катерина котикова
Методическая разработка Картотека прогулок для старших дошкольников на июнь месяц (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Картотека прогулок
для старших дошкольников на июнь месяц
Карточка 1 ИЮНЬ - 1 неделя
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Публикация «Методическая разработка Картотека прогулок для старших дошкольников на июнь месяц (1 часть)» размещена в разделах
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
В июне солнце поднимается все выше, припекает все сильнее. Становится
жарко. После теплых проливных дождей напоенная влагой земля щедро
расцветает всеми красками лета: ярко зеленеет листва, луга все в цветах.
Наступает теплая погода, которая окончательно устанавливается после 22
июня, самого длинного дня. Часто бывают грозы и ливни. Вечером можно
полюбоваться красотой заката, вдохнуть аромат ночных цветов. Ночью
природа не засыпает: в гнездах тихо щебечут засыпающие птицы,
попискивают птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы:
Какие вы знаете признаки лета?
Что делает человек летом?
Какие изменения происходят летом в жизни насекомых?
Птиц?
Животных?
Зачем нужен дождь на лугах, полях, в лесу?
Какие времена года вы знаете еще?
Чем они отличаются друг от друга?
Исследовательская деятельность
Определить, с какой стороны солнце восходит и заходит?
Трудовая деятельность
Уборка участка от мусора и сухих веток.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры
«Смелые ребята»
Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
«Волк во рву»
Цели: упражнять в прыжках. Развивать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Прогулка 2
Наблюдение за подорожником
Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.
Как называют июнь в народе?
Где трава растет гуще, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)
Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
Что происходит с травами после дождей? (Они ярче зеленеют.)
Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
Почему его так назвали?
Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)
Подорожник поднял листочки, как выдумаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)
Кто знает, чем может помочь подорожник?
Кто знает, как можно назвать такое растение? (лекарственное)
Исследовательская деятельность
Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.
Трудовая деятельность
Уборка территории.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Узнай и назови»
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
«Пятнашки»
Цели: закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия.
Индивидуальная работа. Хождение по буму.
Цели: упражнять в соблюдении равновесия; вырабатывать координацию движений.
Прогулка 3
Наблюдение за насекомыми
Цели: уточнить содержание понятия «насекомые»; научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Ход наблюдения
Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.
Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.
Худ да тонок, голосом звонок,
Летит — распевает, сидит — кусает.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)
На ромашку у ворот опустился вертолет — Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)
На большой цветной ковер села эскадрилья — То раскроет, то закроет расписные крылья (бабочки)
Назовите одним словом. (Насекомые.)
Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из
трех частей : голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых летом? (Летом развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.)
Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
Как защищаться от насекомых? Чем питаются насекомые? Как они передвигаются? Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)
Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.) Какие изменения происходят в жизни насекомых летом? (У них появляются детеныши.)
Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)
Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)
Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее возраст. Найти тропу муравья.
Трудовая деятельность.
Очистка участка от мусора : веток и камней. Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Перелет пчел». Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; спускаться вниз; развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой». Цели: тренировать в подлезании, не задевая дугу и веревку; учить действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: улучшать технику бега (легкость, энергичное отталкивание).
Прогулка 4
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в начале лета.
Ход наблюдения
Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.
Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением раннего и позднего лета.)
Объясните, почему люди стали одеваться легче? (Из-за повышения температуры, потепления.)
Что произошло с солнцем? (Оно греет очень сильно, рано восходит и поздно заходит.)
Что стало с водой, которая образовалась после дождя? (Дождь попал на землю, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
Каким стало небо? (Ярко-синим.)
Что произошло с почвой? (Нагрелась, стала просыхать.)
Как изменилась река? (После дождя вода стекает в реки.)
Какая была температура воздуха, когда мы надели головные уборы?
При какой температуре идет дождь?
Чем отличается позднее лето от раннего? Назовите эти отличия. (В начале лета ослепительно сияет солнце. Потеплело. А поздним летом уже становится прохладнее. Зазеленела трава. Появились цветы, ягоды. А в конце лета появляются фрукты, овощи. Птицы звонко щебечут, у них появляются птенцы. Гремят грозы.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от мусора.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;
развивать координацию движений; формировать навыки коллективной деятельности.
Прогулка 5
Экскурсия «Золотой луг»
Движения: ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе, приседе, широким шагом; бег на носках, спиной вперед, с закрытыми глазами, прыжки на двух ногах на месте, в длину и в высоту с разбега.
Природа: зеленый луг, золотистые одуванчики, насекомые.
Ход:
1. Перед выходом воспитатель загадывает загадку:
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал и развеял этот шар.
(Одуванчик)
Дети вспоминают, где растут одуванчики, какого они цвета. Воспитатель сообщает маршрут. По дороге к месту стоянки для упражнения в движениях разносторонне используются естественные природные условия. Кратковременная остановка делается в ельнике, где сумрачно, прохладно, цветовая гамма природы достаточно однообразна. При выходе из него перед глазами открывается огромный яркий луг, усеянный одуванчиками. Дети любуются лугом.
2. Предложить детям «поздороваться» с одуванчиками – наклониться, понюхать, бережно провести ладонью по цветку (он пушистый, мягкий, шелковистый). Воспитатель рассказывает о том, что одуванчики и утром раскрываются, и вечером закрываются в одно и то же время. Они могут предсказать погоду – если днем одуванчик закрывается, значит, будет дождь. Понаблюдать, как над одуванчиком кружатся насекомые. Желтая пыльца служит для них кормом.
Игры и упражнения:
«Ветерок и одуванчики». Все дети – одуванчики, ведущий – ветерок. Дети должны сами найти средства выразительной передачи образа. Воспитатель может использовать в качестве игрового фона фрагменты рассказов.
«Пчелы и одуванчики». Дети договариваются, кто будет пчелами, а кто одуванчиками. Все бегают по площадке. По сигналу дети-одуванчики встают на колено, пчелы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, делают вид, что собирают нектар. Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчел. При новом сигнале дети меняются ролями.
3. Дорога обратно.
Последующая работа:
- повторение стихов, загадок, игр.
- рисование на тему «Золотой луг».
- составление коллективного панно из выполненных рисунков.
Карточка 2 2 неделя
Прогулка 6
Наблюдение за разными видами транспорта
Цели: закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения:
Воспитатель показывает велосипед.
Велосипед – это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нём ездить, нужно ногами крутить педали, а рулём удерживать равновесие.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть велосипед, задает вопросы:
• Что есть у велосипеда?
• Каковы их функции?
• Чем отличается велосипед от машины?
• Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног).
• Какие правила дорожного движения соблюдают, когда двигаются на велосипеде?
На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперёд, я знаю – скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу у пешеходов на виду.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
«Шалтай-Болтай»
Цели: выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.
«Достань флажок»
Цели: учить выполнять прыжки на 2-х ногах на месте, приземляясь на полусогнутые ноги.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
Прогулка 7
Наблюдение за муравейником на экологической тропе
Цели: закреплять знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи — хищники, уничтожают множество насекомых.
А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в
верхнем слое почвы, под асфальтом.)
Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.
Исследовательская деятельность
Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
Трудовая деятельность
Очистка участка от упавших веток и камней.
Цель: продолжать учить трудиться попарно.
Подвижные игры
«Живой лабиринт»
Цели: учить делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
«Чье звено скорее соберется?»
Цель: упражнять в беге.
Индивидуальная работа. «Прыг да скок».
Цель: развивать умение прыгать на левой и правой ноге.
Прогулка 8
Наблюдение за одуванчиком
Цели: учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения
Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается.
Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.
Был он желтым, стал он белым,
Только дунет ветерок,
К облакам взлетит он смело —
Он летающий цветок.
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика? (Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.)
Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.)
Каковы правила заготовки лекарственных растений? (В городе их нельзя рвать. Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.)
Когда закрывается корзинка цветка? Почему в сырую погоду и во второй половине дня?
Исследовательская деятельность
Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
Трудовая деятельность
Уборка в огороде.
Цель: понимать значение этого вида труда для роста и развития растений.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди». Цели: учить действовать по сигналу воспитателя; воспитывать дружеские отношения в игре.
«Скакалка». Цель: закреплять названия растений.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Прогулка 9
Наблюдение за радугой
Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что за чудо — красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.
Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет.
Воспитатель дает детям задание, задает вопросы.
Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу.
Когда исчезнет радуга?
Когда она может появиться?
Что это за явление — радуга?
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке.
Цель: оказывать помощь дворнику.
Подвижные игры
«Мы — веселые ребята»
Цели: учить слушать команду воспитателя;
развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
«Гуси-лебеди»
Цели: учить действовать по сигналу воспитателя; воспитывать дружеские отношения в игре.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять умение двигаться спиной вперед.
Прогулка 10
Экскурсия «Птицы в июне»
Движения: ходьба в приседе, в полу приседе, приставным шагом, с высоким подниманием колен; бег на носках, с захлестыванием голени, с кружением; прыжки на двух ногах на месте и с продвижением в разные стороны, с поворотом.
Природа: птицы (оперение, голоса, поведение, гнезда).
Ход:
1. Перед выходом дети вспоминают время года, месяц; последний поход. По пути задать вопросы о погоде, которая стоит сегодня, вспомнить правила поведения на улице.
Загадать загадки:
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо).
На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы).
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его…. (скворец).
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,
голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).
На маршруте предусмотреть 3-4 игровых момента.
2. На стоянке.
Напомнить детям, что не следует шуметь, так как птицы боятся шума и перестают петь. Предложить детям тихо разойтись и внимательно вслушаться в звуки, попытаться услышать пение разных птиц; рассмотреть их, проследить, чем они заняты.
Игры и упражнения:
«Птицы вьют гнезда». Дети изображают птиц: летают, клюют зерна. По сигналу они должны найти себе пару, подбежать к любому дереву, принять позу стоя на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки. Придерживаться правила: бегать бесшумно, легко, не кричать.
«Птицы и кукушка». Перед началом игры загадать загадку: «Какая птица гнезда не вьет?» У каждой птицы гнездо. Только кукушка остается в стороне – у нее нет гнезда. На слова: «Птицы по лесу летают, комаров, мошек ищут» - все бегают по поляне, вместе с ними кукушка. На слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо, оставшийся без гнезда становится кукушкой.
3. Дорога обратно.
Последующая работа:
- слушание голосов птиц в аудиозаписи.
- повторение игр на участке.
- наблюдение за птицами на участке.
- рисование на тему: «Лето. Птицы».