Дрантива Ольга
Методическая разработка «Формирование основных ансамблевых навыков у учащихся младших классов в ДМШ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение культуры
дополнительного образования «Музыкальная школа»
г. Комсомольск-на-Амуре
Методическая разработка
Тема: «Формирование основных ансамблевых навыков у учащихся младших классов в ДМШ»
Выполнила преподаватель
фортепианного отделения:
Дрантива Ольга Николаевна
2018 г.
Тема:
«Формирование основных ансамблевых навыков у учащихся младших классов в ДМШ».
Цель:
Публикация «Методическая разработка „Формирование основных ансамблевых навыков у учащихся младших классов в ДМШ“» размещена в разделах
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Овладение учащимися комплексом основных исполнительских умений и навыков в классе фортепианного ансамбля.
Задачи:
1. Показать формы и методы работы в классе фортепианного ансамбля.
2. Сформировать у учащихся первоначальные навыки игры в ансамбле.
3. Продолжить развитие у детей синтеза двигательных и слуховых ощущений, единого метроритмического мышления.
4. Стимулировать творческую активность учащихся через различные виды деятельности.
5. Способствовать воспитанию слушательской и исполнительской культуры учащихся, развитию аналитических способностей в области музыкального мышления.
Фортепианный ансамбль представляет собой одну из многих и содержательных ветвей камерной ансамблевой музыки. Касаясь немного истории фортепианного ансамбля нужно отметить, что этот жанр начал стремительно развиваться во 2-ой половине XVIII века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. К началу XIX века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в 4 руки писали почти все композиторы XIX - XX веков.
Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Ансамбль очень привлекателен, очень увлекателен как форма совместной деятельности. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Дети, которые не всегда привлекательны как солисты иногда намного ярче себя раскрываются в ансамбле и из скромных солистов может получиться неплохой ансамбль. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе : импровизацию, подбор по слуху, чтению с листа. Многие пособия XIX века, которые так и назывались «Пособия по беглому чтению с листа» были четырехручными, где партию секунды исполнял преподаватель, а партию примы – ученик. Актуальны занятия в ансамбле для детей с тревожной, тонкой психикой, так как они увереннее чувствуют себя с партнером, снижается уровень сценического стресса, приобретается уверенность. Психологи советуют заниматься ансамблевой деятельностью и с подростками - старшеклассниками, потому, что у них может быть повышенная эмоциональность, повышенная потребность общения со сверстниками. Они очень восприимчивы к ансамблю как к форме творческой деятельности. Игра в ансамбле стимулирует желание работать, не отставать от партнера, посоревноваться друг с другом, перенять какие-либо положительные навыки, способствует развитию памяти, мышления, воображения. Ансамбль – это предмет, который помогает нам удерживать детей в школе, заинтересовать их игрой на фортепиано.
В обучении, ансамблевое музицирование не менее важно чем сольное, хотя во многом от него отличается. Ансамбль активно развивает музыкальные способности, гармоническое и полифоническое слышание, метроритмическую стабильность. Не остается в стороне и техника, так как в работе очень часто приходится обращать внимание на точность игровых движений, чтобы они были похожи на звуковой результат, на единство штриха и на многие другие подробности и детали. Задача педагога в классе ансамбля развивать специфические ансамблевые навыки : синхронность, что является основным показателем хорошего ансамбля, баланс звучности, единая культура звукоизвлечения, артикуляция, динамическое разнообразие.
Формирование навыков ансамблевого музицирования начинается уже с того момента, как ученик начал заниматься музыкой, т. е. с первых уроков обучения. Здесь можно вспомнить слова Г. Нейгауза, который говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы». Основу начального ансамблевого репертуара составляют несложные произведения, популярные, доступные для детей по музыкальному языку и несложным гармониям. Основная задача - это постепенное накопление и осмысление музыки, естественного привыкания к ней, получение слухового удовольствия. Такая направленность работы дает успешный эмоциональный результат начального этапа обучения, формирует залог будущих успехов и желание заниматься. Современные пособия для начинающих пианистов включают в себя разнообразный материал для игры в четыре руки. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры.
С учениками своего класса я начинаю работать над ансамблями по сборнику «Азбука игры на фортепиано» под редакцией С. Барсуковой. Чем для меня удобен этот сборник? С первых уроков учащемуся предлагается играть простую мелодию, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях. За счёт насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более живым и интересным. Пьесы изложены в очень доступной фактуре, музыка достаточно милая и привлекательная, детям очень нравится. Каждая из пьес ставит определенные методические задачи : постепенное овладение различными штрихами, преодоление метроритмических трудностей, работа над артикуляцией, но, конечно, главная из них — развитие навыков образно-выразительного мышления: все пьесы имеют названия и дают простор детской фантазии. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. В пьесках первая (верхняя) партия является одноголосной, а вторая - басовая, предназначенная для преподавателя, содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Первая партия имеет ведущее значение и требует от ученика полного звука и уверенности. Ребенку очень нравится роль «примадонны», и нередко он музицирует намного выразительнее, чем при двуручной игре.
Помимо закрепления нотной грамоты и навыков артикуляции идет работа над формированием таких первоначальных ансамблевых навыков как : взять звук вместе, снять звук вместе, выстроить звучность по вертикали, получить представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль. Формируются основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Для формирования навыка одновременного взятия звука двумя исполнителями объясняется и значение ауфтакта. Ауфтакт слово немецкое. Дословный перевод его означает: «перед тактом, затакт». Это своего рода сигнал к началу. Он необходим для того, чтобы точно определить темп, характер исполняемого произведения. На первоначальном этапе роль дирижера берет на себя педагог, именно он показывает вступление. Ауфтакт можно показать через дыхание, можно показать кивком головы, а можно просто считать. На начальном этапе мы выбираем устный счет перед началом исполнения, который создает ощущение метра. Ученику необходимо научиться «правильно» чувствовать темп ещё до начала игры. Полезно обоим партнёрам взять дыхание - сделать вдох. Это делает начало исполнения естественным, снимает сковывающее напряжение. Такой вид ансамблевого музицирования дает педагогу возможность диктовать правильный темп, формировать у ученика верное темпоощущение. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках, и как бы сложно ему не было он вынужден выдержать темп от начала до конца. Важно тут же обращать внимание на то, что не меньшее значение, чем синхронное начало, имеет и синхронное окончание, «снятие звука».
Работа в ансамбле вместе с педагогом подготавливает юного исполнителя к следующему этапу обучения – совместной игре с другим учеником, где в ансамбле друг с другом дети более внимательны и ответственны. Задача педагога продолжать развивать специфические ансамблевые навыки :
-умение вместе вступать и заканчивать произведение;
- умение играть вместе;
- обладать ритмическим и темповым единством;
- понимать функции своей партии.
Учащимся уже известны основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Но раньше за этим в основном следил педагог, а теперь они должны себя самостоятельно контролировать.
Слаженность совместной игры и в отдельных приемах, и в общем замысле – основная задача любого ансамбля. Прежде чем начинать работу с дуэтом «ученик-ученик» над музыкальным произведением необходимо на начальном этапе выработать ансамблевые качества : одновременно взять звук, одновременно снять звук, передать мелодию, или пассаж, или момент сопровождения из одной руки в руку другого партнера. На первоначальном этапе мы отрабатываем все эти приемы на упражнениях, используя простые технические формулы : гаммы, аккорды, арпеджио.
В ансамблевом репертуаре много пьес, где проходит имитация музыкального материала сначала у одного партнера, а потом у другого. Пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани. Этот навык удобно отработать, используя гаммообразные пассажи. Ученики совместно выбирают любую удобную для них гамму, которую с большой октавы начинает играть левой рукой ученик, исполняющий вторую партию. Когда гаммообразный пассаж достигает первой октавы, то движение подхватывает и продолжает правой рукой его партнер. Данное упражнение можно играть на legato, staccato, non legato. Задача партнера - подхватить движение без ущерба звучания: сохранить темп, штрих, качество артикуляции. Подобным образом можно поработать и над аккордами, где вместо гаммообразного пассажа ученики используют тоническое трезвучие с обращениями. С самого начала необходимо приучать учащихся, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Но для этого необходимо знать партию партнера, научиться ее слушать и слышать. Данные упражнения как раз очень актуальны на первоначальном этапе. Они позволяют научиться слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнёр и учитывать его исполнительские «интересы». Эти упражнения помогают ученику оценить и значение пауз. Пауза – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить момент вступления – это внимательно слушать звучащую у партнёра музыку. Тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием.
Следующим этапом в работе будет синхронное исполнение учениками этих же технических формул. Здесь отрабатывается умение синхронно «взять» и «снять» звук, добиться равномерного звучания в аккорде и параллельных голосах. На уроке выбираем одного из учащихся для роли дирижёра – он должен показывать вступление. Сигналом к вступлению служит небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт, затем – чёткого, довольно резкого движения вниз. При игре в ансамбле атака звука должна производиться одновременно, а не по очереди. Поскольку фортепиано является инструментом ударным, то атака звука у нас достаточно конкретная, точечная.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с метроритмом. Он, по существу, выполняет функции дирижёра в ансамбле. Если при неточности исполнения остальных компонентов снижается общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится ансамбль. В работе над единством метроритма с дуэтом учеников на первоначальном этапе я использую те же самые технические формулы, состоящие из гаммообразных пассажей, аккордов и арпеджио, изначально задавая размер, в котором они будут звучать. Это дает возможность ученикам ощутить и показать чередование сильных и слабых долей в такте, что в дальнейшей работе над музыкальным произведением будет являться важным фундаментом, на котором основывается искусство ансамблевой игры.
Далее мы переходим к работе над музыкальными произведениями. В работе с дуэтом учеников на первоначальном этапе я использую сборник ансамблей для фортепиано для 1-2 классов ДМШ под редакцией С. А. Барсуковой. В предлагаемом пособии представлены лучшие образцы классической и романтической музыки XVIII - XX вв. Удивительно яркие и образные пьесы композиторов Ф. Леони, Ж. Массне, А. Андре, А. Фута, находят яркий отклик в душе ребенка. Некоторые из них имеют выраженный концертный характер. Сборник открывается рядом упражнений, которые не представляют какой-либо художественной ценности, но в процессе работы над ними ученики имеют возможность освоить различные виды аккомпанемента, научиться распределять звук между партиями, выстраивать единый динамический план произведений. Солирование целиком поручено первой партии, т. к. в ее исполнении звучит мелодическая линия. Вторая партия является аккомпанирующей, но ее исполнение не менее ответственно. В работе с дуэтом необходимо добиваться равновесия звучания. Как правило, над начинающими ансамблистами довлеет инерция сольной игры. Они не слышат своих товарищей, общего звукового результата.
Сложность в данных примерах состоит в том, что фактура второй партии гораздо плотней, чем у первой, поэтому велика вероятность нарочито громкого ее исполнения. Здесь важно воспитывать у ученика умение отойти на «второй» план, не взирая на достаточную сложность своей партии, владеть ею настолько непринужденно и легко, чтобы у нее была возможность слышать прежде всего материал первой партии, исполняя при этом свою. Ансамблисты должны научиться точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно представлять всю музыкальную ткань произведения.
После освоения данного материала я использую в работе сборник «Фортепианные ансамбли для детей», составители Т. Вережникова, Е,Подрудкова. Здесь представлены переложения для фортепиано в 4 руки популярных музыкальных произведений классической и джазовой музыки таких композиторов как М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, А. Холзмана, Р. Петерсена, К. Хачатуряна, Дж. Гершвина.
Теперь уже ученики могут закрепить те умения и навыки, которые были выработаны при работе над упражнениями: одновременно вступить с помощью ауфтакта, синхронно «взять» и «снять» звук, равномерно распределить звучание в аккорде и параллельных голосах, одновременно завершить музыкальное произведение, организовать такт в определенном размере, с чередованием сильных и слабых долей; передать друг другу незаконченную фраз или мелодию, не разрывая при этом музыкальную ткань. Для концертного выступления из данного сборника была выбрана «Баркарола» Г. Доницетти.
Пьесу выбрали на уроке по обоюдному согласию будущих исполнителей. Первый показ произведения педагогом (совмещенное исполнение обоих партий) вызвал самые положительные эмоции. Проводилась работа над формированием музыкального образа : беседа о произведении, о специфике его исполнения, о характере музыки. Оба исполнителя должны иметь одинаковое представление об эмоциональном содержании исполняемой музыки. Были определены функции каждой партии и распределение звука в них. Учащиеся самостоятельно разбирали текст партий в ходе домашней работы. Проверка результатов проводится в классе на индивидуальных занятиях, цель которых сводится к грамотному исполнению нотного текста, аппликатуры, штриховых обозначений. При этом педагог при каждом удобном случае подыгрывает партию будущего партнера, подготавливая тем самым ученика к слышанию всей партитуры произведения. Была организована и домашняя работа. Учащаяся, исполняющая вторую партию, учила произведение как песню под собственный аккомпанемент, исполняя голосом мелодию первой партии. Учащийся, исполняющий первую партию, работал над точностью воспроизведения всех штрихов (стаккато, легато); определял и пытался воспроизвести характерные особенности в строении мелодии: нахождение в ее контуре смысловых акцентов, кульминаций, элементов выразительности и звукового колорита.
Далее начинается работа над совместным исполнением произведения. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Начать вместе играть, синхронно взять два звука - не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Еще не начав совместного исполнения, нужно договориться, кто будет показывать вступление, должен быть определен темп. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Здесь надо напомнить ученикам об уже известном им дирижерском приеме – ауфтакте, и как он применяется пианистами. На данном этапе обучения можно перед показом ауфтакта движением руки еще и просчитать пустой такт. Полезно посоветовать обоим партнёрам взять дыхание (в самом прямом смысле - сделать вдох). Это делает начало исполнения естественным, органичным, снимает напряжение. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков у обоих исполнителей. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание - "снятие" звука. Особое место, в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с метроритмом. Он, по существу, выполняет функции дирижёра в ансамбле. Ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижёр», «жест» которого способствует объединению ансамблистов, а значит, и их действий, в одно целое. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определённость «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Если при неточности исполнения остальных компонентов снижается общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится ансамбль. Исполнение должно сопровождаться точной акцентировкой во время игры.. Работа над концертным исполнением включает в себя: умение контролировать учащимися решения всех художественных и технических задач.
Заключение:
Фортепианный ансамбль – это та форма обучения, которая может помочь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, разбудить интерес и любознательность, пополнить фонд его слуховых впечатлений, заинтересовать ребенка, эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап.
Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно.
Список литературы:
1. Н. Ризоль, Очерки о работе в ансамбле 1986г. - Москва
2. А. Готлиб, Первые уроки ансамбля.
3. Е. Сорокина, Фортепианный дуэт. История жанра – М. : Музыка,1988
4. Г. Нейгауз, Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М. Музыка,1989.