цветкова светлана
Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Обучающая: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову родина, познакомить с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества;
2. Развивающая: развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, познакомить с бесценным духовным наследием нашего народа и традициями;
3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю, активной гражданской позиции.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование к уроку: рисунки на тему «Россия – Родина моя», мяч,
мультимедийный проектор.
Ход урока:
I.Определение темы.
-Сегодня на классном часе мы будем говорить …. Тему вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус. (См. слайд 2)
-Какое слово получилось? (Родина)
-Как называется наша Родина?
-Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя» (См. слайд 3)
II. Беседа по теме урока.
1. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано, с этим понятием? (учитель бросает мяч, и каждый поймавший, заканчивает фразу словом: «Родина – это…»)
-Подберите синонимы к слову Родина. (После ответов учащихся см. слайд 4)
Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.
Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.
Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)
-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)
-Выберите из списка прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина. (См. слайд 5)
Ученики рассказывают стихотворение М. Пляцковского «Родина»
«Родина» - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспомнится, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
-Как вы представляете свою Родину, мы видим на ваших рисунках, которые вы приготовили к классному часу.
2. -Наша страна отличается от других государств: (См. слайд 6)
• языком, на котором разговаривает народ;
• своими символами;
• историей;
• обычаями, традициями;
• географическим положением.
Наша страна самая большая по площади. Её площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы. Граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. (См. слайд 7)
Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия. (См. слайд 8)
3. У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг. (См. слайд 9)
Слово «флаг» греческого происхождения. Произошло от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.
-Сколько цветов на нашем флаге?
- В каком порядке они расположены на флаге?
-Что означает каждый цвет?
- Где можно увидеть государственный флаг?
• Государственный флаг развивается над правительственными учреждениями. Флаг имеет три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная. С 1993 года – государственный флаг Российской Федерации.
Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости.
Синий - верность и честность, стремление к миру.
Красный – отвагу, героизм, огонь и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, считался лучшим, это особая честь.
Вопрос о цветах государственного флага обсуждался впервые в 1667 году, в правление царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия: парусный корабль «Орел», яхта и легкие корабли. Флотилия должна была защищать торговые суда на Волге и Каспийском море. И флаг должен был указывать на государственную принадлежность корабля.
Было проведено целое историческое исследование знамён разных государств. Царь Алексей Михайлович издал указ о том, чтобы корабельный флаг был трё хцветным: белым, синим, красным. (См. слайд 10)
Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.
-Какой основной цвет на нашем гербе?
-Какая птица изображена на гербе? Почему именно орел?
-Почему у орла две головы?
- Что держит в лапах орел?
-Кому раньше принадлежали скипетр и держава? (царям, напоминают об историческом прошлом страны)
-Что ещё напоминает об историческом прошлом? (корона)
-Что вы видите в центре? (герб Москвы)
-Кто изображен на гербе Москвы?
-Что делает всадник?
• Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». В 10-12 веках так называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой сжимает скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр - жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Над головой орла три короны, которые означают единую связь трех дружественных народов- русских, украинцев и белорусов. Одна голова орла обращена на восток, другая на запад. Так как наша страна расположена в Европе и Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. В правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. Всадник – Георгий Победоносец. С именем Георгия Победоносца связана легенда.
Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.
Двуглавый орёл как символ Русского государства появился в xv веке при великом князе московском Иване Ш Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственной печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий дракона, на обороте – двуглавый орёл с распростертыми крыльями и двумя коронами. (См. слайд 11)
Иван IV Грозный (16в.)– первый правитель, получивший титул царя. При нем символами царской власти становятся шапка Мономаха, скипетр и держава. Изменяется и герб. На груди орла появляется щит с изображением святого Георгия, убивающего змея. (См. слайд 12)
Перемены в государстве отражались и на изображении герба. Вот так выглядел герб при императоре Александре I в начале 19 века. (См. слайд 13)
Таким герб был в середине 19 века.
Таким был в конце 19 века.
-Что в них общего и чем отличаются?
В декабре 1922 года образовался СССР. Щит заменили на изображение земного шара, а девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» расположили на лентах, обвивающих колосья. Девиз был написан на языках народов, которые подписали первый союзный договор. Вначале их было 6, а со временем стало 15. В верхней части герба появилась пятиконечная звезда. (См. слайд 14)
Гербы не только красивые картинки, они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам, дошедших до нас из глубины веков.
• Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях. Например, при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку сочинил композитор А. Александров, а слова С. Михалков (звучит гимн)
-Что вы чувствуете?
Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю. Военные марши появились в России при Петре I.
Символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества. Государственные символы достались нам от предков.
4. Мы живем с вами в самом прекрасном городе нашей страны.
-Назовите его? (См. слайд 15)
-Как вы понимаете выражение: Москва – сердце России.
-Кто знает, кто основал Москву? В каком году?
Москва древний город. Первое упоминание в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.
5.(См. слайд 16)
-Как вы понимаете, слово уникальна?
-Какие примеры можете привести?
(Подготовленные дети рассказывают)
Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима. А на юге в Ялте люди купаются в море. В Петербурге ещё ночь, а в Иркутске уже солнце встало. Утро наступает в Красноярске на 4 часа раньше, чем в Донбассе.
Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…
В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире Байкал. Максимальная глубина достигает до 1620метров. Для сравнения, например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке - достигает 82м. Глубина озера Чад 4-11м.
Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода самая прозрачная.
В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Её длина составляет 3530км. Для сравнения: длина реки Сена во Франции всего лишь 776км. Длина реки Рейн в Германии – 1320км.
В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.
В-шестых, посмотрите, как красив русский лес. А теперь представьте: тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птицу, берёзу, распустившую свои листочки под окном, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!
Можно ещё долго перечислять.
6. Работа в группах.
-Как вы думаете, чем и кем может гордиться наша Родина? (ответы детей)
(См. слайд 17 показать только диаграмму)
-Давайте составим «альбом иллюстраций» для этой диаграммы. Для этого поработайте в группах.
Одна группа – историки. Надо расположить исторические события в хронологическом порядке. Правильность выполнения работ проверим, используя слайды.
Текст для работы в группе:
Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в 13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу.
Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев.
Россия гордится и тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.
Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.
2 группа – «Знатоки архитектуры». Среди перечисленных памятников архитектуры выбрать только те, которые были воздвигнуты и построены в России.
Украшением нашей земли являются знаменитые церкви и соборы, возведенные русскими зодчими и строителями во многих городах и селах России. Это величественные соборы Москвы и Санкт-Перетбурга, Новгорода, Суздаля. Например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) считается шедевром мировой архитектуры.
Много замечательных памятников, которые отражают исторические события: памятник Петру первому, статуя Свободы, памятник Ивану Федорову, покорителю космоса.
3 группа – «Знатоки живописи»
Среди перечисленных картин выбрать те, которые написаны художниками России.
Лучшие творения российских художников 18-20 веков собраны в знаменитой Третьяковской галерее в Москве, залах Русского музея Санкт-Петербурге.
Например, Шишкин и Саврасов, Леонардо до Винчи и Рафаэль изображали неповторимую красоту природы.
Левицкий и А. Венецианов, Крамской и Рембранд изображали портреты наших соотечественников.
П. Корин и М. Авилова, И. Пряшникова изобразили важнейшие исторические события нашей истории.
Ребята каждой группы рассказывают, и появляется на слайде картина, памятник….
Россия может гордиться своими учеными: М. В. Ломоносовым и М. И. Менделеевым. Ломоносов основал первый русский университет, который носит сейчас его имя. Он занимался исследованиями в области математики, физики, географии, геологии, биологии, истории, языкознании. Менделеев создал периодическую систему химических элементов.
У К. Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к нашей природе».
Посмотрите, как красив русский лес.
-Какие события последних лет вы увековечили бы в архитектурных памятниках, скульптурах, стихах, музыке?
7. Народная мудрость скрыта в пословицах. Найдите пословицы и поговорки о Родине. Попробуйте объяснить смысл.
-Какие пословицы о Родине знаете вы?
(См. слайд 18)
8. Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. Край, где вы родились и живете – это Хакасия. Хакасия – малая Родина. Хакасия – край степей, где возвышаются курганы. (См. слайд 19)
9. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится к культурным ценностям, гордиться своими достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому, что именно в ней ты родился».
-Какие слова, мог сказать настоящий патриот своей страны? (См. слайд 20)
. Домашнее задание.
Мы о многом сегодня говорили. Из глубокой древности до наших дней и продолжают жить самобытные песни, сказки, предания, обряды и обычаи русского народа. Вам надо определить, где праздник, а где обычай. Найти материал и подготовить рассказ об одном из них.
V. Итог классного часа.
Продолжи предложения:
-Сегодня я узнал, что…
-Мне было интересно потому, что…
-Мне стало интересно узнать…
(См. слайд 21)