем виде и месте обитания;
развивать интерес и наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает загадку и задает вопросы:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела).
• Кто такая пчела? (Это – живой организм, насекомое).
• Опишите ее внешний вид.
• Где обитают пчелы? (дикие пчелы - в дупле дерева в лесу, одомашненные – в ульях на пасеке)
• Чем они питаются? (цветочной пыльцой)
• Какую пользу пчелы приносят людям? (дают мед, прополис, воск, опыляют цветущие растения, укусы пчел применяют в медицине)
• Какой вред пчелы могут нанести человеку? (у человека может быть аллергия на продукты жизнедеятельности пчел)
• Как называют человека, который занимается разведением пчел? (пчеловод)
• Каких насекомых вы еще знаете? (оса, шмель, овод, гусеница, бабочка, муравей, жук, божья коровка, кузнечик, стрекоза, светлячок, комар, муха)
• Где они обитают?
• Какую пользу они приносят человеку?
• Какой вред они приносят человеку?
• Как это проверить?
Исследовательская деятельность
Определить – какие насекомые обитают на нашем участке, где именно, какую пользу они приносят.
Трудовая деятельность
Прополка в огороде.
Цель: научить детей пропалывать овощи на огороде.
Подвижные игры
«Тише едешь – дальше будешь»
Цели: учить действовать по сигналу воспитателя; воспитывать дружеские отношения в игре.
«Чехарда»
Цель: закреплять умение преодолевать препятствия, перепрыгивать их.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произ-вольном направлении.
Прогулка 19
Наблюдение за прохожими
Цель: продолжать формировать представление о человеке, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих:
• Назовите одежду, в которой вы пришли сегодня.
• Почему вы сегодня так одеты? ( Мы одеваемся в соответствии с погодой: когда жарко – мы одеты легко, а когда холодно – то носим теплую одежду, чтобы не замерзнуть.)
• Вы любите носить новую одежду? Почему?
• Как называют новую одежду? (Обновка.)
• А у вас часто появляются обновки? Почему?
• Вспомните, где вы видели или слышали, что животные носят одежду, как люди? (Животные носят одежду в сказках, у настоящих животных есть шерсть, поэтому одежда им не нужна.)
• Какие головные уборы на вас одеты? (кепки, панамки, косынки, бейсболки, шляпки)
• Для чего нужны головные уборы летом? (для защиты головы от солнечных излучений, чтобы не было солнечного удара)
Исследовательская деятельность
Определить интенсивность излучения солнечных лучей ( проверить: где теплее предметы – в тени или на солнце).
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке.
Цель: оказывать помощь дворнику.
Подвижные игры
«Мы — веселые ребята»
Цели: учить слушать команду воспитателя;
развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
«Гуси-лебеди»
Цели: учить действовать по сигналу воспитателя; воспитывать дружеские отношения в игре.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять умение двигаться спиной вперед.
Прогулка 20
Экскурсия на пешеходный мост
Движения: ходьба в приседе, приставным шагом, с высоким подниманием колен; бег на носках, с захлестыванием голени, с кружением; прыжки на двух ногах на месте и с продвижением в разные стороны, с поворотом.
Ход:
1. Перед выходом дети вспоминают время года, месяц, день недели; последний поход. Напомнить, что на мосту мы сможем увидеть много интересного, понаблюдать за утками, голубями.
На маршруте предусмотреть 3-4 игры.
Стоя на мосту, загадать загадку:
Над рекою поперек
Великан в растяжку лег.
Через речку по спине
Он пройти позволит мне (мост).
• Как называется мост, на котором мы стоим? (пешеходный)
• Почему он так называется? (по нему передвигаются только пешеходы, а для любого транспорта он закрыт)
• Что соединяет этот мост? ( он соединяет два района города: Засвияжский и Ленинский).
• Для чего нужны мосты? (они соединяют два берега)
• Из чего сделан мост?
• Что вы видите на реке? (фонтан, водоплавающих птиц - уток)
• Что вы видите на мосту? (пешеходов, голубей, воробьев)
• Как люди относятся к голубям? Что делают для них?
2. На стоянке.
Напомнить детям, что не следует шуметь, бегать, так как птицы боятся шума. Предложить детям раскрошить булочку и покормить голубей и воробушек. Предложить подойти осторожно к перилам моста и посмотреть, и вслушаться в звуки, попытаться услышать пение разных птиц; рассмотреть их, проследить, чем они заняты. Предложить внимательно посмотреть на фонтан: видно ли радугу и почему?
Игры и упражнения:
«Утка, голубь, воробей»
Цели: учить детей реагировать на сигнал, бегать врассыпную, ориентироваться в пространстве.
«Чай – чай, выручай»
Цели: учить детей реагировать на сигнал, бегать врассыпную, ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
3. Дорога обратно.
Последующая работа:
- слушание голосов птиц в аудио- и грамзаписи.
- составление рассказов о том, что увидели на мосту.
- наблюдение за птицами на участке.
- рисование на тему: «Мосты в городе».