Нелля Кудрина
Методическая разработка интегрированной НОД «В стране математических наук» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка интегрированного НОД "В стране математических наук" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Работа в группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями позволяет убедиться в преимуществе современных методов обучения. К числу наиболее эффективных методов можно отнести технологию интегрированного обучения детей. В сравнении с обычными формами процесса образования, перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает уставать от объема получения новой информации, в нужный момент, переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи и других видов деятельности, можно удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей. Как пример, хотелось бы представить методическую разработку интегрированного занятия по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
Программное содержание:
- активизировать словарь, грамматическую сторону речи детей по
лексической теме "Транспорт";
- закреплять умение детей составлять описательный рассказ о предмете;
- закреплять знания названий и элементов геометрических фигур;
понятие «прямая линия», умение узнавать и называть линии: дуга, ломаная, спираль, волна, окружность;
- продолжать учить решать примеры, читать запись;
- закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел;
- развивать логическое мышление, комбинаторику, самостоятельность;
Демонстрационный материал : презентация с заданиями для детей,
набор красочных карточек с цифрами от 0 до 9; буквами; карточки «Линии»; картинки: самолет, лиса.
Раздаточный материал : простой карандаш, лист тетради, карточки с примером и ответом; палочки Кюизенера, головоломки «Танграм».
Ход НОД:
Воспитатель. Организационный момент. Коммуникативная игра:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся –Утро доброе начнётся.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в гости в необыкновенную, чудесную страну. Как вы думаете, на чём туда можно добраться? (Дети называют виды транспорта).
А на чем мы будем путешествовать, отгадайте по загадке:
«Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет».
Правильно, это самолет. Где стоят самолеты? На аэродроме. А кто управляет самолетами? Летчики, пилоты. Превращаемся в пилотов и отправляемся в путь. Полетели друг за другом (руки выпрямили по сторонам, как крылья).
С аэродрома мы что сделали? Взлетели. Что мы сейчас делаем? Летим.
Упражнение «Составь рассказ по схеме».
Воспитатель. Пока мы летим, я предлагаю составить несколько рассказов по схеме. Нужно загадать любой вид транспорта, описать его по схеме, но не называть. Все остальные должны будут отгадать.
- Из каких частей состоит?
- Чем приводится в движение?
- Где движется этот транспорт?
- Для чего используется?
- Кто управляет этим видом транспорта? (дети по желанию составляют рассказы)
Воспитатель. Летели мы, летели. Пора что делать? Приземляться. Что мы сделали? Прилетели. Смотрите, нас встречают автобусы, на каждом из них свой номер, назовите их. Правильно, это номера 1,3, и 5. Каждый номер обозначен своей цифрой. Дети, какая наука изучает цифры? Вы правы, это математика. Мы прилетели в «Страну Математических наук».
Воспитатель. Я рада приветствовать вас в «Стране математических наук».
А как вы думаете, дети, зачем человеку нужна математика?
Дети. Чтобы делать покупки в магазине; определять время, построить дом, самолет, разные нужные приборы….
Воспитатель. Совершенно верно, без знания математики человеку жилось бы очень трудно и скучно; а владея математикой, человек проектирует, строит, изобретает уникальную технику, и даже космос человек покорил при помощи математики!
В нашей стране живут разные Математические науки и вас, ребята, как будущих школьников, я хочу с некоторыми науками поближе познакомить.
Очень интересная и полезная Математическая наука называется Геометрия. Вы с этой наукой немного знакомы, потому что знаете некоторые геометрические фигуры. Давайте их вспомним, проведем небольшую разминку….
Разминка: (1 часть, стоя возле экрана)
- «Назови фигуру» (круг, треугольник, овал; назовите элементы треугольника – сторона, угол, вершина; сколько вершин у фигуры); (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб – что общего у этих фигур; как их можно назвать; четырехугольники);
(многоугольники).
- «Назови линию» ( сказка про змейку: прямая, дуга, ломаная, волнистая, окружность, спираль, отрезок - прямая между двумя точками; какие отличия между прямой линией и отрезком).
(2 часть, сидя за столом)
«Фигура потерялась» : задание на листочке, из точек и отрезков выполнить геометрические фигуры.
Графический диктант.
Диктант начинаем с точки, 1п, 4н, 2п, 4в, 1п, 7н, 1л, 2в, 3л, 5в, (цифра 4).
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать по одному)
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные, (загибать вместе)
Все такие нужные.
Воспитатель. Следующее геометрическое задание ждет вас на коврике, но
сначала отгадайте загадку:
«Хвост пушистый.
Мех золотистый. В лесу живёт.
В деревне кур крадёт».
Дети. Это лиса.
Воспитатель. Давайте мы разделимся на две группы, каждая группа получает карточку и идет выполнять задание. Составить фигуру лисы. ( танграм: лиса бежит, лиса сидит). Молодцы!
Упражнение «Подбери признак».
Воспитатель. Дети, давайте подберем к слову «Лиса» слова-признаки ( лиса какая: рыжая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая, сообразительная).
Воспитатель. Продолжаем путешествие. Самая важная наука здесь называется Арифметика. С ее помощью вы решаете примеры, задачи, в школе будете решать уравнения и много других разных действий. Кто не знаком с арифметикой, не сможет познакомиться с другими науками, например: алгебра, планиметрия и др.
Но это будет еще не скоро, а сейчас я предлагаю проверить ваши знания в арифметике, внимательно слушайте задание… нужно взять карточку, прочитать и решить пример, а ответ к примеру найти в коробочке, которая стоит у вас на столе (дети читают примеры и называют ответ).
Воспитатель. Продолжим заниматься арифметикой. Откройте коробочки с палочками Кюизенера и выполните следующее задание: нужно составить число 10 из двух меньших чисел, приступайте. Все справились, молодцы! Давайте проверим, какие варианты у вас получились? (самопроверка на экране).
Воспитатель. Вы хорошо потрудились, давайте проведем минутку отдыха про мальчишку, который не хотел учиться, и потом об этом очень сильно пожалел(«Буратино», проводят дети).
Воспитатель. А теперь мы вспомним, что такое целое и часть. У нас сегодня гости, а гостей принято угощать. Но, что же делать, у нас только один торт, а гостей много?
Дети. Нужно разделить торт.
Воспитатель. Давайте попробуем разделить наш торт на 8 частей. Каким способом мы будем это делать?
Дети. Путем складывания круга пополам.
Воспитатель. Сколько раз мы свернем круг пополам?
Дети. Три раза.
Воспитатель. Приступайте. Итак, на сколько частей мы разделили один целый торт (на 8 частей); найдите и заштрихуйте 1/8 часть; что больше – целый торт или одна его часть?
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы все хорошо знакомы с жителями «Страны Математических наук», но в школе вы познакомитесь с ними еще лучше. Большое вам спасибо за работу, пора возвращаться назад в детский сад.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Полетел наш самолёт.
Рефлексия.
Воспитатель. Мы снова в детском саду. Вам понравилось в «Стране Математических наук»? Чтобы вы не забыли об этой стране, я приготовила для вас подарки.
Литература
1. Коротовских Л. Н. Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. -Спб. : ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011г.
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010.
3. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014г.