Ольга Ощепкова
Консультация для педагогов дошкольного образования «Как научить младшего дошкольника играть в шашки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования, планирующих обучать детей младшего дошкольного возраста игре в шашки.
В пособии изложены разные приемы обучения с видео материалами, представленные в виде игровой деятельности, что очень доступно для маленьких детей.
Содержание
Введение…. 4
1. Этапы работы…6
1.1. Знакомство с доской…. 6
1.2. Бравые солдаты…. 7
1.3. Болотные кочки…. 8
1.4. Кошки-мышки…9
1.5. Разные варианты…9
2. Заключение…. 10
Публикация «Консультация для педагогов дошкольного образования „Как научить младшего дошкольника играть в шашки?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Консультация для родителей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
3. Список литературы….11
4. Приложение …12
Введение
Нужно ли учить младшего дошкольника играть в шашки?
Если да, то с чего нужно начать?
В настоящее время играть в шашки и шахматы стало модно.
Государство разработало ряд программ, которые активно внедряют эти игры в школах и детских садах. Обучают воспитателей и учителей методики преподаванию шахмат.
В прошлом году региональным Министерством образования и науки в соответствии со Стратегией развития Челябинской области до 2020 года был разработан образовательный проект "ТЕМП" (Технология + Естествознание + Математика + Педагогика). Данная инициатива в первую очередь направлена на профориентацию и повышение мотивации школьников к выбору инженерных специальностей, требующих таких качеств, как интуиция, хорошая память, умение логически мыслить, целеустремленность, умение принимать верные решения. Как известно именно игра в шахматы и шашки развивает эти способности у ребенка.
Также в Челябинскую область был приглашен Сухин Игорь Георгиевич - Старший научный сотрудник "Института стратегии развития образования Российской академии образования", руководитель Интернет-проекта –"Сайт Шахматного всеобуча", кандидат в мастера по шахматам, автор Федерального курса "Шахматы – школе", который провел курс обучения для воспитателей и учителей «Шахматный всеобуч»
После прохождения курса «Шахматный всеобуч», и под питавшись энергией Игоря Георгиевича, я стала учить детей играть в шахматы, а с детьми младшего дошкольного возраста, в шашки, для этого разработала ряд приемов по обучению детей игре в шашки.
Актуальность: Игра в шашки отлично развивает в ребенке, такие важные качества, как память и логическое мышление. Помимо этого, для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Ранний старт необходим, так как он позволяет воспитать гармонично развитого ребёнка. Неслучайно за шахматной доской в детстве много времени проводили знаменитые писатели, такие как Пушкин, Лермонтов и Тургенев.
Данная работа позволяет решить ряд задач:
• Развить логическое мышление детей младшего возраста;
• Повысить уровень математических знаний;
• Сформировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
Для обучения нам понадобится:
Один набор шашек и доска на каждых два ребенка;
Большая настенная, магнитная доска для показа;
Набор магнитных шашек для магнитной, настенной доски;
Стаканчик или тарелочка для каждого игрока;
Приветствуется наличие проектора и ноутбука, для показа мультфильмов, которые имеются в приложении к методической разработке, а также для физминуток.
Обучение проводится систематически 1-2 раза в неделю, как групповое, так и индивидуальное продолжительностью не более 15 минут.
1. Этапы обучения
1.1. Знакомство с доской
На первых занятиях мы знакомим детей с доской. Обсуждаем с детьми такие вопросы как:
- Какой формы доска? (квадратная)
- Сколько у нее углов? (четыре)
- Что доска делиться на клеточки.
- Клеточка имеет форму квадрата.
- Клеточки черного и белого цвета.
Сравнить одну клеточку и доску по размеру, ввести понятия больше, меньше.
Знакомимся с понятием строчка и столбик. Дети выходят к доске считают сколько столбиков и сколько строчек на доске.
- Считают сколько в одной строчке черных клеточек;
- Сколько в одной строчке белых клеточек;
- Сколько черных клеточек в одном столбце?
- Сколько белых клеточек в одном столбце?
Дети приходят к выводу, что их поровну.
Все эти вопросы развивают математические способности у ребенка: цвет, счет, форма, размер.
1.2. Бравые солдаты
На первом этапе необходимо научить детей расставлять шашки.
Для этого нужно представить каждую фигуру в виде бравого солдата.
Солдаты стоят строго каждый на своем месте. У нас будет два поля и солдаты будут делиться на танкистов и моряков. Танкисты на одной стороне поля, а моряки на другой. В каждой строчке по четыре солдата. (дети в возрасте 3-4 года уже хорошо считают до четырех)
Показать на экране видео, как расставлять правильно шашки (солдатов). Во время просмотра, дети повторяют те же действия, что на экране, только каждый на своей доске. Также дети должны выйти к большой настенной доске и правильно расставить шашки.
1.3. Болотные кочки
Следующий этап будет называться «Лягушки на болотных кочках»
Это уже другая история, в которой поле превращается в болото. На болоте есть кочки, по которым будут прыгать лягушки. Кочками будут являться черные клеточки, лягушки это будут наши шашки. Если лягушка наступит на белую клетку, то она УТОНЕТ. Этого допустить нельзя.
Просмотр на экране небольшого видео «Болотные кочки». Дети выходят к большой настенной доске и пробуют «прыгать» (передвигать) по полю «болоту», затем каждый у себя на столе проделывает это действие.
1.4. Кошки-мышки
Это самый интересный процесс, который детям очень нравиться.
Здесь мы опять оживляем наше поле. Главными героями на этот раз будут Кошки и Мышки.
Кошки любят лакомиться мышами, поэтому в лапы ей попадаться нельзя.
С каждой стороны поля мы расставляем кошек, как расставляли солдатов. Двигаемся по полю, как лягушки по кочкам.
У кошек с каждой стороны свой цвет. С одной стороны - белые, с другой - чёрные. Если черная кошка подходит близко к белой, то белая тут же превращается в мышку и кошки её съедает. И так же наоборот (здесь обязательно мы проговариваем такие слова «Ням-ням» и кладем съеденную мышку к себе в тарелочку или стаканчик, который нужно приготовить заранее каждому игроку)
Просмотр видео, на котором показано, как кошка может съесть мышку.
Подвижная игра «Кошки мышки» (см. приложение)
Затем дети демонстрируют на большой доске, как кошка ловит мышку.
После этого дети начинают обыгрывать этот момент у себя на рабочем месте.
1.5. Различные варианты игры в шашки
В шашки есть два варианта игры это «классический» (выигрывает тот, у кого на поле остались шашки) и «поддавки» (выигрывает тот, у кого на поле не осталось шашек).
На начальном этапе детям больше нравится вариант «поддавки», т. к. они преследуют цель больше срубить шашек противника, а не спрятать свою шашку от сруба.
5. Заключение
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.