Ирина Глухова
Методическая разработка «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями и сказкой для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и речевого развития.
В коррекционной работе для детей с нарушением речи педагоги успешно применяют метод использования массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями.
Публикация «Методическая разработка „Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями и сказкой для детей“» размещена в разделах
Симпатичный шарик с шипами («ёжик», лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.
Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью мячей «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к простым упражнениям;
Цель:
-Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.
Программные задачи:
-Развивать связную речь детей
-Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения, способствовать развитию разговорного общения, поощрять активность, любознательность.
-Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу.
- Развивать тонкую моторику с использованием массажных шариков.
-Активизировать познавательный интерес к упражнениям, формировать потребность в их выполнении.
- Способствовать развитию положительных эмоций, навыков общения;
Оборудование: Массажные шарики, мячики-ёжики (по количеству детей).
Ход:
- Ребята, сегодня к нам пришёл гость, но, чтобы узнать кто он- нужно отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий,
на нём иголки просто кучей.
- Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)
Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)
Назовите семью ежей (папа-ёж, мама- ежиха, детёныши- ежата)
-Молодцы ребята, а ведь у нас в группе тоже живут маленькие шарики, очень похожие на ёжиков (показ коробочки с массажными шариками).
- А чем они похожи? (колючие, круглые, шустрые)
Ёжики у нас цветные-посмотрим, кому какой достанется.
Сейчас возьмём их в ручки, и расскажем нашему гостю сказку, которая так и называется «Ёжик» :
Жил-был ёжик (показываем шарик массажёр).
Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки)
«Колючий ёж»
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»).
Как-то раз, пошёл ёжик гулять (катаем по кругу на ладони).
Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно, а там встретил мишку косолапого.
«Мишка, Мишенька, медведь научи меня реветь!»
- Как мишка ревёт, ребята? (Ээээээ). Медведь большой, а ёж (маленький). А знаете, что любит мишка кушать? (мёд) «вкусное варенье»
Вернулся ёжик на полянку (катаем по кругу на ладони, опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу, заметил зайку. Зайка серенький сидит и ушами шевелит!
-Как зайка шевелит ушками! Заяц пушистый, а еж (колючий)
«Прыг-скок, прыг-скок, зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, всех ребят играть зовёт!» «лошадка», «пулемёт»
Физминутка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Вдруг ёжик заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу, снов вернулся на полянку (между ладонями, Ежик маленький замерз и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью). Солнце ежика согрело, ёжик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик).
Посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику, бежал и повстречал лису. Какой у лисы хвост? (пушистый) А как лисичка виляет хвостиком (давайте покажем это действие с помощью язычка). «часики»
-Ребята, а давайте порадуем лису и расскажем о ней чистоговорки.
«Са-са-са: в норке спит лиса. Су-су-су: смотрим на лису. Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы. Се-се-се: знаем сказки о лисе».
- В каких сказках нам встречается лиса (ответы детей) У лисы лисята, а у ежа (ежата).
Вернулся ёжик на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Повстречал там петушка.
-Ребята, как петушок будит всех с утра (ку-ка-ре-ку)
Петушок распетушился,
Но подраться не решился.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони, увидел деревце и обежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его.
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: дует, дует ветерок! Воздух носиком вдыхаем, так себя мы охлаждаем. (Вдох через нос, выдох на ладонь руки). Губы окошком, язычок за верхними зубами- ШШШ-теплый воздух, губки улыбнулись, язычок за нижними зубками-СССС- холодный воздух.
Вдруг ёжик услышал, как кто-то шуршит. Это была мышка. Мышка сушек насушила в гости кошку пригласила, кошка сушку кушать стала и чуть зубки не сломала (дети повторяют скороговорку).
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправился домой, по дороге ему встретился Волчок-серый бочок. Глядя на луну, они вместе спели песенку -УУУУ! (дети повторяют «У-у-у-у! Уу-у-у-у! Воют волки на луну» «трубочка»). Ёжик покатился к дому (катаем шарик между ладонями).
«Игра с ёжиком»
Ёжик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
(жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом).
Ёж в свой домик убежал,
Нам спасибо пропищал (убираем шарики в коробку).
Ёжику понравилась сказка, а вам? О ком рассказывалось в сказке? (о ёжике). А куда пошёл ёжик гулять? (на полянку, тропинку). Куда забирался? (На горку). Кого повстречал ёжик на прогулке?