Татьяна Сундукова
Консультация «Формирование представлений у детей второй младшей группы о профессии врач, медицинская сестра» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжение
Основная часть.
Характеристика темы.
Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию представлений о труде взрослых, в частности труде врача (доктора, медицинской сестры. В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Публикация «Консультация „Формирование представлений у детей второй младшей группы о профессии врач, медицинская сестра“ (2 часть)» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Темочки
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Тема «профессия врач, медицинская сестра» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данная тема становится объединяющей на одну неделю и изучается путем интеграции содержания разных образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, социализация, здоровье, художественное творчество. Затем на протяжении всего учебного года эта тема отражается в содержании детских игр, ситуативных разговорах с детьми.
Выстраивая систему работы по формированию представлений о профессиях врач, медицинская сестра я учитывала последовательность и постепенность в освоении этапов по ознакомлению детей с профессией :
1. Ранее, при изучении темы «Труд помощника воспитателя, дети познакомились с термином «профессия». Поэтому на данном этапе я закрепляю понятие, что профессия – это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Во время беседы объясняю детям, что профессии врач, медицинская сестра нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Данная проблема решается посредством представления на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о профессии врач и медицинская сестра, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.
2. Непосредственно образовательная деятельность с обязательным включением предварительной беседы или рассказа по данной профессии.
Знакомство с профессией врача, медицинской сестры может проводиться по следующей схеме:
1. Название профессии. (Кто лечит людей)
2. Место работы. (Где работает)
3. Материал (инструменты, который используется в процессе труда. (Что нужно доктору)
4. Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т. п., название этих действий: лечит, слушает, ставит градусник.
5. Результат труда (здоровые дети.)
6. Значимость и необходимость труда.
3. Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, сказки и другие формы работы).
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому считаю задачу по формированию представлений о профессии врача целесообразно решать в разных формах : как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне их. Дети 3-4 лет мало знают о профессиях. Именно поэтому работу по формированию представлений о профессии врача и медицинской сестры строила с помощью разнообразных традиционных форм и методов.
Дидактический анализ содержания материала
Мной был разработан перспективный план, подобран наглядный и методический материал: целевая экскурсия, беседа, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки, дидактические игры, динамические паузы, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, которые способствуют расширению представлений о труде врача, медицинской сестры, обобщению знаний о их труде, формированию умения строить новые сюжеты игры, воспитанию уважения к людям труда, замыслы с партнерами желание трудиться
Образовательные цели и задачи темы «Профессия врач, медицинская сестра»
Цель: Формирование представлений о профессии врач.
Задачи:
1. Формирование у детей элементарной системы знаний, трудовых навыков и умений. Расширение, обобщение и систематизация знаний детей о профессии врач, медицинская сестра, представлений о некоторых инструментах труда врача. Осваивать умения правильно называть себя в игровой роли, формировать представления о добрых делах людей.
2. Воспитывать уважение доброжелательное отношение к профессиям врач, медицинская сестра, эмоциональную отзывчивость на состояние пациента.
3. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира.
Желаемые результаты.
У ребенка сформированы представления о труде врача, понимает направленность данного трудового процесса на заботу о людях.
Ребенок знает назначение инструментов доктора, их название, использует их в своей игре. Освоил опыт безопасного обращения с атрибутами игры. Доброжелательно относится к профессии врача.
Эмоционально реагирует на состояние больного (жалеет куклу, лечит ее)
Отражает в игре впечатления из личного опыта, принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней, участвует в несложном ролевом диалоге.
Место и роль темы в курсе;
Изучение темы происходит в первую неделю февраля. Ранее дети знакомятся с трудом помощника воспитателя (сентябрь, труд водителя
(ноябрь, труд повара (январь) и в мае проводится обобщающее тематическое нод труд взрослых. Тема «профессия врач, медицинская сестра» являются частью цикла занятий раздела «труд взрослых». Посредством ее изучения дети включаются в систему социальных отношений в окружающем их мире.
Рекомендации по организации и методике изучения
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познание окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться чувственное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Содержательные технологии, используемые мной позволяют ненасильственно управлять развитием личности. Каждый вид деятельности целостно обращен к наиболее сущностным потребностям детей младшего дошкольного возраста познавательной, игровой, общении.
При изучении данной темы я опираюсь на ряд общих дидактических принципов
- принцип дифференцированного подхода.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. По мнению Е. В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
-Принцип систематичности и последовательности. Процесс изучения темы «профессия врач» начинается с вводной беседы, а затем реализуется детьми в процессе их игровой деятельности.
-Принцип наглядности.
В процессе работы над данной темой я использую наглядный материал в виде иллюстраций и презентацию.
-Принцип связи обучения с жизнью. Каждый ребенок имел опыт общения с врачом, в процессе изучения темы я опираюсь на личный опыт ребенка, расширяю его знания, объясняя причинно- следственные связи тех или иных действий врача, провожу экскурсию в медицинский кабинет.
Для успешного изучения данной темы я использую метод личностно- ориентированного подхода, что обеспечивает:
- устранение трудностей в изучении данной темы у отдельных воспитанников.
- возможность развития всех сил и способностей воспитанников.
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт педагога. Ребенок, особенно слабый, должен быть уверен в том, что педагог заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к воспитаннику. В группе создана соответствующая предметно - развивающая среда, с учетом возможности для детей играть индивидуально или отдельными подгруппами. В группе выделена игровая зона больница. Подобраны соответствующие возрасту и потребностям детей атрибуты : инструменты доктора, халат и шапочка, кушетка для больного, предметы заменители лекарственных средств, в книжном уголке представлены художественные произведения, отражающие данную тематику. иллюстрации, раскраски с профессиями в уголке изобразительной деятельности
Подобраны дидактические игры для закрепления знаний детей о профессиях взрослых. Предметно-развивающая среда является своеобразной формой самообразования ребенка, источником получаемых им знаний и личного опыта.
При использовании данного опыта реализуется не только направление по формированию конкретных представлений о профессиях людей, но и значительной степени осуществляется формирование речевых и игровых умений.