Елена Герасименко
Использование картин ставропольских художников в совершенствовании связной речи у дошкольников
Развитая речь является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, т. к. дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.
Проведя педагогический анализ знаний, я обнаружила проблему. У детей моей группы недостаточно развита речь, а развитие навыков связной речи является основной задачей подготовки к дальнейшему обучению.
Я изучила методики способствующие развитию речи детей и остановилась на обучение детей рассказыванию по картинам.
Публикация «Использование картин ставропольских художников в совершенствовании связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ставропольский край, Ставрополь
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Свою работу с детьми по формированию навыков связной речи начала с составления перспективного плана по изучению картин Ставропольских художников. Для обучения детей составлению описательных рассказов по картине, мы использовали модели (план схемы). Они, помогают детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.
Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.
Для примера приводим вариант картины П. Горбань «Весенний ручей»
Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Расскажите о ваших впечатлениях от картины.
Что же интересного увидел художник?
Да, художник увидел весенний разлив реки, затопившей пологие берега.
Послушай те как я вам расскажу: - Это явление называется "половодье". Полая вода - значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Она повсюду, прозрачная, светло- голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз.
А есть ли в картине солнце?
Как вы узнали?
Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаем о нем. Солнце еще неяркое, но чувствуется его тепло.
А что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, в ней и приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры.
Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы детей.) Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвета природы.
Как бы вы назвали эту картину?
Художник назвал ее «Весенний ручей».
Во второй части занятия предлагаю составить описательный рассказ по картине. Наиболее удачные можно записать и изготовить книжку-самоделку с детскими рассказами и рисунками.
Для реализации поставленных мною задач я создала развивающую среду. Был создан уголок «Моё Ставрополье». В нем, в соответствии с возрастом и программой размещены пейзажи художников и фото работы. Ребята с удовольствием рассматривают картины и обсуждают.
В процессе работы я применила такой практический метод, как игра он наиболее эффективен и доступен для ребят. Например: лото «Подбери автора» с карточками, содержащими иллюстрации картин, которые мы выкладывали вокруг художников;
«Что нужно художнику» с карточками, содержащими принадлежности художника;
«Определи жанр» где ребята с удовольствием раскладывали картины;
«Собери картину» с разрезными вариантами.
Играя, ребята применяют приобретённые ранее знания: ещё и ещё раз запоминая зрительно и откладывая у себя в памяти всё увиденное.
Благодаря помощи родителей у нас возникли новые альбомы для самостоятельного изучения: «Художники Ставрополья», «Портреты», «Натюрморты», «Пейзаж», чтобы дети успешно могли усвоить пройденный материал.
Для того чтобы у детей закрепились знания, данные в детском саду, я работала с родителями группы. Использовала разнообразные формы - индивидуальные, групповые, консультации, беседы. Организовала выставку детски рисунков: «Портрет мамы», «Лес осенью». Провела консультацию «Развиваем речь прививая интерес к живописи».
Благодаря целенаправленной и систематической организации занятий, наблюдений на прогулках, использованию развивающей среды в совместной и самостоятельной деятельности у детей улучшились показатели только.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что все применяемые формы работы, открывают большие возможности для развития навыков связной речи, пополнения словаря и построение грамматически правильной речи.