Анастасия Дмитриевна
Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре «Здоровьесберегающие технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №36»
Методическая разработка для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему :
«Здоровьесберегающие технологии»
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Казакова Анастасия Дмитриевна
Дзержинск, 2020.
«НЕ лечиться, чтобы стать здоровыми, а укреплять здоровье, чтобы не болеть»
Публикация «Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре „Здоровьесберегающие технологии“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей : увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России;
- ухудшение состояние здоровья матери;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- перегрузки;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний, а также просветительской работы с родителями. И по этому в настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка основ здорового образа жизни.
Начинать приучать детей заботиться о своём здоровье необходимо с малых лет. Тогда привычка следовать определённым правилам войдёт в жизнь ребёнка естественно, и будет сопутствовать на протяжении многих лет.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Необходим поиск новых подходов к здоровьесбережению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге здоровья ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.
Формы организации здоровьесберегающей работы в ДОУ :
1. физкультурные занятия;
2. самостоятельная деятельность детей;
3. подвижные игры;
4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
5. двигательно-оздоровительные физкультминутки;
6. физические упражнения после дневного сна;
7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
8. физкультурные досуги;
9. спортивные праздники.
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Здоровьсберегаюшие технологии используемые мной на физкультурных занятиях :
Стретчинг – метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.
Игровой стретчинг я применяю на каждом своём занятии, уделяя ему лишь 5-6 минут, т. к. более длительные статические нагрузки могут быть утомительными. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Подвижные и спортивные игры – это часть моего физкультурного занятия, проводится как в зале так и на прогулке, рекомендуется воспитателям для проведения в групповой комнате. Существуют игры малой, средней и высокой степени подвижности. Рекомендуется проводить их ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – проводится мной в конце занятия в зале. В зависимости от состояния детей и целей, я определяю интенсивность технологии. Подходит для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Дорожка здоровья – Используется мной в заключительной части физкультурного занятия как профилактика плоскостопия. Рекомендуется детям всех возрастных групп. Ходить по ним необходимо босяком или в носочках. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Самомассаж – уместен в вводной и заключительной части физкультурного занятия, а так же между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни. Целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги) .
С этой целью проводятся совместные физкультурные праздники и развлечения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Таким образом: применяемые в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.