Елена Ивановна Гуцул
Методическая разработка для педагогов ДОУ «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.
Методическая разработка «Использование игр с прищепками в коррекционно-развивающей работе у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» содержит практический материал для проведения коррекционных занятий с одним ребёнком или подгруппой детей с целью коррекции звукопроизношения, активизации речи детей, развитию лексико-грамматического строя речи. Материал адресован учителям-логопедам и педагогам дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Методическая разработка для педагогов ДОУ „Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Пояснительная записка
В методической разработке «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР» представлен нетрадиционный метод работы со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Так как основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра, по словам В. А. Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», то процесс обучения должен проходить в игровой форме и игры с прищепками здесь эффективны и удобны в применении.
Представленный методический материал разработан с целью разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям, активизировать познавательную и мыслительную деятельность дошкольников.
Такой инновационный метод способствует физическому и умственному развитию ребенка и решает следующие задачи:
- развивает мелкую моторику, упражняет в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
- упражняет в ориентировке на плоскости листа;
- упражняет в образовании существительных во множественном числе;
- упражняет в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражняет в согласовании прилагательных с существительными;
- обогащает словарный запас;
- развивает фразовую речь;
- упражняет в звукобуквенном, слоговом анализе слова;
- способствует закреплению правильного образа буквы;
- помогает проводить работу по автоматизации поставленных звуков;
- развивает тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
- развивает познавательные процессы (внимание, память, мышление);
- развивает умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
- воспитывает активность, самостоятельность, инициативность, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослым во время игры.
В процессе игр у детей формируется быстрота нервных импульсов от
рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Актуальность методической разработки заключается в том, что развитие мелкой моторики рук дошкольников способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, воображения, а также работоспособности, усидчивости.
Значимость состоит в том, что прищепки применимы практически на всех занятиях, по всем образовательным областям. Опыт работы показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии с использованием прищепок способствует более легкому, интересному, эмоциональному формированию знаний об окружающей действительности, развитию мелкой моторики руки, связной речи, пространственных отношений и зрительного восприятия, логического мышления и творческих способностей. Кроме того, предложенная система применения данного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться не только в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а также для всех детей как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Существуют дети, которым трудно усидеть на месте, следовательно, создают определенные трудности в работе педагога. А использование игр с прищепками делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, создает положительный настрой на работу, воспитывает любознательность.
Игры с прищепками вызывают у детей интерес, как предметы манипуляции и они не осознано выполняя действия, усваивают речевой материал. Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики, тем самым готовят руку ребенка к продуктивной деятельности и самое главное к письму. В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Поэтому в своей работе по развитию речи, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, при обучении грамоте я использую безопасные, яркие, красивые прищепки.
Представленная методическая разработка рекомендована для педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней представлены дидактические игры с прищепками по всем речевым блокам.
Содержание методической разработки
Методическое пособие представляет собой комплект яркого наглядного
материала. Игры оформлены в виде карточек А5 с игровыми заданиями,
карточек с предметными картинками, напечатанными словами, наборные
полоски, «светофорчик». Каждая из них заламинирована и имеет задания с двух сторон. Данное пособие включает игры с заданиями по автоматизации и дифференциации звуков, по развитию лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова, навыков звукобуквенного анализа, мелкой моторики рук.
Самомассаж
На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.
При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками:
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»
Игры на развитие зрительно-моторной координации:
«Дополни картинку»
Задачи:
• улучшение мелкой моторики, усиление мускулатуры кистей и пальцев;
• совершенствование восприятия цветов;
• стимуляция речевых способностей;
• развитие творческого воображения;
• улучшение концентрации внимания;
• формирование позитивного эмоционального состояния.
Педагог предъявляет детям шаблоны изображения предмета с незаконченными элементами, например, зайка без хвоста, без ушей, подсолнух без лепестков, солнце без лучей и т. п. Нужно назвать
недостающие детали и дополнить изображение прищепками соответствующего цвета.
«Разноцветные фигуры»
Задачи:
Те же.
Ребёнок развешивает геометрические фигуры на веревочке,
прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т. д.)
Игры на развитие ориентировки в пространстве
Игра «Что слева, что справа?»
Задачи:
• развитие ориентировки на листе бумаги;
• автоматизация звука.
Детям раздаются расчерченные на 9 квадратов карточки формата А5. В каждом квадрате изображена предметная картинка.
Педагог просит назвать картинку в правом верхнем углу и прикрепить прищепку. Далее, в левом верхнем, в правом нижнем, в левом нижнем углах.
Игра «Что около?»
Детям предлагается назвать картинку, которая находится около той, которую называет педагог и прикрепить прищепку.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи:
Игра «Назови ласково», «Большой - маленький»
Задачи:
• образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
• автоматизация звука.
Перед ребёнком карточка А5. Слева изображены «большие» предметы, справа «маленькие». Ребёнку предлагается назвать «большой» предмет и прикрепить прищепку определённого цвета, затем найти «маленький» предмет, называя при этом слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и прикрепить прищепку такого же цвета.
Игра «Один-много»
Задачи:
• образование множественного числа имён существительных;
• автоматизация звука.
Ребёнку даётся карточка А5. Слева изображен предмет в единственном числе, справа такой же предмет, но во множественном числе. Ребёнку предлагается прикрепить прищепки одинакового цвета к соответствующим предметам и назвать их (собака-собаки).
Игра «Какой, какая, какое?
Задачи:
закрепление названия цветов;
упражнение в согласовании прилагательных с существительными;
автоматизация звука.
Ребёнок достает из мешочка предметную картинку и подбирает прищепку определенного цвета. Называет, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: Жёлтое солнце, синяя слива и т. д.
Игра «Назови детёнышей»
Задача:
закрепление названий детёнышей домашних и диких животных.
Перед ребёнком карточка А5. Слева изображены животные, справа их детёныши. По заданию педагога воспитанник называет животного и крепит прищепку, затем ищет детёныша, называет его и крепит прищепку такого же цвета.
Игра «Жадина»
Задачи:
упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё;
автоматизация звука.
Ребёнку необходимо прицепить прищепкой картинку, подходящую к картинке на игровом поле. Проговаривать следующим образом: "Моя сумка", "Моё солнце", "Мои носки", "Мой сундук и т. д. Следить за правильным произношением звуков.
Игра «Чей хвост?»
Задачи:
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
закреплять умение различать и называть животных;
развитие мелкой моторики рук.
Дидактический материал: плоскостные изображения различных животных, а также их хвостов.
Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и прикрепить его прищепкой и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Игра «Подбери картинки»
Задачи:
развивать мышление, способность классифицировать предметы;
автоматизация звука.
Детям предлагается подобрать картинки из левого и правого столбика, чтобы они подходили друг к другу и прикрепить одинаковые прищепки (сова-аист, слон-лиса и т. п.).
Игра «Мудрая сова»
Задача:
дифференциация звука [С]
Сове нравятся такие слова, в которых слышится звук С. Дети прикрепляют прищепки на картинки, в названиях которых есть звук [с], отрабатывают звукопроизношение.
Игра «Различай и называй»
Задача:
дифференциация звука [С]
Красные прищепки крепим на картинки со звуком [С], синие – со звуком [Ш].
Игра «Четвёртый лишний»
развивать мышление, внимание, делать выводы, обобщать;
автоматизация звука.
Ребёнку предлагается выбрать лишний предмет и прикрепить прищепку к
этой картинке. Обосновать свой выбор. В процессе игры дети научатся
рассуждать и мыслить логически, потренируют скорость мышления и фантазию.
Игра «Сколько слов?»
Задача:
учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение.
Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками (по 3—4 прищепки одного цвета и одна красная) и наборная полоска.
I вариант
Каждый из детей получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении.
II вариант
Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог).
Так же, как и в первом варианте, дети определяют количество слов в названных или в самостоятельно составленных предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под и т. п., который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой.
Игры, способствующие обучению грамоте
Игра «Звуковая цепь»
Задача:
учить различать гласные и согласные звуки.
Педагог произносит звуки, ребёнок собирает цепь (прищепки красного цвета – гласные звуки, синего – согласные).
Игра «Светофорчик»
Задача:
развитие фонематического слуха и восприятия.
Детям предлагается прослушать слово, определить позицию заданного звука и прикрепить на «светофорчик» прищепку в нужную позицию (начало, середина, конец слова).
Игра «Посчитаем слоги»
Задача:
учить слоговому анализу слова.
Логопед напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нём
гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.
Игра «Угадай»
Задача:
формировать навыки слогового анализа и синтеза.
Перед ребёнком выложены несколько предметных картинок (сом, сова, собака). Педагог (или один из детей) загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Ребёнок должен назвать картинку по количеству слогов.
Игра «Звук и цвет»
Задача:
обучение звукобуквенному анализу слогов и слов.
Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки зелёного цвета, а гласные – прищепки красного цвета. После того, как правила оговорены, педагог показывает ребенку карточку со слогом, например, «са». Ребёнок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух. Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.
Игра «Зажги фонарики»
Задача:
развитие навыков звукобуквенного анализа.
У детей карточки со словом, написанным печатным шрифтом. Дети,
прочитав слово, проводят звуковой анализ и прикрепив прищепки - «фонарик», символ, соответствующий данному звуку.
Условие: написание букв должно совпадать со звучанием.
Игра «Подбери картинку к схеме»
Задача:
развитие навыков звукобуквенного анализа.
Ребёнку предлагается подобрать картинку к заданной схеме.
Игра «Поставь ударение»
Задача:
обучать правильно ставить ударение в словах;
развивать слуховое внимание.
Педагог, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.
Игра «Смотри, не ошибись»
Задача:
развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв.
Детям предлагается найти на карточке буквы, которые напечатаны неправильно и прикрепить к ним прищепку.