Елена Михелева
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство взрослых людей знают, что здоровье человека закладывается с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжение всей его жизни. Причём заботиться надо как о физическом, так и о духовном состоянии.
Согласно данным научных исследований здоровье обуславливается на :
на 50% - образом жизни
на 20% - наследственностью
на 20% - состоянием окружающей среды
и примерно на на 10% - возможностями медицины.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Вот и получается, что здоровый образ жизни играет большую роль для человека.
Здоровый образ жизни это есть поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья.
У детей здоровье занимаем самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только когда маленький человек будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее перенесёт переданный взрослым опыт в самостоятельную деятельность, разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью. Следовательно, важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить разумно и бережно относиться к своему здоровью.
Для формирования здорового образа жизни у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Вся работа по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется комплексно, в течение всего дня. Используются, как и у всех разнообразные здоровьесберегающие технологии :
спортивные досуги, праздники;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
дыхательная гимнастика;
прогулки –походы;
эстафеты-соревнования;
спортивные и подвижные игры на прогулке;
занятийная деятельность по ЗОЖ.
О некоторых я хочу вам рассказать.
Каждое утро начинается с утренней гимнастики на свежем воздухе.
Цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу
Зарядка для детей на улице - это прекрасный способ взбодриться, насытить организм кислородом и снабдить энергией. Это одновременно и закаливание, и повышение мышечного тонуса.
А регулярное проведение утренней гимнастики на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
К тому же, зарядка утром на улице – это необыденное и интересное начало дня.
Проведение гимнастики на свежем воздухе определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от климатических условий. Если погода не даёт возможности провести гимнастику на улице, то проводим в хорошо в проветриваемом зале.
Гимнастика проводиться с предметами и без.
А заканчивается комплекс звуковой дыхательной гимнастикой. Так как для эффективности звуковую гимнастику необходимо по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. При выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле.
В занятийную деятельность включаем кинезиологические упражнения. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» проводиться за столом.
Дети с удовольствием меняют три положения руки — кулак-ребро-ладонь. Предлагаем выполнять сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Затем предлагаем самим давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).
Упражнение «Ухо-нос»
Предлагаем детям левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Проводим с детьми дыхательные кинезиологические упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Упражнение «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
Конечно большое значение уделяем гимнастике после сна.
Начинаем проводить гимнастику пробуждения с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Исключаем резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем предлагаем детям перейти в хорошо проветренный спортивный зал босиком. Гимнастика проходит при открытой фрамуге. Предлагаем комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия: разогревание стопы и ладоней, перекаты с пятки на носки.
Проводим с детьми массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Упражнение «Поиграем с ручками»
Дети растирают ладони до приятного тепла.
- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Хочу поделиться с вами одной из технологий, которая способствует укреплению здоровья детей. Это самомассаж!
Проводим хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируем ритмичными хлопками.
Самомассаж стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняем лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.
Массажными мячиками массируем стопу ног, все части тела прямыми и круговыми движениями.
Дети встают друг за другом по кругу и массируют спину впереди стоящему.
Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.
Зрительная гимнастика по Аветисову рекомендована детям. Мы используют его упражнения во время занятийной и свободной деятельности. Это помогает детям отдохнуть и не отвлекаться.
Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений
Эта группа упражнений способствует улучшению микроциркуляции жидкости внутри глаза и стабилизации кровотока. Выполнять упражнения нужно в указанной последовательности. Предлагаем детям:
1. Сжимать и разжимать веки, задерживая каждое положение на 3-5 секунд.
2. Быстро моргать 25 секунд, пару секунд отдыхать и повторить моргание.
3. Минуту массировать сомкнутые веки подушечками указательных пальцев.
4. Легко придавливать глазные яблоки сквозь веко по 3 секунды. После отдыха повторить упражнение 3-4 раза.
5. Подушечками указательных пальцев легко надавливать на кожу надбровной дуги, оказывая сопротивление мышцам лба и подвижного века. Рекомендуется повторять упражнение 6-8 раз.
Вот адаптированный для нас комплекс, который мы проводим с детьми :
1. Сначала нужно вдохнуть воздух и задержать дыхание. В этот момент взгляд должен быть направлен в точку между бровей. Через несколько секунд взгляд меняет свой фокус. А затем возвращается в начальную точку;
2. Это движение похоже на рассмотренное перед этим. Разница в дом, что при его выполнении взгляд концентрируется на самом кончике носа;
3. Теперь нужно на вдохе посмотреть вправо. При выдохе взгляд возвращается в начальное положение. Повторять движение так, чтобы взгляд был направлен влево;
4. Сделав вдох, посмотрите влево-вверх. Задержав дыхание, переместите взгляд в противоположную сторону. Далее повторяем это, но теперь взгляд будет перемещаться сначала вправо и одновременно вверх, и в противоположную сторону;
5. Делая вдох, взгляд нужно перемещать по кругу. Начинают с верхней точки, взгляд перемещается правее, теперь вниз, по кругу влево, вверх, после этого в начальное положение. Потом взгляд перемещается в противоположном направлении.