зоя логинова
Методическая разработка «Формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной разработки заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим на практике существует запрос к педагогу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре.
Публикация «Методическая разработка „Формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в ДОУ“» размещена в разделах
Введение
Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. Это говорит о том, что современная система образования: лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, заинтересована в подготовке детей к школе, особенно в развитии их интеллектуальных способностей и волевых качеств. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются : формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности к волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения с взрослыми. Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет, мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их. Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.
Опираясь на изучение теории вопроса волевой готовности и знание особенностей каждого ребенка, совместно с воспитателями групп мы разработали картотеки игр и упражнений для развития волевых качеств дошкольников. Подборка игр и упражнений будет полезна практикующим педагогам, родителям.
1.
К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам : уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать. Но этого, явно, мало.
При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.
И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.
Известные психологи: Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Н. И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.
Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество.
Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников.
Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.
2.
Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.
Практика воспитания в детском саду показывает, что резервы волевого развития в дошкольном возрасте далеко не исчерпываются. Трудности теории вопроса волевого воспитания и развития дошкольников привели к таким проблемам практики образования, как: - отсутствие тесной связи воспитателя с психологом и родителями в вопросах волевого воспитания, - отсутствие системы работы по воспитанию волевой готовности к школе. Практика показывает, что трудно определить, какие факторы психологической готовности к школе являются более существенными, а какие — второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может привести к трудностям в учебе. Система работы по формированию волевой готовности к школе должна предполагать триаду взаимодействия деятельности воспитателя, психолога и родителя. Но в некоторых садах нет психолога, хотя мы считаем, что он просто необходим. Изучив теорию вопроса, воспитатели провели мониторинг волевой готовности детей. В основном это наблюдение за детьми в любых видах деятельности.
Основным показателем развитием самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Основные элементы волевого поведения выражается в следующих умениях:
-поставить цель
-принять решение
-наметить план действий
-исполнить план действий
-проявить усилие в случае возникновения препятствий
-оценить результат своего действия
-не бояться трудностей
-стремление преодолевать их
-не отказываться от намеченной цели.
Практическую работу мы начали с изучения исходного уровня
сформированности волевых качеств у старших дошкольников. Для этого
нами были выбраны следующие методики :
1)«Закрась фигуры» (Е. А. Ключникова);
2)«Картинки и кружки»(Е. А. Ключникова);
3)«Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян).
Целью данных методик является выявление уровня сформированности
следующих волевых качеств : целеустремленность и упорство, самоконтроль
и самостоятельность.
Методика №1
«Закрась фигуры»
Проводилась с целью определить уровень сформированности качества
–целеустремленность. Для проведения методики использовался тестовый
бланк, на котором в два ряда нарисованы контуры различных 20 фигур (круг,
квадрат, треугольник, четырехугольник, в каждом ряде располагалось по 10
фигур.
Обследуемым предлагалась инструкция: «Закрасьте эти фигурки очень
аккуратно, не выходя за контур».
Методика использовалась индивидуально с каждым ребенком и
заканчивалась тогда, когда ребенок начинал проявлять небрежность или
отказывался от работы. Одна аккуратно закрашенная фигура оценивалась в 1
балл. Максимальное количество баллов –20.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками
уровней:
Бальная оценка уровня сформированности волевых качеств
(целеустремлённость)
Количество баллов
Уровни сформированности волевых качеств 20 Очень высокий, 19–15 Высокий, 14–9 Средний, 8–4Низкий, 3 и менее Очень низкий
Методика No3 Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников». (см. приложение 2)
Цель методики : определение уровня развития самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста через наблюдение.
Показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень
самостоятельности детей – организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
–выполнение решений без напоминаний;
–умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства;
–умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность;
–способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Каждый показатель оценивается в баллах: если показатель проявляется в поведении ребёнка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если
часто или всегда, то ставят 3 балла.
Бальная оценка уровня сформированности самостоятельности
Количество баллов
Уровни сформированности самостоятельности
14–15 Высокий
9–13 Средний
5–8 Низкий
Исходный уровень сформированности волевых качеств у старших дошкольников :
рис. 1
Рассмотрим и охарактеризуем.
Из диаграммы видно (см. рис. 1, что высокий уровень сформированности волевых качеств имеет небольшая часть испытуемых –3 ребенка (20%). Такие дети не отвлекались, проявляли аккуратность при выполнении заданий, не отказывались от работы. Дети продержались с закрытыми глазами более 3 минут, совершенно не подглядывая. То есть дети старались достичь поставленной цели.
Для ребенка 5-6 лет это является высоким показателем развития
упорства и целеустремленности. Дети не открывали глаза, никак не
реагировали на внешние раздражители (постукивание, разговоры и т. д.).
Средний уровень имеет большая часть детей, а точнее 7 (47%) (рис. 1). Дети, имеющие средний уровень сформированности волевых качеств были менее аккуратны и внимательны при выполнении заданий, часто отвлекались. Дети часто отвлекались на раздражители, открывали глаза.
Низкий уровень развития волевых качеств имеют 5 детей (33%) (рис. 1). Такие дети постоянно подглядывали, не могли
проявить силу воли, не получили результат и не достигли поставленной цели. После проведения мониторинга волевой готовности, воспитатели наметили работу по ее формированию. Составили картотеку игр и упражнений на развитии волевых качеств дошкольников.
3.
Как развивали волю?
Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.
-закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение
-учить стихи, пересказывать сказки, рассказы
-развивать самоконтроль
-использовать игры и упражнения (приложение №1)
-развивать стремление действовать по моральным мотивам
-развивать уверенность в себе, в своих силах, с помощью создания ситуации успеха.
Воспитание дисциплинированности
Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.
Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.
Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:
• Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,
• Незнание или отсутствие правил поведения;
• Отсутствие единства методов воспитания;
• Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;
• Система запретов (запретный плод сладок).
Условия воспитания дисциплинированности:
• Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.
• Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.
• Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.
• Единство требований к детям со стороны всех взрослых.
• Справедливое отношение взрослых к детям.
• Положительный пример взрослых, их авторитет.
• Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.
Методы воспитания дисциплинированности:
• Упражнения (наглядный показ способов поведения)
• Воспитывающие ситуации
• Указания, напоминания
• Убеждение
• Положительный пример взрослых и сверстников
• Поощрения
• Наказания (лучше обходиться без них)
Воспитание самостоятельности у дошкольников
Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В. Степанов «Умелые помощники», М. Зощенко «Глупая история», Носов «Заплатка», Т. Караманенко «Ножки не идут», просмотр мультфильмов, проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.
Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности.
Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.
Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых.
Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.
Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.
Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть.
Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а так же подготовка ребёнка к школьному обучению.
Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т. д.).
При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. По окончании работы нужно её проверить самостоятельно (ещё раз с начала до конца просмотреть по рядам, при необходимости – исправить ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Для начала можно использовать задания «Дорисуй домики, листочки», «Дорисуй рыбок, бабочек, улиток».
Для того, чтобы заинтересовать детей, можно делать эти задания параллельно
–взрослый и ребёнок (или несколько детей, а затем проверить друг у друга. Если взрослый намеренно делает ошибки, и их находит ребёнок
–это повышает интерес детей к данным заданиям.
Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы, главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен –можно усложнять задания –поиск нескольких объектов ( они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т. д.). Затем ограничивали время выполнения заданий.
Ещё более сложные задания на поиск фигур по нескольким признакам (мальчик с ушами и улыбкой и т. п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты. Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.
Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики упражнения на кодирование информации : поставить в фигурках знаки как на образце.
Учёные выяснили, что если ребёнок, поступивший в первый класс выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 –3 раза меньше.
Данный вид задания можно предлагать детям от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов
в задании.
Далее представлены некоторые варианты заданий.
Задание 1. Дорисуй.
Дорисуй окно у домика и палочку у листочка.
Дорисуй бабочек, рыбок, улиток
Задание 2. Знакомые предметы.
Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трёх видов, расположенных по 9 в каждом ряду (5-10 рядов).
а)вычеркнуть все грибочки;
б)подчеркнуть все мячики;
в)вычеркнуть всё ёлочки красным карандашом, а мячики –синим;
г)вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все ёлочки.
Можно не вычёркивать, а считать. На одно занятие предлагается 1 вариант задания
Задание 3.
Девочки.
Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по 8 в каждом ряду (5-10 рядов).
а)подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными бантиками (белыми);
б)подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными волосами и бантиками;
в). с белыми волосами и белыми бантиками;
г). с белыми волосами и чёрными бантиками;
д). с чёрными волосами и белыми бантиками
Задание 4. Хрюши.
Предлагается бланк с изображением поросят, расположенных по 10 в каждом ряду (5-12 рядов).
а)подчеркни (посчитай) весёлых (грустных) поросят;
б)подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя ушками (одним ушком);
в)подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя (одним) ушками, без чёлки (с чёлкой)
Взрослый человек всегда является посредником в процессе воспитания воли, он направляет и учит контролировать поведение.
Поэтому взрослый должен:
Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей.
- Помогать и направлять в достижении цели;
-Приучать ребенка преодолевать трудности, а не пасовать перед ними;
- Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
-Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
- Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Подобрали систему игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные — по выбору). Провели работу с понятием «правило». Например: повторить правило, подумать, как его выполнять, поощрять за старания и помощь другим детям. Давали творческие задания детям: изменить правило игры, придумать новое правило. Привлекали детей к самооценке игры. Поэтапно отслеживали результаты достижений каждого ребенка. Предоставляли детям больше свободы в самовыражении.
В играх с правилами воспитывается волевое поведение, но этот процесс необходимо осуществлять более целенаправленно. Для этого в подвижных играх были введены примерные дополнительные задачи. Например, игра " Быстро возьми, быстро положи» (ставим задачу — не отвлекаться во время выполнения.) Игра «Кого назвали, тот ловит мяч». ( Задача: быть сдержанным в поведении). Игра «Ловля обезьян». ( Задача: разрешать трудности самостоятельно). Предлагаем некоторые игры, которые помогут развить у детей умение контролировать себя, свои двигательные и эмоциональные реакции, наблюдательность, усидчивость, выдержку, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память, внимание, мышление и воображение. Игра «Секретное слово» воспитатель договаривается с игроками, что они будут повторять за ними все слова, кроме, например, названий растений иди домашних животных. Вместо этого, услышав название растения или домашнего животного, нужно топнуть ногой или хлопнуть два раза в ладоши (свистнуть, подпрыгнуть и т. д.) Можно назначить штрафные очки за ошибки (конечно, когда дети уже хорошо поймут суть игры). Очень хорошо, если вы станете вести запись количества очков, набранных в каждой игре: так дети будет видеть, как с каждым разом к лучшему меняется их результат. Игра «Разведчики» (от 5-ти лет) Ведущий прячет (ставит или кладет на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку, который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но не открывать шкафы, так как игрушка лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавать свою находку ни смехом, ни взглядом, ни словом. Он просто садится на стульчик и молча наблюдает, как остальные дети продолжают поиск. Тот, кто первый найдет спрятанную игрушку и не выдаст своей находки, в следующий раз прячет ее. Игра «Сокровища пирата» (с 4-ех лет). Психолог или педагог — это пират. Он сидит в определенном мест игровой комнаты, а рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки какой-либо небольшой предмет (сокровище). «Пират» спит, остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если «пират» услышит какие-то звуки, он открывает глаза, и игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад, на несколько шагов. Остальные продолжают движение, как только «пират» снова «уснет». Тот, кто заберет «сокровища» становится «пиратом». Игра «Внимательный сыщик» (с 4-ех лет). Найдите небольшой лист с достаточно крупными буквами в тексте (2–3 строчки). Дайте детям маркеры или фломастеры и расскажите им сказку, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква «А» надела красное платье, а буква «С» — синий костюм. Найдите на страничке все буквы «А» и оденьте их в красное платье, а все буквы «С» — в синий костюм. Усложнять задание по мере того, как дети знают алфавит. Игра «Черепашьи бега» (от 5 лет) Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на прогулке. Дети выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперед (до оговоренного ориентира, например, стола или черты). Победитель тот, кто придет к финишу последним. Как же это трудно сделать очень активным детям! Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет). Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ. Кроме вышеуказанных игр, для развития волевых качеств детей подойдут любые игры, в которых нужно соблюдать правила. Это настольные игры: «Домино», «Шашки», «Шахматы», разные «ходилки» с кубиками и фишками. Подвижные игры типа старых и почти забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал». Играя с ребенком, не надо стараться все время поддаваться ему. Ведь когда-то он будет играть с другими детьми, которые могут оказаться ловчее и внимательнее. Умение достойно проигрывать (и выигрывать, конечно) — тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.
Для проверки эффективности разработанных методических средств,
направленных на формирование волевых качеств, на этапе мониторинга, мы повторно использовали ранее выбранные методики.
Обработка результатов состояла в выявлении уровня развития волевых
качеств таких как: самостоятельность, целеустремленность, упорство и
выдержка у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого подсчитывалось количество баллов, которое было получено воспитанником после проделанной работы, и определялся уровень развития волевых качеств.
рис. 2
Была выявлена положительная динамика в развитии волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста (см. рис. 2). Это выразилось в
количественных и качественных показателях. Дети стали более
организованными, самостоятельными, старались достигать и достигали
поставленной цели.
Изменению уровня в положительную сторону способствовала
работа с детьми, которая представляла собой, разработанные нами картотеки игр и упражнений, направленные на развитие волевых качеств. А также конструирования. Таким образом, была доказана эффективность
разработанных методических средств, направленных на формирование
волевых качеств у старших дошкольников.