Дарина Слепцова
Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» на занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Использование игрового набора
«Дары Фрёбеля на занятиях в ДОУ»
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Методическая разработка „Использование игрового набора „Дары Фрёбеля“ на занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
Познавательное развитие: развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач; создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира; формирование начал самопознания.
Это большая помощь педагогам, которая возможность решать педагогические задачи играя с детьми в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как это происходит?
Возьмем самых маленьких наших воспитанников, детей ясельного возраста от 2 до 3 лет.
Так как основная их среда и возможность познавать мир – это сенсор, то есть то что можно потрогать, понюхать, покатать, покатать по щекам, по ручкам, побегать, попрыгать.
Поэтому первыми нашими помощниками являются вязанные мячики (набор №1) Что они из себя представляют?
Первый набор состоит из мячей. Мяч — самая простая и понятная ребёнку фигура. Он как раз такого размера, чтобы его могла обхватить детская рука.
В наборе есть разного цвета мячики, у них есть веревочки, похожие на петельки, чтобы можно было надеть на руки.
И так как мы живем тематическими неделями, а сейчас зима, мы живем зимними забавами, и эти дети умеют играть в снежки.
И мы им говорим: Ребята. А вы умеете делать снежки?
-Да – отвечают они.
- Тогда выберете себе любой снежок, любого цвета.
Дети берут снежок в руки и дальше мы начинаем его катать. Этим мы развиваем мелкую моторику.
Они его могут катать по поверхности. Они его могут катать в ладошках, мы его катаем везде.
Обычно это вызывает у них смех и юмор. Им нравиться.
- Красивый получился у нас снежок. Показали друг другу.
- Что же дальше делать снежками? Бросаем – отвечают они.
- И мы дальше бросаем друг другу снежки. Разговариваем, рассказываем стихи и этим самым мы снимаем лишнюю агрессию у детей, развиваем координацию движений, а они играют.
- Но вот ребята устали, и наши снежки тоже. Что же с ними делать?
- Надо их покачать.
- Ребята ложатся на ковер. Закрывают глаза, берут свой снежок в руки и начинают его убаюкивать. При этом могут петь песенку. А могут просто надеть на руку и раскачивать как маятник.
- Но вот наш снежок отдохнул, успокоился, и теперь мы можем устроить соревнование.
- Мы можем поставить ведро и отойдя всего на 1 шаг попытаться бросить туда наши снежки.
Так вязанные мячики выполняют роль заместителя. Тем самым помогая нам развивать ребят в игре.
Еще один Дар Фребеля (набор J2) который является важным для этого возраста – это такая доска, в которой можно вставить мозайку. В набор еще входят веревочки – шнуровки. Это делает игру более интересней и также развивает мелкую моторику и координацию то, что в этом возрасте развивается активно, но занимает много времени у ребенка.
- К нам в гости приходит Зайчик.
- Здравствуйте. - говорит Зайчик.
- Помогите мне пож-та. Я запутался в своих следах.
- Взрослый выкладывает три первые следа. Дальше могут присоединиться дети. Следы могут быть разного цвета.
- Но очень надо помочь Зайчику распутать следы.
- Как же это сделать?
А у нашего Зайчика есть волшебная веревочка, которая соединит следы вместе, тем самым помогая зайчику найти дорогу домой. А зайчик благодарит нас и обязательно с нами потанцует и споет.
Набор J1. Они включают в себя предметы разной формы, разного цвета – это цилиндры, кубы, шары. В одних есть отверстия, в других нет. В набор также входит веревочка – шнурочек. Таким образом, мы можем строить дома, если нам не нужна веревочка.
В этом возрасте ребята могут строить не по образцу, а просто.
- Давайте, построим большой, высокий дом. Цель: построить дом.
- Если нам нужна веревочка, то мы берем деталь с отверстиями и собираем, например бусы на елку и повесить как гирлянду, или бусы маме. Подарок на 8 марта.
- А еще мы же делали снежные комочки, они были у нас из снега. Снег состоит из снежинок. Ребята трогая снег знают уже об этом, что снежинки дружат, они сцепляются между собой и становятся одним большим комком.
- Но что делать если подул ветер и снежинки разлетелись и они могут не найти друг друга?
- Для того чтобы нам, ребята, защитить снежинку, чтобы ее ветер не сдул, нам надо оградить ее от ветра. И нам помогут в этом еще одни Дары Фребеля набор №6 – это бруски. Они не имеют цвета.
Важно чтобы ребенок закончил и не оставил дырочку. Чтобы мы понимали, что домик со всех сторон ровный.
- Конечно, мы должны попробовать, что у нас получилось. Снежинка наша улетит или нет. Наклоняемся, и дуем. Снежинка на месте. Мы помогли ей.
Все занятия сопровождаются стихами, и с музыкой. И все дары Фрёбеля лежат в зоне доступа ребенка. Потому что у маленьких детей часто рождаются свои мысли по украшению дома, и мы их поддерживаем.
- Это развитие фантазии. Они могут усложнять.
- А давайте, сверху накроем снежинку, чтобы она не улетела.
Следующий возраст от 4 до 5 лет. Это возраст активного познания мира, активного использования словарного запаса. Поэтому простое задание как собрать бусы уже не интересно, им нужен рассказ.
Можно поиграть в игру «Настроение». В этой игре нам поможет набор
№ 9.
То грустный, то веселый,
То хмурый, то смешливый
Бывает и ребёнок и взрослый человек.
Взрослый рассказывает детям о необычной стране, в которой есть города, где все жители всегда, чтобы ни случилось, или веселые (радуются, улыбаются, или печальные (грустные, или испуганные (дрожат от страха) или сердитые (хмурятся и злятся). Затем взрослый отбирает группу детей и по секрету сообщает им, жителями какого города они будут. Далее перечисляет события, которые происходят в этом городе. Например, запретили играть, или исчезли все игрушки. И группа начинает фиксировать лица своих жителей с помощью этого пособия. Говорить при этом не разрешается. Остальные дети угадывают, в каком городе живет эта группа детей.
Когда дети угадали, взрослый поясняет, по каким признаком им это удалось узнать.
Можно усложнить игру. Добавить другие эмоциональные состояния например, стыд, обида, страх.
Тем самым, мы формируем первичные представления о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении. Развиваем эмоциональный интеллект.
Для формирования первоначальных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, для развития творческого мышления можно поиграть в игру «Пир на весь мир».
Взрослый рассказывает детям, что такое праздники, семейные традиции. Как могут дети участвовать в них. Например, помогая сервировать стол.
Для этого дети делают из набора (набор № 4, 6) мебель столы и стулья и сервируют стол, предлагаем придумать и приготовить различные блюда из набора (набор №7)
Например, пиццу Маргарита, торт, салат из помидоров, сыра и листьев салата, блюдо макароны, мясо, сыр.
Используем мы их и с целью развития речи. Возрасте от 5 лет развитие речи у ребенка имеет очень огромное значение, поэтому дети с удовольствием рассказывают, сочиняют сказки. А также играют.
Игра «Знаки дорожного движения». Цель игры: дать первоначальные представления о необходимости соблюдения правил дорожного движения, основ безопасного поведения на дороге.
- После рассказа о знаках дорожного движения взрослый демонстрирует некоторые знаки и предлагает детям собрать предложенные знаки из набора.
- Когда знаки будут собраны, выбирается из детей «автомобилист», который расскажет, что эти знаки обозначают.
Для усложнения задачи: ребенок придумывает и собирает свой собственный знак, а остальные дети должны догадаться, что этот знак означает.
Дети подготовительной группы очень любят играть в магазин. А в любом магазине должны быть деньги. Игра «Магазин».
- Я – ребенок продавец. И у меня есть товар – машинка, кукла и т. д. Все остальные дети – покупатели. У них есть деньги. В этом нам помогают фишки, которые в пособии (набор №10) представлены разного цвета и выполняют роль денег.
- Мы играем в магазин, а на самом деле мы проигрываем ситуацию счёта – это математика. Каждому ребенку раздается определенное кол-во фишек – денег. Все дети считают, чтобы у остальных детей было поровну. А дальше мы выставляем ценник – цифрой. Машинка стоит 5 денег, кукла стоит 10 денег. И продавец говорит:
- Я могу продать тебе куклу, если вы мне дадите 10 денег.
Он выполняет важную миссию – он соотносит цену на ценнике и говорит её вслух. Поэтому на эту роль сначала выбирается ребенок у которого есть уже начальная стадия математических знаний. Ребенок покупатель говорит:
- У меня есть 10 денег, это же всё что у меня есть. И дальше перед покупателем встает выбор – отдать все деньги или выбрать машинку и оставить себе в игре еще денежки.
Так мы проигрываем социальные роли и решаем педагогические задачи основанные на математике.
Эти фишки помимо игровой модели можно использовать еще и как учебную модель.
Они могут пересчитывать, прибавлять.
-Можно делать задачи: Было 3 игрушки. Пришел Денис и принес еще две игрушки.
- обращаем внимание на то, что теперь нет игрушек, а есть символы. Три и две. Дальше уже решение задачи: если у нас уже есть 3 игрушки и появились еще две, значит, мы к трём прибавили два и получили 5. Тем самым мы начинаем решать задачи. Дети уже начинают понимать, что это решение, а вот условие.
Эти фишки универсальные. Они могут быть использованы и в конструировании. Это и глазки снеговика, или нос. Мы можем закрашивать пространство, мы можем использовать и как украшение. То есть использовать так как мы хотим.
Что еще интересно детям этого возраста?
Им интересно знать свойства разных предметов. И в этом поможет следующий Дар Фрёбеля набор №2 – это пособие рассчитано на элементы физики. Оно включает в себя три формы, с которыми можно экспериментировать – это цилиндр, это куб, это шар.
- И дальше мы выясняем, почему куб не катается, а шар катается. Что ему помогает? Отсутствие углов. А почему цилиндр может кататься, а может не кататься.
- Почему цилиндр повесить за центр, вводим понятие центр, будет висеть ровно, а если повесить за край, он не будет висеть или висеть криво. Смещается центр тяжести.
Дальше дети экспериментируют сами, а мы задаём наводящие вопросы.
Таким образом, Дары Фребеля используются во всех возрастных группах.
И оттого как ребенок начинал использовать Дары Фрёбеля он знакомится с различными понятиями, он учиться играть, уходит от игровой деятельности в учебную модель и осваивает, играя те понятия, которые давались бы в учебной модели и тяжело бы усваивались.