оксана кудрявтсева
Фольгопластика как средство развития художественно-творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Фольгопластика как средство развития художественно-творческих способностей детей
Аннотация
Данная методическая разработка посвящается проблеме недостаточного уровня умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности детей проявлять свои творческие способности в процессе продуктивной деятельности, неумении творчески подходить к решению каких-либо задач, мыслить «не по шаблону». В наше время дети стали менее чувствительные, меньше думающие, менее творческие. Сегодня дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Публикация «Фольгопластика как средство развития художественно-творческих способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Данная методическая разработка содержит рекомендации по использованию фольгопластики (художественное конструирование из фольги) как одного из эффективных средств развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Методическая разработка предназначена для организации совместной продуктивной (художественно творческой) и экспериментальной деятельности детей и взрослого, а также для самостоятельной деятельности детей в ДОУ с использованием нетрадиционного материала - фольги. В разработке также описываются техники изготовления различных продуктов деятельности (объемные поделки, аппликации) из фольги. Из фольги можно создавать не только различные поделки с детьми, но и проводить с ней эксперименты (рвать, пробовать рисовать на ней, узнавать ее свойства). Фольга – прекрасный материал для изготовления всяких предметов –полезных и увлекательных, например забавных игрушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности. Серебристость фольги для восприятия детей равносильна волшебству. Фольга - это благодатный материал для творчества детей и взрослых. Желаю всем приятной совместной деятельности и рукотворного волшебства!Методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и родителям. Возможные сферы применения - методическая разработка может быть использована в учреждениях дополнительного и дошкольного образования.
Актуальность.
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др. практиков).
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно "сваливающихся" на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. В эпоху кризисов и социальных перемен нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди. Но современное обучение и воспитание сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
От того насколько ребенок будет развит творчески напрямую зависят и познавательная активность и умственные способности ребенка (интерес узнавать новое, задавать вопросы, выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, наблюдать).
К сожалению, многим родителям в виду их загруженности на работе, некогда заниматься собственным ребенком, не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги, играть с ним, проще купить компьютерную игру или включить телевизор с иностранными мультфильмами. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и всё это способствует торможению их воображения, сковыванию инициативы, снижению качества результатов их деятельности. Ребенок может стать агрессивным, замкнутым, черствым, не желающим играть со сверстниками.
Ребенок может «потерять» себя как личность, не быть востребованным в нашем стремительно развивающемся обществе, жить «по шаблону», работать «по шаблону».
А каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира.
Поэтому проблема развития творческих способностей, по-моему мнению, стоит сейчас очень остро. В процессе поиска решений этой проблемы возникла идея увлечь детей интереснейшим видом художественного творчества – фольгопластикой.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование. А если же применять на таких занятиях нестандартные материалы, например такие как фольга,то эффективность увеличится в разы. Художественное конструирование – это продуктивный творческий вид деятельности, в результате которого из разнообразных материалов создается изображение или объемный образ.
Развивая творческие способности в процессе работы с фольгой, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает определенные знания, умения и навыки. Эта работа, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию творческого мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о нетрадиционном материале, который можно использовать для создания интересных поделок. Фольгопластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, экспериментирование, конструирование из фольги. Занятия с фольгой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия. Фольга помогает проявить детям самые разные способности : и творческие, и конструктивные, и оформительские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься фольгой не только интересно и увлекательно, но и полезно.
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.
Именно поэтому я выбрала приоритетным направлением своей работы - работу с фольгой как эффективное средство творческого развития детей.
Цель: Способствовать развитию творческих способностей детей в процессе художественного конструирования с нетрадиционным материалом – фольгой.
Задачи:
-познакомить детей со свойствами и особенностями фольги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
-познакомить детей с различными техниками работы с фольгой;
-развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность;
-развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;
-воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
Ожидаемый результат работы:
Предполагается, что организованная работа по художественному
конструированию из фольги будет способствовать повышению развития творческих
способностей детей :
- дети научаться самостоятельно экспериментировать с материалом - фольгой;
- научатся преобразовывать готовые изображения, дополнять деталями;
-самостоятельно создавать задуманные образы из фольги и передавать их характерные особенности.
Новизна
Заключается в использовании нестандартного материала при организации продуктивной (творческой) деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, развитие навыков конструирования творческого характера.
Значимость работы с точки зрения реализации ФГОС
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
В своей работе я стараюсь использовать креативный подход, то есть стремлюсь, чтобы дети «открывали» для себя что-то новое, появлялись новые продукты творчества из нетрадиционного материала. Это в свою очередь способствует развитию творческих способностей и воображения, интересов, любознательности и познавательной мотивации, устойчивости внимания, способности к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.
Практическая значимость.
Фольгопластика - разновидность художественного конструирования. Также фольгу можно использовать для аппликаций и экспериментирования. Необычный для дошкольников вид деятельности, в ходе которого решаются задачи образовательных областей:
«познавательное развитие» - у детей развивается творческая активность, интересы, идет формирование представлений об окружающем мире;
«речевое развитие» - обсуждая образы, которые возможно создать при помощи фольги, проводя эксперименты с фольгой, развивая мелкую моторику, дети развивают и свою речь;
«художественно-эстетическое развитие» - у детей развивается самостоятельная творческая деятельность – конструктивно-модельная;
«физическое развитие» - развивается мелкая моторика пальцев рук;
«социально-коммуникативное» - происходит становление самостоятельности, формируется позитивная установка к различным видам труда и творчества.
Содержание методической разработки
Из обычной фольги можно изготовить удивительные цветы, фоторамки или рамочки для детских рисунков, украсить блестящими завитушками шкатулку, подсвечник, сплести из фольги сказочный фонарик или смешных животных.
В общем, границы ставит только ваше воображение.
Большой интерес у детей вызывает работа с фольгой за её уникальные свойства. У фольги хорошая пластичность, это позволяет придавать ей любую форму, устойчивость к воздействию света и влаги, гарантирующая долговечность этого материала, малый вес и красивый внешний вид, обеспечивают высокие эстетические свойства.
Для работы с детьми подойдёт любая фольга. Простая серебряная, которая есть почти в каждом конфетном фантике или в шоколадной обёртке, разноцветная, в неё заворачивают высококачественные конфеты. А ещё есть специальная фольга, предназначенная для запекания в ней кусков мяса, рыбы или курицы. Такая фольга свёрнутая в большие рулоны, продаётся в хозяйственных магазинах. Вот она–то – самая удобная для изготовления поделок, поскольку немного толще конфетной, а значит, прочнее и эластичнее.
Только один нюанс – для поделок не следует брать фольгу на белой бумажной основе. Она плохо держит форму, зато может пригодиться для аппликаций. Фольга –прекрасный материал для изготовления всяких предметов – полезных и увлекательных, например забавных игрушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности.
Фольга- это прекрасный материал для изготовления поделок. Она сама по себе выглядит интересно, а сочетание фантазии и умения рождает удивительные поделки своими руками.
При работе с фольгой, как и с другими нетрадиционными материалами, нет жёсткой заданности, строгого контроля, который присутствует на обычных занятиях, зато есть творческая свобода и радость, результат обычно эффективный и почти не зависит от умелости и способности детей. Эксперименты с фольгой - это маленькая игра, в которой раскрываются такие качества, как инициативность, самостоятельность, формируются художественно-творческие способности.
В художественно-продуктивной деятельности реализуется развитие исследовательской деятельности, возможность участия детей в элементарных опытах с фольгой, позволяющими познать её свойства, качества, возможности.
Прежде, чем приступать к изготовлению поделок из фольги, рекомендуется сначала провести экспериментально – исследовательскую деятельность с детьми, для изучения свойств фольги (пластичная, непрозрачная, хорошо держит форму и т. п.)
Приёмы работы с фольгой (эксперименты) :
-разрывание
-сминание
-скручивание в жгут
-скатывание
-скрепление частей
-вырезание
-процарапывание
-нанесение на шнур или проволоку
-тиснение (можно отпечатать предмет, например монетку на фольге, фольга лежит на мягкой поверхности)
-гравировка (нанесение на фольгу рисунка и выкалывание узора острым предметом, например зубочисткой)
-рельефный способ (оборачивание фольгой мелких предметов с рельефным рисунком, разглаживание поверхности до появления рисунка).
Используемые средства :
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей.
Применяемые методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
Формы работы с детьми:
-игра-экспериментирование по заданному образцу
-экспериментирование на занятиях
-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, развлечений
-продуктивная деятельность (создание различных поделок)
-организация выставок детского творчества
-свободные творческие игры.
Список рекомендуемой литературы:
1. Лыкова И. А. «Умные пальчики» - парциальная программа познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в творческом конструировании. – Москва, «Цветной мир»,2016
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1999г.
3. Н. В. Шайдурова «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»,
2008
4. Интернет ресурсы.