Елена Наумкина
Опыт работы «Использование инновационных технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в ДОУ»
Использование инновационных технологий в ДОУ.
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:
*здоровье сберегающие технологии;
*информационно-коммуникативные технологии;
*игровые технологии;
*технологии проектной деятельности;
*личностно-ориентированная технология.
Но педагогам недостаточно знаний о новых технологиях, важно уметь применять их в своей деятельности с детьми.
Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в ДОУ“» размещена в разделах
Моей целью является создание такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать развитию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его индивидуальности.
Для педагога, который овладел технологиями на практике, главным ориентиром будет саморазвитие ребенка.
Новые педагогические технологии должны отвечать требованиям:
1. Концептуальность (воспитание детей должно основываться на определённой научной концепции).
2. Системность (нововведения должны быть целостными, логичными, а все их элементы взаимосвязанными).
3. Управляемость (у коллектива должна быть возможность ставить перед собой цели, планировать свою деятельность и в процессе деятельности корректировать те или иные моменты).
4. Воспроизводимость (технологии должны быть эффективны вне зависимости от личности воспитателя, который применяет её в своей работе).
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
* физкультурные занятия;
* подвижные игры;
* утренняя гимнастика;
*гимнастика после дневного сна;
*пальчиковая гимнастика;
*дыхательная гимнастика;
*физкультурные досуги, праздники;
*коммуникативные игры;
*система бесед из серии «Урока здоровья»;
*игротерапия;
*самомассаж.
Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно разделить на три подгруппы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
• закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
• проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
• проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
• сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Технологии проектной деятельности
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.
На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дат возможность ребнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, почувствовать уверенность в своих силах.
Результатом работы стали такие проекты как: «Осторожно, огонь!»-краткосрочный; «Широкая масленица»-творческий; «Всемирный день спасибо сегодня отмечаем. И говорим: «Спасибо!- всем, тем кто нас окружает» -позновательный, творческий.
Проект объединяет все образовательные области развития детей. Происходит интеграция между способами решения учебных и творческих задач, способами мыслительной, художественной, речевой и другими видами деятельности. В результате, формируется полное видение картины окружающего мира. Процесс реализации проекта даёт детям возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Коллективная работа развивает коммуникативные и нравственные качества детей. Проектная деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач, которые требуют интеграции знаний из разных предметных областей.
Виды проектов:
*практико-ориентированные;
*исследовательские;
*творческие;
*игровые;
*информационные.
Личностно-ориентированные технологии.
Данная технология направлена на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития ребёнка и реализации его природных потенциалов. То есть личностно-ориентированные технологии отличаются гуманистической направленностью и нацелены на разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка. Воспитатель и дети вместе выбирают цель и способы решения той или иной проблемы, при этом они находятся в сотворчестве и сотрудничестве, ребёнку даётся свобода выбора. Воспитатель находятся рядом с детьми, не мешает им творить, принимают и понимают их позицию, бережно относятся к результатам детской творческой деятельности
Информационно- коммуникативные технологии.
Коллектив нашего Центра шагает в ногу со временем! Одним из инновационных направлений являются информационно-коммуникационные технологии. Их применение становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
На сегодняшний день воспитателями специалистам доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. В арсенале Центра на данный момент имеется: сеть интернет, несколько компьютеров, мультимедийный проектор, ноутбук, телевизоры, а также принтер, сканер, музыкальный центр, фотоаппарат,
Педагогам ИКТ помогают получить дополнительную информацию, разнообразить наглядный материал к НОД.
Игровые технологии.
Игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Используя в практике игровые технологии мы решаем ряд задач:
* воспитываем элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
* способствуем использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формируем у дошкольников нравственную культуру миропонимания; совершенствуем у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка, воспитатель подбирает такие игры, которые раскрывают и развивают талант дошкольника.
Итак, все инновационные технологии направлены на повышение качества дошкольного образования.
Для детей-обучение интересное, в игровой форме.
Для родителей-эффективное обучение (подготовка к школе).
Для воспитателей-положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями.
Литература:
1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М. : ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
3. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
5. Киселев, А. С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития : учеб. -метод. пособие [для вузов по направлениям пед. образования] / А. С. Киселев. – СПб. : Кн. дом, 2007. – 217 с., 1 л. портр. – (Научно-методические материалы "Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии" ; 7).
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат и др. ] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 1999. – 224 с
7. Сумнительный, К. Е. Инновации в образовании: вымысел и реальность / – М. : Чистые пруды, 2007.