Николаева Дарья Александровна
Конспект занятия для детей с расстройствами аутистического спектра «Матрёшки в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка интегрированного занятия
Участники: дети специальной группы для детей с ОВЗ №9 «Лучик» с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью и двое детей подготовительной к школе общеобразовательной группы №4 «Капелька».
Виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность; игровая; изобразительная продуктивная деятельность.
Публикация «Конспект занятия для детей с расстройствами аутистического спектра „Матрёшки в гостях у детей“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и искусству русского народа через народную игрушку.
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства и культуры; расширять словарный запас; учить детей создавать образ матрёшки; украшать платок и сарафан узором; закреплять различные приемы рисования.
Развивающие задачи: развивать интерес к народным игрушкам, творческие способности, воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа; эстетический и художественный вкус; аккуратность при рисовании; умение работать в группе.
Предварительная работа:
рассматривание матрёшек;
просмотр анимационного мультфильма «Секрет матрёшки»; документального фильма «История русской матрёшки»;
разучивание стихотворения И. Кадухина «Кто матрёшку создал…» - мальчик подготовительной к школе группы; «Матрешка на окошке…» - девочка подготовитель к школе группы;
изготовление разрезных картинок матрёшки к дидактическому упражнению «Собери матрёшку»;
подборка музыкального материала: музыкальный мультфильм «Матрешки»;
песня «Мы весёлые матрёшки» для физкультминутки.
Материалы и оборудование: тележка с матрёшками; русские народные костюмы для детей подготовительной группы; раскрашенные силуэты матрешек, гуашь разных цветов, кисти, салфетки, ватные палочки для нанесения узоров; разрезные картинки матрешек по количеству детей.
Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход образовательной деятельности
Мотивация к деятельности. На экран выводится музыкальный мультфильм «Матрешки». Входят два ребенка подготовительной группы - мальчик в русском народном костюме, девочка в костюме матрёшки. Везут тележку с деревянными матрешками разного цвета и размера.
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! А что вы нам привезли?
Дети (мальчик и девочка) :
- Сейчас мы вам покажем.
Ребёнок (мальчик в русском народном костюме) :
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрёшки.
Матрёшки деревянные,
Матрешечки румяные.
Воспитатель:
- Какие красивые! (Достает матрешки, рассматривают вместе с детьми, любуются).
Ребёнок (девочка в костюме матрешки) достаёт большую матрёшку и начинает ее разбирать, приговаривая:
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном.
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшенька – детёныш.
А там ещё! Откуда?
А там опять…Найдёныш!
Ай да кукла,
Ай да милашка.
Неслыханное чудо,
Невиданное диво.
Воспитатель: «Кто же матрёшку такую придумал?»
Ребёнок (мальчик) читает стихотворение И. Кадухина:
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне: 100 лет
Вместе с ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемности и страсти.
Истинную русскую красу.
На щеках навел ее румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
- Ну иди, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Воспитатель:
- Правильно. Русская игрушка – расписная матрешка появилась сто лет назад. А придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. Он нарядил каждую матрешку в расписной сарафан, яркий платочек и пестрый передничек. Каждый, кто приезжает в нашу страну в гости, стараются купить матрешку как сувенир из России. Расписную матрешку считают символом нашей страны.
- А как вы думаете, для чего сделали матрешек?
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, да ума набираться. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Попробуем собрать матрешку из частей.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
(Создание целостного образа народной игрушки.)
- Ребята, вы правильно собрали матрешек, молодцы! А сейчас матрешка (девочка в костюме матрешки) вас приглашает станцевать с ней.
Физкультминутка под песню «Мы веселые матрешки»
(Дети выполняют движения по тексту)
Мы веселые матрешки. Ладушки-ладушки!
На ногах у нас сапожки. Ладушки-ладушки!
В сарафанах ходим пестрых. Ладушки-ладушки!
Мы похожи, словно сестры. Ладушки-ладушки!
Завязали мы платочки. Ладушки-ладушки!
Раскраснелись наши щечки. Ладушки-ладушки!
Изобразительная продуктивная деятельность
«Русские умельцы»
Дети (подготовительной к школе группы) :
- Ой, ребята! А мы забыли украсить матрешек. Им, наверное, поэтому и грустно.
- Давайте каждый из вас придумает свой узор и украсит платочек, сарафан и фартук своей подружке-матрешке. (На плоскостном изображении матрешки платочек, фартук и сарафан заранее окрашены в разные цвета. Дети украшают платочек при помощи ватных палочек маленькими «горошками», передник – при помощи кисточек – «горошки» побольше, внизу сарафана проводят волнистую линию кистью).
Воспитатель:
- Какие красивые узоры получились! Как у настоящих русских умельцев! Вы все очень постарались, и наши матрешки готовы пуститься в пляс! (На магнитной доске располагает с помощью детей готовые работы).
Дети и воспитатели прощаются с мальчиком и девочкой из подготовительной к школе группы, благодарят и приглашают их прийти еще раз к ним в гости.