Альбина Ковшова
Методическая разработка «Интерактивные технологии как средство повышения профессионального мастерства педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания – самый легкий;
Путь личного опыта – самый тяжелый путь.
Конфуций
Актуальность данной разработки обусловлена необходимостью внедрения системы интерактивных форм и методов в методическую работу дошкольных организаций, поиска и освоения современных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, с одной стороны, и недостаточностью разработанных сценариев таких форм работы, с другой стороны.
Публикация «Методическая разработка „Интерактивные технологии как средство повышения профессионального мастерства педагогов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.
Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.
Перед старшим воспитателем зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.
1.2. Целью написания методической разработки является обобщение имеющегося опыта по внедрению интерактивных методов и приемов в методическую работу старшего воспитателя с педагогами ДОУ. Раскрытие научно-методических подходов моделирования и организации системы работы в данном направлении.
Данная цель была реализована путем решения следующих задач:
1. Описание системы по применению интерактивных технологий в методической работе старшего воспитателя
2. Формулирование основных правил организации работы с педагогами.
3. Разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных форм, методов и средств, применяемых в методической работе
1.3. Новизной данной разработки является обобщение опыта по использованию интерактивных технологий в методической работе с педагогами.
Данная методическая разработка может быть полезна и значима для
заместителей и старших воспитателей образовательных организаций дошкольного уровня, поскольку имеет описание интерактивных методов и форм работы с воспитателями.
1.4. Ожидаемый результат
Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В результате использования интерактивных технологий у воспитателей происходит:
- стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
- повышение уровня активности и самостоятельности;
- развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
- развитие стремления к сотрудничеству
- положительная динамика мотивации педагогов к профессиональному росту.
2. Основная часть
2.1. Сущность интерактивных методов обучения
Внедрение интерактивных технологий обучения – одно из важнейших направлений совершенствования педагогических кадров и обязательное условие эффективной реализации компетентного подхода. Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь – это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, поиск возможностей соединения теоретических знаний с практическими потребностями. «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех обучаемых и обучающего.
Интерактивные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.
Особенности активных методов обучения :
- групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- использование деятельностного подхода к обучению;
- практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность учебного процесса;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- рефлексия процесса обучения его участниками.
Главным концептуальным положением, в соответствии с которым я планирую и организую методическую деятельность – продуктивность, творчество и усложнение.
Уходит в прошлое позиция «Эта тема мне близка…» в самообразовании. На первый план выступает «Это трудно, а значит интересно…».
Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.
2.2. Классификация методов активного обучения и их особенности
1. Традиционные:
Проблемные семинары
семинары – Практикумы
Дни открытых дверей
Творческие микрогруппы
Наставничество
Педагогические советы
Повышение квалификации
Консультирование
Самообразование
Выставки
Передовой педагогический опыт
Открытый показ
2. Новые:
«Копилка» педагогического мастерства
Мастер-классы
Проектная деятельность
Создание банка инновационных идей
Творческие конкурсы
Круглый стол
Педагогический ринг
Деловые игры
Выставки-ярмарки пед. идей
Мозговой штурм
Портфолио педагога
3. Новейшие:
Педагогический КВН
Флэшмоб
Квик-настройка
Книжный салон
Издательский центр
Аквариум
Коучинг-сессии
Брифинг
Союзы единомышленников
Интерактивное общение
Педагогический ринг
Методический мост
Онлайн викторины
Методический фестиваль
Вебинар
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Учить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно: преодолевая стеснительность и нерешительность, наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений, создать условия для творческой деятельности каждого, создать условия для творческой деятельности каждого, критика должна быть конструктивной.
2.3. Принципы, используемые в работе с педагогами
В работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами:
- вариативности;
- практического деятельностного подхода;
- системного подхода;
- креативности;
- индивидуального подхода
Принцип деятельности, заключается в становлении и развитии профессиональной компетентности педагогов в процессе субъект - субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения.
Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип креативности, где педагог максимально ориентирован на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
Принцип дифференцированной работы с педагогами, ведь в учреждении нет одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
2.4. Этапы реализации интерактивных форм работы с педагогами
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов, с использованием интерактивных форм работы, ведё тся в три этапа:
1. Организационно-диагностический этап
Уровень методической подготовки педагога, его способность к профессиональному совершенствованию изучались с помощью диагностических карт «Профессионального мастерства педагога ДОУ»
В результате проведённого мониторинга выяснилось, по каким направлениям воспитатели хотели бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности.
2. Основной (Практический) этап
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для воспитателей подбираются соответствующие формы и методы работы.
Так, в методической работе с воспитателями критического уровня я ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары - практикумы, участие в беседах за «круглым столом», на консультациях – парадоксах, где привлекается внимание педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повышается их активность. В начале такой консультации говорится о том, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации.
Продуктивной формой работы с воспитателями критического уровня является «Педагогический салат» - на столе находится салатница. Педагоги, представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное решение.
В первую очередь, для таких воспитателей проводится Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.
Не обходимся без смотров конкурсов педагогического мастерства – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Интересной формой работы является Виртуальный методический кабинет, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу.
В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.
Цели методической работы с воспитателями достаточного уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр.
С педагогами использую следующие интерактивные формы работы :
Клуб «Повышение ИКТ - компетентности педагогов» или «Киношкола», где педагоги показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности, которые выносятся на обсуждение педагогами, создание видеофильмов о жизнедеятельности групп, ППРС, познавательных мультфильмов, обучающих игр и презентаций, пропагандирующих роликов по взаимодействию с родителями и совершенствуют свои знания по ИКТ технологиям.
Очень интересная активная форма работы – выпуск тематических газет. Педагоги пишут сочинения на определённую тему. Сначала у многих это вызывало трудности. Ведь гораздо проще рассказать что-то устно, чем изложить письменно на бумаге. С каждым выпуском авторов газеты становилось больше – ведь такая форма работы, помимо развития памяти, мышления, связной речи, помогает коллегам лучше узнать друг друга, способствует сплочению коллектива. У нас была организована выставка газет на тему взаимоотношения с родителями воспитанников.
В работе с педагогами применяю такую форму работы, как «Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности. Темой для обсуждения в нашем ДОУ стала «О здоровье всерьёз».
Через лабораторию «Импульс к творчеству» проходило введение и реализация ФГОС, передача практических способов их реализации, апробация, внедрение в практику эффективных моделей, методик и технологий.
Методическую работу с воспитателями оптимального уровня я строю на принципах стимулирования их творчества. В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие интерактивные формы работы :
За круглым столом применяем методический диалог - обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.
В детском саду действует Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: по созданию «Экологической модели».
В конце учебного года мы проводим «Аукцион педагогических проектов», который способствует решению следующих задач:
- заинтересованности педагогов проектной деятельностью;
- повышению творческой активности педагогов, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации;
- выявлению и распространению передового педагогического опыта.
Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в деловых играх «Жить здорово» по реализации здоровьесберегающих технологий, педагогических рингов «Мальчишки и девчонки, а так же их родители», по использованию ИКТ интерактивная игра «Компьютерные гении».
В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.
Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Для всех педагогов, независимо от уровня профессионального мастерства, организуются мероприятия с использованием «Коучинг–сессии» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
Ещё одна форма, которую используем перед открытыми мероприятиями для воспитателей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка» :
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Популярный метод группового взаимодействия, используемый мною для решения образовательных задач, является брейнсторминг (мозговой штурм). Техника мозгового штурма направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7-9 человек.
Первая группа – «генераторы идей» - должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи.
Вторая группа – «аналитики» - получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объясняются.
Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача старшего воспитателя во время проведения мозговой атаки – кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения. В такой форме с воспитателями был проведён «Книжный салон», на котором были представлены книги по темам самообразования.
Интересной формой работы является метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т. д. В своей работе я использовала это метод в проведении педагогического совета в форме деловой игры «Педагоги и родители – два берега одной реки».
Для развития эрудиции и активизации мыслительной деятельности воспитателей была проведена турнир-викторина по речевому развитию «Сказка ложь, да в ней намёк».
Так, на завершающем этапе различных методических мероприятий обязательно провожу рефлексию с помощью разных активных методов : «Геометрический человечек», «Осенний букет», «Солнышко», «Ладошки», «Багаж» и др., что даёт возможность более качественно проанализировать мероприятие и скорректировать дальнейшую работу.
В работе с педагогами использую метод «Аквариума», когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
3. Заключительный (обобщающий) этап
Использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. С целью изучения эффективности использования интерактивных форм и методов в методической работе был проведен мониторинг, направленный на изучение условий, активизирующих творческую деятельность педагогов на педсоветах и семинарах и других методических мероприятиях, в результате, которого была выявлена высокая потребность членов коллектива в активной профессиональной позиции, стремление к самопознанию и самореализации. В результате проведения мониторинга можно отметить, какие изменения в профессиональной деятельности педагогов произошли благодаря использованию выше перечисленных интерактивных форм и методов :
1. В первую очередь возникло взаимопонимание между педагогами, необходимое для развития личности в коллективе. Произошел переход из позиции «Я» в позицию «Мы», окружение из «Других» превратилось в «Своих».
2. Приобретение опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.
3. Повышение мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.
4. Реализация тех сторон педагогов, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.
Использование в работе с воспитателями интерактивных форм и методов, привело к увеличению, в процентном соотношении, воспитателей с достаточным уровнем профессионального мастерства.
Перспектива
Продолжать включать в методические мероприятия интерактивные формы и методы работы, так как они повышают эффективность их проведения, продолжать обновлять картотеку новыми интерактивными методами и мотивировать педагогов на использование разнообразных активных форм и методов в работе с детьми при организации образовательной деятельности.
3. Заключительная часть
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.
В одной притче повествуется: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее в ладонях, пошел к мудрецу и спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка: мертвая или живая? А сам думает: «скажет живая – я сожму ладони и бабочка умрет – скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках умение побуждать воспитателей к потребности узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, помогать повышать профессиональную компетентность, используя интерактивные формы работы.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
«Людей не интересных в мире нет,
их судьбы как история планет,
У каждой все особое,
свое
и нет людей похожих на нее».
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.
4. Список литературы
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.
5. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Микляева Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. М. : Айрис-Пресс, 2008.
7. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
8. Попова Л. А. Учебно методический комплект «Интерактивные формы работы с педагогами». ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», 2012.
9. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы в ДОУ. М. : планета, 2011.
10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 – 2009; № 3, 12 – 2010.
11. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание. – 2008.- №8.–с. 24-27
12. Учебно-методический кабинет : https://ped-kopilka.ru.
13. Методическая литература и пособия: https://www.uchmag.ru.